Экономические показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 04:01, реферат

Описание работы

Объединения создаются на договорной основе в целях координации осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, а также расширения возможностей предприятия [4, c.64, 1 абзац].
В мировой практике сложились такие варианты объединений п

Работа содержит 1 файл

Gerasimyak.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра мировой экономики и международного бизнеса

 

Реферат по предмету «Экономика предприятия»

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВИДЫ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ. ФИЛОСОФИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

Автор работы

студентка 2 курса, 4 группы д/о                                                   Я.Н. Герасимяк

 

Руководитель

Преподаватель                                                                                 С.И. Протасеня

 

 

 

Гродно 2012 

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВИДЫ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 Объединения создаются на  договорной основе в целях  координации осуществляемой ими  предпринимательской деятельности, представления и защиты общих  имущественных интересов, а также  расширения возможностей предприятия [4, c.64, 1 абзац].

В мировой практике сложились такие  варианты объединений предприятия, как: Картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагающее проведение единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и т.д.                                   Для картеля характерны следующее признаки: 1) договорный характер объединения; 2) сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; 3) совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на её производство [4, c.64, 3 абзац].

Синдикат – объединение ряда предприятий, производящих однородную продукцию, с целью создания единой сбытовой сети. Основными целями синдиката является удержание и расширение рынка сбыта, формирование цен на рынке и регулирование объема производства среди членов синдиката [1, с. 102, 5 абзац].

Пул – объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыль участников пула поступают в «общий котёл», а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции [4, c.64, 5 абзац].

Трест – объединение юридически самостоятельных предприятий, руководимых управляющим центром в области производственной и коммерческой деятельности. Механизм управления трестами предполагает передоверие акционерами своих акций доверенным лицам. Акционеры продолжают получать дивиденды, но отказываются от права голоса. [1, с. 102, 6 абзац].

Концерн – это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах [3, с. 44, 8 абзац].

Холдинг представляет собой «держательскую» компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий , объединённых в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью [4, c. 65, 10 абзац].

Консорциум – временное объединение предприятий на основе соглашения для осуществления ограниченных по срокам и содержанию проектов в области производства, финансов, науки, экологии и др. Стороны остаются юридически самостоятельными организациями. Финансирование консорциума осуществляется за счет средств его участников [1, с. 101, 2 абзац].

Ассоциации – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач [3, с. 44, 9 абзац].

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест [4, с.65, 12 абзац].

Участниками ФПГ признаются юридические  лица, подписавшие договор о ее создании, и учреждённая ими центральная  компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ [4, c.66, 13 абзац].

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ.

Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различны стадии своего существования. Первая стадия – создание предприятия и его становления. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти [5, с.18, 1 абзац].

Из опыта рыночно  экономики известно, что из числа  зарегистрированных предприятий в  период становления выдерживают  конкуренцию около 40%, остальные  становятся несостоятельными в первый год своего существования [2, с.13, 2 абзац].

Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов [5, с.19, 3 абзац].

Реорганизация как изменение организационной  структуры управления может происходить  в рамках действующей регистрацией нового предприятия. Особой формой реорганизации  является реструктуризация с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования [5, с.19, 4 абзац].

Существует  несколько точек зрения на реструктуризацию. Наиболее распространенной в рыночной экономике является следующая: реструктуризация – это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель подобной управленческой процедуры – повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделение имуществом и учетом прибыли и убытков. [5, с.19, 5 абзац].

Коммерческий  расчет – это метод хозяйствования, при котором соизмеряются затраты и результаты деятельности предприятия, его производственных подразделений. Принципы коммерческого расчета следующие: самоокупаемость, материальная ответственность и заинтересованность, оперативно-хозяйственная самостоятельность, контроль рублем и испытание конкурентностью [2, с.14, 5 абзац].

Санация – это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которой возникает при угрозе экономической несостоятельности. Санация проводится по инициативе собственника или кредиторов. Есть несколько путей санации. Первый – замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное финансовое положение. Второй – продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически несостоятельного предприятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники. Третий – обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники [2, с.14, 6 абзац].

Если  санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Банкротство – это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансовых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при продаже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кредитам, перед персоналом по заработной плате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам [5, с.19-20, 7 абзац].

Бывают случаи ложного  и злостного банкротства. Ложное банкротство – это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным. Злостное банкротство – умышленное утаивание своей несостоятельности [2, с.15, 8 абзац].

Ликвидация  предприятия означает прекращение  его деятельности и исключение из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства  или экономической несостоятельности  по решению собственника имущества  либо суда [5, с.20, 9 абзац].

ФИЛОСОФИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ

Термин стратегия  широко используется в бизнесе и  предполагает обоснование высшим управленческим персоналом направлений эффективного развития фирмы в будущем [5, с. 68, 1 абзац].

Стратегия отражает сущность явления, которое  проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического  развития. Стратегия – это образ  будущего, к которому нужно стремиться. Стратегию можно описать словами, представить в виде модели, а затем  сформулировать пути достижения желаемого  состояния фирмы в разнообразных  аспектах [2, с.17, 2 абзац].

Выделяют следующие  разновидности стратегий роста  и сокращения:

  1. Стратегия концентрированного роста:

- усиление позиции  на рынке;

- развитие рынка; 

- развитие продукта;

         2. Стратегии интегрированного роста:

              - обратная вертикальная интеграция;

              - впереди идущая вертикальная  интеграция;

          3. Стратегии диверсифицированного  роста:

              - центрированная диверсификация;

              - горизонтальная диверсификация;

              - конгломеративная диверсификация;

          4. Стратегии сокращения:

              - ликвидация;

              - «сбор урожая»;

              - сокращение подразделений фирмы;

              - сокращение расходов; [2, с.18, 3 абзац].

Стратегия сконцентрированного роста предусматривает  улучшение продукта или создание нового для данной отрасли, а также  возможность перехода на новый рынок. Стратегия интегрированного роста  предполагает расширение фирмы путём  добавления новых структур. Стратегия  диверсифицированного роста базируется на расширении номенклатуры продукции  действующего производства, создание сопутствующих товаров или выпуске  новых, технологически не связанных  продуктов. Стратегия сокращения фирмы предполагает ликвидацию части субъекта хозяйствования при устойчивой  экономической несостоятельности и бесперспективном бизнесе [5, с.69, 4 абзац].

  Поскольку предприятие является сложной многофункциональной системой, поскольку, кроме стратегии предприятия как единого целого, вырабатываются функциональные стратегии:

- стратегия маркетинга;

- финансовая стратегия;

- стратегия инноваций;

- стратегия производства;

- социальная стратегия;

- стратегия организационных  изменений;

- экологическая  стратегия [2, с.18, 5 абзац].

Стратегия предприятия детализируется с помощью  функциональных стратегий и планов их осуществлений [5, с.70, 10 абзац].

При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определёнными показателями как  качественными, так и количественными. Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные – заданиями [2, с.18-19, 8 абзац].

Таким образом, стратегия развития предприятия – это документ, в котором сформулирована оптимальная модель фирмы, её главные высокие цели и способы их достижения при имеющихся ресурсах на заданную перспективу. Стратегия фирмы включает функциональные стратегии [2, с.19, 10 абзац].

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 528 с.
  2. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; Под. ред. В. Я. Хрипача. – 2-е изд. стереотипное. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.
  3. Экономика предприятия: Учебник  для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718 с.
  4. Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. проф. Н. А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2003. – 608 с.
  5. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Г. З. Суша. – М.: Новое издание, 2003. – 384 с.

 

 


Информация о работе Экономические показатели