Экономические предприятия в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение.
Глава I. Понятие конкуренции. Основные функции.
1.1 Понятие конкуренции.
1.2 Функция регулирования.
1.3 Функция мотивации.
1.4 Функция распределения.
1.5 Функция контроля.
Глава II. Виды конкуренции.
2.1 Совершенная конкуренция.
2.2 Несовершенная конкуренция.
Глава III. Чистая монополия.
3.1 Рынок чистой монополии.
Глава IV Олигополия.
4.1 Рынок Олигополии.
Глава V. Монополистическая конкуренция.
5.1 Рынок монополистической конкуренции.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Экономическое поведение предприятий в условиях конкуренции..doc

— 92.50 Кб (Скачать)

План.

Введение.

Глава I. Понятие конкуренции. Основные функции.

1.1 Понятие конкуренции.

1.2 Функция регулирования.

1.3 Функция мотивации.

1.4 Функция распределения.

1.5 Функция контроля.

Глава II. Виды конкуренции.

2.1 Совершенная конкуренция.

2.2 Несовершенная конкуренция.

Глава III. Чистая монополия.

3.1 Рынок чистой монополии.

Глава IV Олигополия.

4.1 Рынок Олигополии.

Глава V. Монополистическая конкуренция.

5.1 Рынок монополистической  конкуренции.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

 

По определению, рынок - это организованная структура, в  которой существуют производители  и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей и  предложения устанавливаются и  цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

 

 Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных  отношений, является понятие конкуренции.

 

 Конкуренция - это  центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 

В качестве средств в  конкурентной борьбе для улучшения  своих позиций на рынке компании используют, качество изделий, цену, сервисное  обслуживание, ассортимент, условия  поставок и платежей, информацию через  рекламу.

 

Понятие конкуренции  является фундаментальным в экономической  теории рыночных отношений. Конкуренция  проявляется на всех уровнях капиталистической  экономики — от микро-уровня до мировой  экономической  системы.

 

Экономический успех  субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

 

 

 

Глава I. Понятие конкуренции. Основные функции.

 

1.1 Понятие  конкуренции.

 

«Конкуренция — это  ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

 

 Конкуренция –  соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция, как и её противоположность - монополия может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции и монополии зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

 

а)        Количество фирм поставляющих товары на рынок;

 

б)        Свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;

 

в)        Дифференциация товаров;

 

г)        Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

 

 

 

1.2 Функция регулирования.

 

Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под  влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

 

1.3 Функция мотивации.

 

Для предпринимателя конкуренция  означает шанс и риск одновременно:

 

-предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

 

-предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

 

1.4 Функция распределения.

 

Конкуренция не только включает стимулы  к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход  среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

 

1.5 Функция контроля.

 

Конкуренция ограничивает и контролирует возможности каждого предприятия. Чем совершеннее конкуренция, тем  справедливее цена.

 

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

 

- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

 

- предприятия гибко  адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

 

Глава II. Виды конкуренции.

 

2.1 Совершенная конкуренция.

 

Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

 

1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

 

2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

 

3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

 

4. Продавцы действуют независимо друг от друга;

 

5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

 

   Последнее условие  предполагает возможность каждому  гражданину стать свободным предпринимателем  и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями.

 

Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.

 

 

 

 

2.2 Несовершенная конкуренция.

Ограниченность совершенной  конкуренции приводит к тому, что  в экономике появляется другой тип  рынка - рынок несовершенной конкуренции. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Выделяют три вида несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия

2. Олигополия

3. Монополистическая  конкуренция

 
   Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

 
   1. На рынке имеется только  один продавец. Подобное положение  означает совпадение предприятия  и отрасли и позволяет предприятию-монополисту  осуществлять эффективный контроль над ценами на основе изменения объемов производства.

 
   2. Существуют непреодолимые барьеры  вступления в отрасль. Природа барьеров может быть различной:

• величина спроса и уровень  развития техники и технологии, что  позволяет эффективному существованию  в отрасли только одного предприятия. Наличие же большего количества предприятий просто приведет к росту издержек и более высокому уровню цен;

 • нормативно-правовые  акты, например патенты и лицензии, ограничивающие вход в отрасль  других предприятий;

• наличие исключительного  права на какой-либо ресурс;

 • высокая капиталоемкость  производственного процесса, что  требует больших инвестиционных  затрат.

 
   3. Отсутствуют товары-заменители.

 
   Для совершенного конкурентного предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки (MC), может служить мерой монопольной (рыночной) власти.

 
   Олигополия характеризуется следующими основными чертами:

 
   1. На рынке существует несколько производителей. Предприятия, представляющие, олигополию обладают довольно крупной долей на рынке и могут оказывать существенное влияние на цену. Таким образом, в условиях олигополии предприятие вынуждено пристально следить за любыми действиями конкурентов.

 
   2. Существуют значительные барьеры  вступления в отрасль. В условиях  олигополии основным барьером  является большая величина затрат  для организации производства.

 
   3. Наличие как однородной, так  и дифференцированной продукции.  Дифференциация означает создание нескольких модификаций товара и является одним из основных способов ведения конкурентной борьбы.  

 Монополистическая  конкуренция характеризуется следующими основными чертами:

 
   1. На рынке существует много  продавцов. Большое количество продавцов приводит к тому, что каждый из них обладает незначительной долей на рынке и не может оказать существенного влияния на цену.

 
   2. Существуют незначительные барьеры  вступления в отрасль. Это позволяет  достаточно большому кругу потенциальных производителей иметь возможность вступления в отрасль.

 
   3. Доминирование дифференцированной  продукции. Наличие большого числа  предприятий-производителей и незначительные  барьеры вступления в отрасль  стимулируют предприятия к созданию  дифференцированной продукции, чтобы выделиться среди конкурентов. Выделяют четыре основных вида дифференциации продукта: по месторасположению, по физическим различиям в качестве продукции, по уровню обслуживания потребителя, по субъективному имиджу продукции на основе рекламы и создания соответствующего бренда.

 

Глава III. Чистая монополия.

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объём предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов. Монополия  представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Монополия потребителя, когда на рынке выступает только один покупатель, называется монопсонией. Примером может быть государство, приобретающее на эксклюзивной основе определённые товары или услуги, или крупная фирма, закупающая на отраслевом рынке определённые материалы, которые больше никто не покупает. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

 

Характерные черты чистой монополии:

1. Единственный продавец. В большинстве городов предприятия общественного являются монополистами, так как их услуги практически незаменимы.

2. Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает отсутствие приемлемых альтернатив покупке товара фирмы-монополиста. Он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

Информация о работе Экономические предприятия в условиях конкуренции