Экономические отношения России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение экономических отношений США и России.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:

рассмотреть понятие «международные экономические отношения»;

выявить тенденции развития МЭО и их основные факторы;

выявить основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;

проанализировать динамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы для экономики страны.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты международных экономических отношений

1.1 Сущность и основы международных экономических отношений

1.2 Объекты и субъекты международных экономических отношений

1.3 Тенденции развития международных экономических отношений и их основные факторы

2. Экономические отношения России и США

2.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения России с США

2.2 Торговые отношения США и России

2.3 Инвестиционное сотрудничество США и России

2.4 Миграционные процессы между США и Россией

3. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США

3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России

3.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx ВЭД.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

Экономические отношения  России и США 
 
Оглавление 
Введение 
 
1. Теоретические аспекты международных экономических отношений 
 
1.1 Сущность и основы международных экономических отношений 
 
1.2 Объекты и субъекты международных экономических отношений 
 
1.3 Тенденции развития международных экономических отношений и их основные факторы 
 
2. Экономические отношения России и США 
 
2.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения России с США 
 
2.2 Торговые отношения США и России 
 
2.3 Инвестиционное сотрудничество США и России 
 
2.4 Миграционные процессы между США и Россией 
 
3. Перспективы развития экономических отношений между Россией и США 
 
3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России 
 
3.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношений между США и Россией 
 
Заключение 
 
Список использованной литературы 
 
 
 
 
Введение 
Глобализация, регионализация, международная интеграция, − вот основные тенденции развития сегодняшней действительности. Все страны мира в большей или меньшей степени прибегают к международному сотрудничеству, создавая между собой прочные торговые, политические, культурные связи. Деятельность мощных ТНК, интеграционных объединений, международных организаций приводит к размыванию экономические границ и формированию единого мирового рынка. Россия, теснейшим образом связанная с остальным миром, в полной мере испытывает влияние происходящих в мире глобализационных процессов и активно функционирует на этом рынке. 
 
Данная курсовая работа посвящена экономическим отношениям России и США. Актуальность изучения российско-американских отношений в первую очередь в том, что эти отношения оказывают большое воздействие на происходящие в России экономические и политические процессы. Сегодня Америка является одним из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом Россия рассматривает Соединенные Штаты Америки в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью Соединенных Штатов в мировой экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового потенциала.  
 
Цель работы – изучение экономических отношений США и России. 
 
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе: 
 
рассмотреть понятие «международные экономические отношения»; 
 
выявить тенденции развития МЭО и их основные факторы; 
 
выявить основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество; 
 
проанализировать динамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы для экономики страны.  
 
Объектом работы являются экономики США и России, а предметом − русско-американские экономические отношения. В качестве источников информации при написании работы были использованы ресурсы Интернета, учебники по международным экономическим отношениям, статьи периодических изданий, данные Росстата.  
 
Работа включает в себя введение, основную часть из трёх глав, заключение и список использованной литературы.  
 
В введении поставлены цели и задачи работы, обоснована её актуальность, указаны предмет и объект исследования.  
 
Глава первая называется «Теоретические аспекты международных экономических отношений», где рассматриваются основные понятия, сущность и тенденции международных экономических отношений. 
 
Глава вторая называется «Экономические отношения России и США». Здесь рассматривается правовая база отношений; торговое и инвестиционное сотрудничество, а так же коротко освещается миграционное сотрудничество между США и Россией. 
 
Глава третья называется «Перспективы развития экономических отношений между Россией и США», где обозначены основные проблемы в сфере экономического сотрудничества между этими странами и предложены способы их решения. 
 
Выводы по проделанной работе формулируются в заключении, а завершает работу список литературы. 
 
 
 
 
1. Теоретические аспекты международных экономических отношений 
1.1 Сущность и основы международных экономических отношений 
Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких, как угроза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей. Несмотря на попытки некоторых государств жить в условиях национальной экономической самообеспеченности (“автаркии”), движение товаров, услуг, денежных платежей оказывается сильнее воздвигнутых барьеров.  
 
Своё начало мирохозяйственные связи берут в мировой торговле, которая прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. Возникнув на мануфактурной стадии развития общественного производства (XVI век), мировой рынок активно формировался под воздействием движения торгового капитала, экономически и политически утвердившегося в большинстве европейских стран.  
 
