Экономические основы культурно–познавательного туризма в Алтайском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект выполнялся по теме «Экономические основы культурно–познавательного туризма в Алтайском крае» на основании материалов (преимущественно в виде электронных источников) www.altairegion22.ru, www.econom22.ru и другие. Работа дает целостную картину о историко–культурном потенциале Алтайского края; об археологических памятниках области в целом; о его природно–рекреационных ресурсах.

Работа состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Задачи работы:
изучение особенностей культурно–познавательного туризма;
выявление сущности культурно–познавательного туризма в Алтайском крае;
изучение историко–культурного потенциала, туристскую освоенность, развитие культурно–познавательного туризма и умение правильного использования их в туристской деятельности края для разработки туров;
изучение технологии разработки культурно–познавательного тура;
характеристика экономического потенциала культурно-познавательного туризма в Алтайском крае;
исследование туристского рынка Алтайского края;
разработка проекта культурно–познавательного тура по Алтайскому краю.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………... 3

Глава I. Культурно-познавательный туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………….…………..5

1.1. Общие представления о культурно–познавательном туризме………………………………………………………………………..… 5

1.2. Особенности использования историко–культурного наследия Алтайского края в туристской сфере……………………………………………………….... 9

Глава II. Анализ сферы туризма Алтая: состояние, перспективы и подготовка кадров ……………………………….………………………….…………….….21

2.1. Туроперейтинговая и турагентская деятельность в Алтайском крае………………………………………………………………………………. 21

2.2. События в сфере туризма Алтайского края…………………...…………. 36

2.3. Разработка культурно–познавательного тура..............................................37

Заключение………………………………………………………………….……41

Список использованной литературы………………………………………...…43

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ 
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Алтайский Государственный Технический Университет имени И. И. Ползунова
 

     Заочный факультет

     Кафедра Сервиса и Туризма 
 
 

     Курсовая  работа на тему:

     «Экономические  основы культурно–познавательного туризма

     в Алтайском крае» 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: ст–ка гр 9СКСТиТ–81

                    Бичек Д. Ф.

                    Проверил: к.п.н., доцент

                  Шаховалов Н. Н. 
                   
                   
                   
                   
                   

     Барнаул 2011 
Содержание:
 

Введение……………………………………………………….………………... 3

Глава I. Культурно-познавательный туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………….…………..5

1.1. Общие представления о культурно–познавательном туризме………………………………………………………………………..… 5

1.2. Особенности использования историко–культурного наследия Алтайского             края в туристской сфере……………………………………………………….... 9

Глава II. Анализ сферы туризма Алтая: состояние, перспективы и подготовка кадров ……………………………….………………………….…………….….21

2.1. Туроперейтинговая и турагентская деятельность в Алтайском крае………………………………………………………………………………. 21

2.2. События в сфере туризма Алтайского края…………………...…………. 36

2.3. Разработка культурно–познавательного тура..............................................37

Заключение………………………………………………………………….……41

Список использованной литературы………………………………………...…43

 

      Введение 

     Данный  курсовой проект выполнялся по теме «Экономические основы культурно–познавательного туризма в Алтайском крае» на основании материалов (преимущественно в виде электронных источников) www.altairegion22.ru, www.econom22.ru и другие. Работа дает целостную картину о историко–культурном потенциале Алтайского края; об археологических памятниках области в целом; о его природно–рекреационных ресурсах.

     Работа  состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

     Задачи работы:

  • изучение особенностей культурно–познавательного туризма;
  • выявление сущности культурно–познавательного туризма в Алтайском крае;
  • изучение историко–культурного потенциала, туристскую освоенность, развитие культурно–познавательного туризма и умение правильного использования их в туристской деятельности края для разработки туров;
  • изучение технологии разработки культурно–познавательного тура;
  • характеристика экономического потенциала культурно-познавательного туризма в Алтайском крае;
  • исследование туристского рынка Алтайского края;
  • разработка проекта культурно–познавательного тура по Алтайскому краю.

     Объект  исследования — культурно–познавательный туризм как один из видов туризма.

     Предмет исследования — историко–культурный потенциал и природно–рекреационные ресурсы Алтайского края для развития культурно–познавательного туризма.

     Курсовая  работа была написана путем анализа  литературы по существующей туристической  практике, включенного наблюдения за работой туристских фирм города, системного анализа историко-культурных и природных особенностей края, а так же устного опроса сотрудников туристских фирм города.

     В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов  экономико–статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, статистический, системный, обобщение, описание, анализ.

 

      Глава I. Культурнопознавательный туризм: понятие, особенности, основные тенденции 

     1.1. Общие представления о культурно–познавательном туризме 

       Культурно–познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида–переводчика» [5]. Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно–познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью — насыщенность поездки экскурсионной программой.

     При этом, поскольку сама по себе экскурсия  может быть включена  в программу  практически любого путешествия, культурно–познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Например, по своему содержанию в основном культурно познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, предполагают увлекательную экскурсионную программу. Если речь идет о культурно–познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко–культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно–познавательный туризм с экологическим.

     Под понятием культурного туризма понимается  потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.

     На  сегодняшний день существует множество  видов туризма. Это семейный, познавательный, спортивный, деловой туризм и т.д.; так как понятие культурного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурный туризм это ещё обмен опытом, навыками.

     Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время  путешествия, удовлетворить их культурные потребности [6].

     Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники созданные человеком и природные, достопримечательности,  городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т. д. Культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией и культами, т. е. новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, представленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества. Усиление взаимосвязи культуры и туризма базируется на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явления, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей. Базисом выступают пять мотивационных признаков: (а) познание явлений и вещей, (б) коммуникация, (в) релаксация, (г) лечение и оздоровление, (д) социальный престиж. Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально–информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также последующий релаксационный эффект.

     Среди подвидов культурного туризма выделяются несколько уровней:

  • Профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников. Обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч и т. д.
  • Специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в части детального знакомства и изучения  местных обычаев, истории и быта населения, фольклором, иным культурным наследием.
  • Неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющиеся основой целеполагания туристской поездки, например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.
  • Сопутствующий, который является дополнительной и необязательной частью туристской программы (культурной программы). Обычно сопровождает деловой туризм, спортивный туризм и другие виды и подвиды туризма.
  • Культурный кватитуризм, туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт [3].

     Рынок познавательного туризма также  достаточно широк. Он в меньшей степени  зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его  интересов. Интересовать человека может  многое, в особенности что–то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

     Существуют  две разновидности познавательных туров:

  • Стационарные туры — с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
  • Маршрутные туры — посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

     При организации маршрутных туров разрабатывается  специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от  величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие, и т.д. [3]

     Основную  роль в таких программах играют экскурсионно–познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.

     Если  организуется исторический тур, то богатая  экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности  на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия — посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно–прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

     Программа тура строится в зависимости от тематики тура. Досуг на таких турах культурно–познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

     Размещение  туристов в стационарных турах может  быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование — местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах — от 2 до 4 звезд).

     На  познавательных турах с туристами работают опытные гиды–экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях — экскурсоводы–искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

     В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

     На  основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно–познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия [10]. 

     1.2. Особенности использования историко–культурного наследия Алтайского края в туристской сфере 

       По насыщенности объектами культурного наследия Алтайский край занимает одно из первых мест в Сибири, на его территории известно более 5 тысяч памятников археологии, архитектуры, истории и культуры.

Информация о работе Экономические основы культурно–познавательного туризма в Алтайском крае