Специфика более поздних ступеней развития мирового рынка связана с промышленной революцией XVIII-XIX вв., придавшей большую зависимость крупной промышленности от международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, который относится к концу XIX – началу XX в., означал нарастание объёма международной торговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимному переплетению национальных экономик. 
 
Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе слияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции. 
 
Зрелость мирохозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. Об изменениях, происходящих в сфере международных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, удельном весе сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капиталов.  
 
Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной переводом производства в развитых экономических системах на новую технологическую базу, с преобладанием информационных технологий. Новое качественное состояние производительных сил стимулировало интернационализацию воспроизводственных процессов, которая проявилась в двух основных формах: интеграции (сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснационализации (создание межнациональных производственных комплексов). 
 
Следует отметить, что развитие торговли между странами, формирование мирового рынка на основе углубления международного разделения труда, интенсификация мирохозяйственных связей, обусловленная интеграцией экономик и образованием ТНК, способствовали укреплению мирового хозяйства, повышению зависимости роста национального производства от стабильности мировой экономики. 
 
Международные экономические отношения являются неотъемлемой частью мирового хозяйства и международных отношений. Изменения, происходящие в мировой экономике, неизбежно накладывают отпечаток на состояние и характер МЭО. Признание Мира как единой системы, состоящей из взаимозависимых элементов и функционирующей по единым законам рыночного пространства, привело к появлению концепции глобализации экономики и новым принципам классификации стран мира.  
 
Международные экономические отношения – система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования; особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда.  
 
Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. 
 
Эти отношения объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т. п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности: 
 
международная торговля; 
 
международная специализация производства и научно-технических работ; 
 
обмен научно-техническими результатами; 
 
информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; 
 
движение капитала и рабочей силы; 
 
деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. 
 
международные информационные связи, формирование и возрастание роли Интернета, осуществление коммерческих операций с помощью компьютеров. 
 
Возможности, перспективы и роль МЭО, значение и соотношение их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходом к высшим его типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип международного разделения труда означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста ёмкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО. 
 
Из сказанного можно сделать вывод, что в принципиальных характеристиках международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Как известно, исходя из принципа свободы выбора для продавцов и покупателей, и в этой сфере рыночные отношения предполагают: 
 
множественность их объектов и субъектов; 
 
определяющее воздействие спроса и предложения; 
 
их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних; 
 
конкуренцию. 
 
Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное пространство его осуществления, создают более чем достаточные предпосылки множественности объектов и субъектов. 
 
Не изменяя механизм спроса и предложения, МЭО расширяют его границы, охватываемые объёмы и ассортимент обмена. Новые количественные и качественные характеристики приобретает система рыночных цен. И, конечно, ужесточаются условия конкуренции. В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие: 
 
− в его основе лежат разделение труда и обмен, международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой. 
 
− его участники экономически обособлены, в частности, в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обуславливает товарно-денежный характер связей. 
 
− в совокупности мирохозяйственных обменных связей, МЭО более полно действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования. 
 
− так же, как национальные рынки, мировой рынок МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг и дополняется перемещением факторов производства между странами. 
 
− одна из основных форм МЭО – международная торговля − представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер. 
 
− обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид. Различия стран в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях занятости населения определяют развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обуславливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений, межгосударственные соглашения по защите авторских прав формируют мировой информационный рынок. 
 
− МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты, представленые международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата. Всемирный банк. Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, ЕБРР и т.п.). 
 
− МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК), и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, ОПЕК).  
 
− особой сферой, фактором и результатом развития МЭО становится производственная, коммерческая, внешнеэкономическая деятельность ТНК. 
 
− усиливается роль обмена информацией и новых технологий как инструмента МЭО. 
 
− МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах.  
 
Все вышесказанное принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности. 
1.2 Объекты и субъекты международных экономических отношений 
Объекты и субъекты МЭО, в принципе, не отличаются от таковых в рамках национального рыночного хозяйства. Новые количественные и качественные моменты характеризуют их множественность. В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объём которой превышает в настоящее время 11 трлн. долларов, материальные, денежные, трудовые и информационные ресурсы, являющиеся предметом международного обмена. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объёмами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству, как правило большей конкурентоспособностью.  
 
На современном этапе и тем более в перспективе особое место как объекта МЭО приобретают технологии и информация, выделяясь в самостоятельную и динамичную сферу мирового хозяйства. Также в качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера.  
 
Предметом МЭО являются отношения и непосредственные связи, возникающие между странами в результате экономической деятельности государств, компаний, банков и т.д. на международном уровне в сферах производства, торговли товарами и услугами, финансов, технологий, перемещения рабочей силы, информации.  
 
Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнерами из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких- то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее, их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Наконец, в роли субъектов МЭО выступают международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется так же транснациональными корпорациями и международными объединениями. 
1.3 Тенденции развития МЭО и их основные факторы 
Прекращение конфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства, казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами в вопросах поддержания стабильности мировой системы. Однако встает вопрос о том, кого можно сейчас считать "великими державами". Если исходить из такого критерия "величия" или "мощи" государства как наличие у него достаточного количества определенных ресурсов, то вырисовывается картина многополярного мира; если исходить из другого критерия − способности оказывать воздействие на принятие решений по наиболее важным вопросам глобального экономического развития − то налицо монополярный мир, в котором доминируют США, хотя по многим экономическим показателям США явно не первые. Но в любом случае развитие мировой экономики и МЭО не будет происходить далее бесконфликтно. МЭО приобретают более созидательный характер, в том числе направленный на решение глобальных проблем, но, тем не менее, носящий конкурентную окраску, хотя бы потому, что конфликт является условием дальнейшего развития любой системы МЭО и факторов, воздействующих на процесс их развития. 
 
• ускорение научно-технического прогресса по-новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации. 
 
• глобальные перемены в области окружающей среды, исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования.  
 
• прирост и постоянное перемещение народонаселения: население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения.  
 
• увеличение разрыва между бедными и богатыми странами: деколонизация в большинстве случаев не оправдала надежд развивающихся стран на экономическое процветание.  
 
• рост экономической взаимозависимости стран мира неизбежно ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.п., что будет сталкиваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих национальных и исторических ценностей.  
 
• усиление роли международных экономических организаций приводит к тому, что, внутренние и внешние действия государств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международными экономическими организациями.  
 
• растущая роль негосударственных структурных образований (неправительственные организации, ТНК) в решении международных вопросов, в том числе экономических, ставит вопрос об изменении состава основных участников международного сообщества. Мир движется к новой социально-экономической обстановке, в условиях которой международные сообщества составят несколько отличных друг от друга типов действующих лиц, чью роль как автономных членов данного сообщества нельзя будет игнорировать. 
 
Рассмотрев понятие международных экономических отношений, его основные формы и компоненты, а также тенденции сегодняшнего мира, безусловно, становится понятно, что ни одна страна не может остаться в стороне от мирового рынка и международных отношений. Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграция рабочей силы отражают объективное требование развития производительных сил в условиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и производств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства требует международной производственной кооперации и научно-технического обмена. 
 
Прогресс в сфере производства передовых технических и информационных средств (например, компьютеров) приводит к быстрому их старению, а значит, необходимости постоянного обновления. Массовое производство может стать эффективным при ориентации на отрасли, обладающие высокой технологией. Все это требует обеспечения благоприятных условий для научно-технического развития через концентрацию усилий в области фундаментальных и прикладных научных исследований, финансовых средств. Следовательно, современное производство ориентируется не на национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическое пространство. 

  Под воздействием научно-технической революции изменяется значимость структурных элементов производственных издержек. Новыми, требующими значительных вложений, являются затраты на приобретение знаний, информации, компетенции. Все это приводит к расширению обмена производственными, научно-техническими, финансовыми услугами. Экспорт-импорт данных видов услуг стимулирует международную торговлю товарами. производственного назначения. Подавляющее число внешних закупок комплектного оборудования сопровождается оказанием инженерно-консультационных услуг. 
 
В каждой стране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамках которой осуществляются международные платежи, называется национальной валютной системой. На ее базе основывается мировая валютная система − форма организации международных валютных отношений. Она построена на принципе сочетания долгосрочной гибкости валютных курсов и в их краткосрочной стабильности. Валютный курс − это цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве единиц национальной валюты. 
 
Таким образом, новые формы международных экономических отношений, отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств: от частичного и полного владения к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Цели партнёров, безусловно, различны. Для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания. 
 
На этом автор заканчивает теоретическую главу работы и переходит к аналитической главе, где рассматривает экономические отношения между США и Россией. 
 
 
 
 
2. Экономические отношения России и США 
2.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения России с США 
Основополагающим документом, регулирующим торгово-экономические отношения России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, подписанное в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.  
 
«Акт в Поддержку Свободы 1992 г.» Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets (P.L. 102-511), и «Закон о Торговле 1974 г.» (именно к нему была принята пресловутая поправка Джексона-Вэника) (Trade Act of 1974, 19 U.S.C. 2411, создал основу для большинства программ финансовой помощи России в 1990-х годах, что является исключительно важным объектом исследования в рамках изучаемого периода. 
 
“Закон о торговле 1974 г.» и принятая к нему поправка Джексона-Вэника до сих пор определяют правовую базу российско-американских торговых отношений. 
 
В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией и США об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.  
 
Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений был подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован Россией, т.к. противоречил российским позициям в переговорном процессе по вступлению в ВТО.  
 
Кроме того, между Россией и США действует целый ряд межправительственных соглашений, регламентирующих отношения в отдельных областях сотрудничества, в том числе: о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии (июнь 1992 г.); относительно использования высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (февраль 1993 г.); о воздушном сообщении (январь 1994 г., с изменениями и дополнениями от апреля 1999 г.); по морскому транспорту (июнь 2001 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США (1996 г.); о научно-техническом сотрудничестве (декабрь 2005 г.); несколько соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.  
 
19 ноября 2006 г. в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое подписан протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО, а также шесть межправительственных соглашений: о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.  
 
Одним из главных в принятой по итогам российско-американского саммита в Сочи 6 апреля 2008 г. «Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений» стал раздел «Стратегическое экономическое сотрудничество». В нём говорилось, что до конца текущего года США и России необходимо завершить процесс присоединения России к ВТО, добиться предоставления России в отношениях с США режима нормальных торговых отношений на постоянной основе, а также создать новые форматы экономического, энергетического и делового диалога.  
 
28 апреля 2008 г. в Вашингтоне был запущен двусторонний экономический диалог на уровне старшего заместителя Госсекретаря США  
 
Р. Джеффри и первого замминистра иностранных дел А.И. Денисова с целью интенсифицировать процесс двустороннего экономического взаимодействия, сконцентрироваться на вопросах, представляющих взаимный интерес и наметить планы на будущее. В связи с событиями в Южной Осетии в августе 2008 г. сроки проведения второго заседания экономдиалога в Москве (планировалось на 26 сентября 2008 г.) по инициативе администрации Дж. Буша были перенесены. В настоящее время администрация Б. Обамы высказывается за его возобновление. В рамках созданной по результатам визита Б. Обамы в Москву 6-8 июля 2008г. двусторонней Президентской комиссии предполагается формирование, в том числе, рабочих групп по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям, энергетике и окружающей среде, сельскому хозяйству, науке и технологиям. 6 июня 2008 г. на XII Петербургском международном экономическом форуме президенты РСПП и Торговой палаты США А.Н. Шохин и Т. Донохью подписали соглашение о сотрудничестве и учреждении российско-американского бизнес-диалога. 10-13 марта 2009 г. состоялся визит в Соединенные Штаты Америки делегации РСПП во главе с президентом РСПП А.Н. Шохиным. На встрече было принято совместное заявление РСПП и Торговой палаты США, в котором зафиксированы основные принципы сохранения и укрепления долгосрочных взаимовыгодных партнерских связей между деловыми кругами России и США.  
 
Важную роль в развитии диалога также играют Российско-американский Совет делового сотрудничества (РАСДС) и Американо-Российский деловой совет (АРДС), очередное заседание которого состоялось 24-25 сентября 2008г. в Нью-Йорке с участием Министра иностранных дел России С.В. Лаврова. 
2.2 Торговые отношения США и России 
В 2009 году отмечается важная юбилейная дата − 200 лет российско-американским отношениям. В 1809 году молодая американская республика и Российская договорились установить дипломатические отношения и впервые обменялись послами. Однако экономические отношения зародились ещё в первой половине XVIII века, когда началась активная колонизация Америки русскими торговцами. В этот же период началась первая волна русской иммиграции в США, связанная с российским освоением Америки и представленная малочисленными русскими исследователями, основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. После достаточно скромного начала отношения этих двух стран – со взлётами и падениями – оправдали предсказание де Токвиля о том, что Америке и России «уготовано волей небес управлять судьбами половины земного шара». Сегодня, когда холодная война и наступивший вслед за этим постсоветский переходный период остались позади, перед странами открылся новый мир – мир, в котором эффективные российско-американские отношения играют важнейшую роль в решении многих возникающих глобальных проблем. 
 
Американская торговля с Россией в XX в. развивалась весьма энергично; в 2001 году стоимость товарооборота достигла 8180,9 млн. долл. В 2002 г наблюдался резкого спада российских закупок., однако уже со следующего года товарооборот между странами увеличивался, и с 2003 по 2007 год вырос в 2,5 раза, что в абсолютных значениях составило 10333,5 млн. дол. В 2007 Сальдо РФ во внешней торговле с США году впервые за семь лет оказалось отрицательным - 1 миллиард 407,1 миллиона долларов (см. табл. 2.1).  
Таблица 2.1 
 
Внешняя торговля России с США

 
 

 

 
2001 г.

 
2002 г.

 
2003 г.

 
2004 г.

 
2005 г.

 
2006 г.

 
2007 г.

 
 
 
I полуг 2008г

 
Оборот,млн. долл

 
8180,9

 
6965,8

 
7169,4

 
9824,2

 
10886,7

 
15048,3

 
17502,9

 
11799,2

 
Экспорт,млн. долл

 
4198,2

 
3987,3

 
4207,7

 
6624,1

 
6323,7

 
8638,4

 
8047,9

 
5779,4

 
Импорт,млн. долл

 
3982,7

 
2978,5

 
2961,7

 
3200,1

 
4563

 
6409,9

 
9455

 
6019,8

 
Сальдо,млн. долл

 
215,5

 
1008,8

 
1246

 
3424

 
1760,7

 
2228,5

 
 -1407,1

 
-240,4


 
 
 
Анализируя динамику внешней торговли России и США, представленную в таблице 2.1, можно увидеть, что, не смотря на общую положительную динамику роста  товарооборота, в основном это происходило  за счёт увеличения импорта из США  в Россию, который за пять лет  увеличился приблизительно в 3,2 раза, тогда  как экспорт увеличился менее  чем в два раза. Однако в 2008 году торговля между Россией и США  продолжала развиваться довольно высокими темпами. По данным за январь-август 2008 года товарооборот составил 17007,3 млн. долл., российский экспорт составил 8359,6 млн. долл., импорт − 8647,7 млн. долл., к концу  первого полугодия импорт превысил экспорт на 249,4 млн.долл. Интересно, что рост товарооборота происходит в основном за счёт увеличения импорта. По данным Министерства торговли США  дефицит в торговле товарами в 2008 году сократился на 19,9%, что, как считают  американские экономисты, связано с  уменьшением внутреннего спроса на товары, и что, по мнению автора, стало  причиной сокращения роста объёмов  экспорта из России в США.  
 
Большими потерями в объёмах внешней торговле ознаменовался для России 2009 год. С учетом негативного влияния мирового экономического кризиса, снижением уровня деловой активности в США, уменьшением спроса на товары российского экспорта, а также наблюдающейся конъюнктурой цен на основные товары взаимной торговли, товарооборот, по данным американской статистики, по итогам I полугодия 2009 г. снизился на 37,9% до уровня 11,1 млрд.долл. (за аналогичный период 2008 г. – 18 млрд.долл.). При этом российский экспорт сократился на 35% до 8,6 млрд. долл. (в I полугодии 2008 г. - 13,3 млрд.долл.),а импорт – на 46% до 2,5 млрд.долл. (в I полугодии 2008 г. - 4,7 млрд.долл.). Положительное для России сальдо уменьшилось на 29% до 6,1 млрд.долл. (в I полугодии 2008 г. – 8,7 млрд.долл.) По данным ФТС России, в 1 полугодии 2009 г. взаимный товарооборот сократился на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составил 7,3 млрд.долл. (в 1 полугодии 2008 г. – 11,7 млрд.долл.). В таких же пропорциях уменьшились объемы российского экспорта (с 5,7 до 3,5 млрд.долл.) и импорта (с 6 до 3,8 млрд.долл.).  
 
В структуре экспорта России в США в 2007 году на долю металлов и изделий из них приходилось 40,5%, минеральных продуктов (в основном сырая нефть и нефтепродукты) – 27,1%, неорганической химии (1121,1 млн.долл. - 13,9% всего российского экспорта в США), а также драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, жемчуга природного и культивированного (1027,4 млн.долл. - 12,7%). Объемы поставок нефти и нефтепродуктов за истекший год составили 2252,7 млн.долл. На черные металлы пришлось 17,0% российского экспорта в США (1367,0 млн.долл.). Значительная доля пришлась на удобрения (201,0 млн.долл.), древесину и изделия из нее (132,0 млн.долл.), некоторые изделия машиностроительной промышленности (244,3 млн.долл.).  
 
В 2008 году основу российского экспорта по-прежнему составили нефть и нефтепродукты – 11,5 млрд.долл. (57% экспорта), металлы и металлопродукция – более 3 млрд. долл. (15%). На товары химической промышленности пришлось около 1,9 млрд.долл. (9,4%). В импорте из США сохранилось преобладание продукции машиностроения и транспортных средств – более 4,4 млрд.долл. (59% всего импорта из США) и продовольствия - 1,2 млрд.долл. (16%), прежде всего мяса птицы. 
 
В 2008 году в структуре импорта доминировали машины, оборудование и транспортные средства (63,8%), продовольствие и сельскохозяйственное сырьё (14,4%), а так же продукция химической промышленности (13,8%).Среди основных статей в структуре импорта за 2008 г. – наземные, водные и воздушные средства транспорта, их части и оборудование (2,7 млрд. долл.), машины, оборудование и механизмы (2,6 млрд.долл.) и продукты питания (1,4 млрд.долл.). Также закупается продукция химической промышленности и минеральное сырье, в основном руды и концентраты драгметаллов, металлы и изделия из них. Если сравнить эти показатели с показателями предыдущего года, то можно сказать, что увеличение объёмов импорта отмечается по всем без исключения товарным группам, не смотря на значительное охлаждение российско-американских отношений в 2008 году в связи с событиями в Закавказье. Проанализировав данные по импорту из США, автор заметил, он имеет стабильную структуру и с 2004 года отмечается тенденция к его росту (в среднем на 35-40% ежегодно), а с 2005г. объёмы импорта растут опережающими темпами по отношению к российскому экспорту. Автор обращает также внимание, что именно эти статьи импорта, являются ведущими в общем объёме импорта России. Также, изучив основные статьи экспорта и импорта США и РФ, которые почти не менялись на протяжении последних пяти лет, автор констатирует, что Россия выступает для Америки в роли «сырьевого придатка», продавая в основном не переработанные полезные ископаемые, древесину. Американский же импорт в основном составляют машины, высокоточное оборудование, транспортные средства. 
 
Роль торговли с Россией для Соединённых Штатов остается незначительной – её доля в товарообороте составляет порядка 0,8% (26-е место в списке торговых партнеров США по объему товарооборота). Согласно данным департамента коммерции США на 2008 год, Россия занимает 28 место среди 30 крупнейших экспортёров и 17 место среди важнейших импортёров Америки. Но от общего объёма на неё приходится 0,73% экспорта и 1,3% импорта. Для России же США является одним из основных торговых партнёров (8-е место в списке торговых партнеров России по объему товарооборота). Доля их в российском обороте в 2008 году составил 3,4% (Германия − 9,3%, Италия − 7,1%, Нидерланды − 8,7%, Польша − 3,9%, Япония − 3,8%, Белоруссия − 4,9%, Украина − 5,8%), а в 2009 году – 3,9%.  
 
При расчёте основных торговых показателей США используют отличную от российской, систему расчётов. По данным американской статистики, существенно отличающейся от российской, товарооборот между Россией и США в 2003-2007 годах характеризуется следующими показателями, приведёнными в таблице 2.2. По расчётам автора данные американской статистики выше российских приблизительно на 37%. 
 
 
Таблица 2.2 
 
Внешняя торговля США с Россией в млрд. долл.

 
 

 

 
2003 г.

 
2004 г.

 
2005 г.

 
2006 г.

 
2007 г.

 
Товарооборот

 
11,1

 
14,4

 
19,2

 
24,5

 
26,7

 
Экспорт РФ

 
8,6

 
11,6

 
15,2

 
19,8

 
19,3

 
Импорт РФ

 
2,5

 
2,8

 
3,9

 
4,7

 
7,4

 
Сальдо

 
6,1

 
8,8

 
11,3

 
15,1

 
11,9


 
Источник: [Торгово-экономическое сотрудничество России и США//www.mpt.ru] 
Значение торговых отношений с США не исчерпывается для России количественными показателями товарооборота. Гораздо важнее другое – возможность использовать во взаимной торговле высокий потенциал США в сфере высоких технологий и иметь дело с партнером, который играет такую важную роль международных экономических и финансовых организациях. 
2.4 Инвестиционное сотрудничество США и России 
Во второй половине ХХ века США как страна базирования крупнейших ТНК, занимали ведущие позиции в мировом инвестиционном процессе. США сохраняют свое явное лидерство и по размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. За 14 лет (1993-2006 гг.), несмотря на определенные колебания, их объем увеличился в 4 раза и в 2006 г. достиг огромной суммы – 2384 млрд. долл., или 19,4% общего объема накопленных в мире прямых иностранных инвестиций. Для сравнения укажем, что доля Великобритании и Франции, занимавших по этому показателю второе и третье место в мире, составила 12% и 8% соответственно. 
 
География прямых американских инвестиций весьма обширна, охватывает 190 стран и территорий. Однако основной сферой приложения прямых капиталовложений США остаются развитые государства, на которые в 2006 г. приходилось 71,9% всех зарубежных инвестиций США. Крупнейшие реципиенты американских инвестиций – Великобритания (364,1 млрд. долл.), Канада (246,5 млрд.), Нидерланды (215,7 млрд.), Австралия (122,6 млрд.), Германия (99,3 млрд.), Япония (91,8 млрд.) и Швейцария (90,1 млрд. долл.). На страны Европейского Союза (25 государств) приходится 1123 млрд. долл., или 47,1% всех прямых инвестиций США за рубежом.  
 
Россия в настоящее время объективно не может быть сравнима по международным инвестиционным позициям с США, имеющими более чем столетний опыт экспорта-импорта капитала. Наша страна включилась в эти процессы в последнее десятилетие, причем в условиях социально-экономического кризиса и сложных трансформационных процессов. В эти годы из страны преимущественно осуществлялся нелегальный вывоз значительных финансовых ресурсов, обескровливающих экономику страны.    Но в последние 5 лет привлекательность России для иностранных инвесторов все же значительно увеличилась. По результатам опроса представителей ТНК, проведенного ЮНКТАД в 2006 г., Россия заняла четвертое место в мире среди государств наиболее привлекательных для вложения прямых инвестиций (после Китая, Индии и США). Следует отметить, что ведущие международные рейтинговые агентства «Мудис», «Фитч» и позднее «Стэндард энд Пурз» повысили рейтинг России до уровня «инвестиционный». Кроме того, на заседании Рабочей группы по экспортным кредитам и экспортным гарантиям ОЭСР, состоявшемся в январе 2007 г., было принято решение о переводе России из четвертой группы по уровню рисков в более привлекательную для инвесторов третью группу. Это должно способствовать преодолению выжидательных настроений среди ряда потенциальных американских инвесторов, все еще опасающихся вкладывать средства в российские проекты.  
 
На территории России действует капитал из более 100 стран. Основные страны-инвесторы в 2008г. − Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.  
 
США входят в число ведущих стран-инвесторов по объему привлеченных иностранных инвестиций в экономику России. Американские прямые инвестиции в России вложены в основном в ее производственный сектор, в котором, согласно имеющимся данным, сосредоточено ¾ их объема. Около половины американских капиталовложений накоплены в топливно-энергетическом секторе («Эксон-Мобил», «Шеврон», «Коноко-Филипс» и др.). На непроизводственную сферу приходится ¼ прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг.  
 
Автором была рассмотрена структура и динамика объёма накопленных американских инвестиций, а так же инвестиций, поступаемых ежегодно в Россию из США. Исходя из этих данных, можно заметить, что с 2004 по 2009 год объем всех иностранных инвестиций, накопленных в экономике России, увеличился приблизительно в 3,2 раза, однако объём накопленных американских инвестиций увеличился всего лишь в 1,3 раза. В 2008 г. США заняли 8 место (8,8 млрд. долл.) по этому показателю в России (или 3,3% от общего объема в 265 млрд. долл.). В 2004 году по объемам накопленных зарубежных инвестиций в российскую экономику США занимали 6 место среди основных стран-инвесторов, и их доля в накопленных зарубежных инвестициях на территории России составляла 8,1%. По итогам I полугодия 2009 г. США сохранили 8 место в списке основных стран-инвесторов в экономику России, хотя общий объем накопленных американских инвестиций снизился до 7,99 млрд.долл. (3,3% от общего объема иностранных инвестиций в 242 млрд.долл.). В 2004 году доля прямых инвестиций составила 65% от всех накопленных американских инвестиций, а на конец июня 2009 года – всего 34% (2,7 млрд.долл). По состоянию на 1 июля 2009 г. в США накоплено 6 млрд.долл. российских инвестиций, из которых доля прямых инвестиций составляет 84%, или 5 млрд. долларов. Америка занимает второе место среди крупнейших стран-получателей российских инвестиций и на её долю приходится 10% всех инвестиций, вложенных Россией в экономику других стран (Таблица 2.3; Таблица 2.4) 
 
Американские компании проявляют интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первую очередь углеводородного сырья) или являющимися центрами концентрации предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной и пищевой промышленности. Наиболее активно в российско-американском торгово-инвестиционном сотрудничестве участвуют Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Сахалинская область, Республика Коми, Тюменская область, Самарская область, Татарстан. Активизируется сотрудничество с компаниями США и ряда других регионов, среди которых Архангельская, Мурманская, Челябинская, Свердловская, Томская, Ярославская и Камчатская области, Красноярский, Хабаровский и Краснодарский края, Нижний Новгород, Башкортостан и некоторые регионы Восточной Сибири. 
 
Расширению двусторонних экономических связей активно содействует рабочая группа «Российско-Американское Тихоокеанское партнерство» (РАТОП) под сопредседательством Минэкономразвития России и Минторга США, призванная содействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОП принимают участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также деловых кругов России и США. Ежегодные заседания рабочей группы проходят поочередно в России и США. Очередная (12-я) ежегодная встреча этой группы состоялась в августе 2007 г. в г. Южно-Сахалинске., 13-е в г. Такома (шт.Вашингтон) в июле 2008 г.  
 
 
Таблица 2.3 
 
Объём иностранных инвестиций, накопленных в экономике России по основным странам-инвесторам в млн. долл.

 
 

 

 
Накоплено на конец июня 2009г.

 
В том числе

 
Справочно поступило в I полугодии 2009 г.

 
 

 
всего

 
в % к итогу

 
прямые

 
портфелбные

 
прочие

 

 
Всего инвестиций1)

 
242462

 
100

 
95023

 
11687

 
135752

 
32163

 

 
из них по основным странам-инвесторам

 
202727

 
83,6

 
76066

 
11321

 
115340

 
20757

 
 

 
в том числе:

 
44993

 
18,6

 
29061

 
5629

 
10303

 
3601

 

 
Нидерланды 

 

 
Кипр

 
40264

 
16,6

 
25663

 
1831

 
12770

 
2870

 

 
Люксембург

 
36707

 
15,1

 
979

 
262

 
35466

 
5366

 

 
Великобритания

 
24584

 
10,1

 
3673

 
2202

 
18709

 
2169

 

 
Германия

 
16256

 
6,7

 
6820

 
13

 
9423

 
2862

 

 
Франция

 
9907

 
4,1

 
2011

 
23

 
7873

 
1073

 

 
Ирландия

 
9121

 
3,8

 
397

 
0,2

 
8724

 
391

 

 
США

 
7992

 
3,3

 
2752

 
859

 
4381

 
1047

 

 
Виргинские о-ва

 
6813

 
2,8

 
3984

 
500

 
2329

 
641

 

 
Япония

 
6090

 
2,5

 
726

 
2

 
5362

 
737

 

Информация о работе Экономические отношения России и США