Экономические проблемы развития регионов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся усло­виям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффек­та. Этот подход актуален как для государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий. Целью работы является исследование экономических проблем регионов РФ.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования региона
1.1 Регион как объект государственного управления
1.2 Развитие системы управления внешнеэкономической деятельностью регионов в России
2 Анализ экономического развития регионов РФ
2.1 Экономическая характеристика регионов РФ
2.2 Анализ социально-экономического положения регионов РФ
3 Решение экономических проблем регионов РФ
3.1 Стратегия экономического развития регионов РФ
3.2 Программа социально-экономического развития регионов РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

регион курс.doc

— 291.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты исследования региона……………………………….5

1.1 Регион как объект государственного управления…………………………..5

1.2 Развитие системы управления внешнеэкономической

деятельностью регионов в России………………………………………………9

2 Анализ экономического развития регионов РФ………………………………14

2.1 Экономическая характеристика регионов РФ………………………………14

2.2 Анализ социально-экономического положения регионов РФ……………21

3 Решение экономических проблем регионов РФ…………………………….28

3.1 Стратегия экономического развития регионов РФ………………………..28

3.2 Программа социально-экономического развития регионов РФ………….32

Заключение………………………………………………………………………..46

Список использованных источников…………………………………………….47

Приложение А……………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размер­ность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание ко­ординирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение об­щественной жизни в регионе возможно только на основе струк­туризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся усло­виям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффек­та. Этот подход актуален как для государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий.

Целью работы является исследование экономических проблем регионов РФ.

Задачи исследования:

- исследовать теоретические аспекты региона;

- проанализировать экономическое развитие регионов РФ;

- предложить механизм решения экономических проблем регионов РФ.

 

Предметом исследования являются экономические проблемы регионов РФ.

Объектом исследования являются регионы РФ.

Данная проблема исследовалась такими авторами как Булгаков В.К. Гранберг А.Г.,  Пчелинцев О.С. и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты исследования региона

1.1 Регион как объект государственного управления

 

В российской науке и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В эко­номической и географической литературе регионами называют са­мые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами: группы стран, территории страны, охватывающие не­сколько экономических районов, экономические районы, области, края, республики и их группы. В данной работе термин регион будет использоваться для обозначения субъектов Российской Фе­дерации л

Согласно статье 65 Конституции, Российская Федерация со­стоит из 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 об­ластей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения. Каждый из них имеет определенную тер­риторию, органы государственной власти и внутреннюю норма­тивную базу.

В настоящее время функционирование государственной систе­мы управления РФ осуществляется по принципу федерализма. Среди основных принципов федерализма обычно выделяют сле­дующие:

¾ единое геополитическое пространство государства формиру­ется из территориально обособленных единиц, которые не имеют права выхода из состава государства;

¾ разграничение функций Федерального Центра и территори­ально обособленных единиц — субъектов Федерации;

¾ всем субъектам Федерации предоставляется определенный объем прав и обязанностей, в процессе их реализации регионы обладают самостоятельностью, соблюдая при этом принцип един­ства.

Российская Федерации построена по смешанному типу, что предполагает деление государства по двум разным принципам, ко­торые в совокупности являются противоречивыми:

— административно-территориальное деление (города федераль­ного значения, области, края);

— национально-территориальное деление (автономные округа, республики).

Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий. Другой важной особенно­стью формирования российского федерализма можно считать сов­падение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации вхо­дят в состав других. Такая структура федерации называется «матрешечной».

Отношения центра и регионов должны быть равными относи­тельно выполнения всеми субъектами взаимоотношений единых правил поведения. Асимметрия в отношениях может сохраняться в связи с различным уровнем социально-экономического развития регионов.

Эффективные федеративные отношения могут быть построены при условии выработки четких, взаимовыгодных и всеми выпол­няемых правил поведения. Центру необходимы самостоятельные, экономически развитые регионы. Однако субъекты Федерации кардинально различаются по уровню экономического развития, и система финансовой поддержки сохранится еще в течение дли­тельного времени.

Существующая система дотирования регионов далека от опти­мальной. Незначительное количество регионов является донорами, в то время как подавляющая часть получает дотации. Такая сис­тема имеет ряд отрицательных сторон, так как формирует ижди­венческие настроения, а следовательно, «выравнивания» регионов не происходит. Наоборот, регионы становятся все более зависи­мыми от центра. Наряду с этим, регионы-доноры не имеют стиму­лов для увеличения своей доходной базы, для привлечения допол­нительных инвестиций.

Для построения эффективных федеральных отношений необ­ходимо определение и закрепление четких функций государствен­ного управления за центрами ответственности.

В современном мире все большое распространение получают многоуровневые системы государственного управления. Основой отношений между уровнями власти в любом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантия­ми их деятельности. В настоящее время основным принципом формирования компетенции каждого уровня власти является наи­большая эффективность выполнения на соответствующем уровне определенных функций и задач. Данный подход получил назва­ние принципа субсидиарности [8, с.6].

Принцип субсидиарности основан на том, что более высокий уровень управления может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эффективному управлению. Вмешательство вышестоящих уров­ней управления в деятельность нижестоящих допускается только при наличии определенных условий, при которых такое воздейст­вие может считаться законным и целесообразным. Таким образом, вмешательство более высокого уровня власти в дела более низкого уровня является обязательным и осуществляется только с целью оказания необходимой помощи более низкому уровню власти в решении его задач.

Применение принципа субсидиарности в правовых и админи­стративных системах большинства государств, входящих в Совет Европы, причем как в унитарных, так и в федеративных, свиде­тельствует о его универсальном характере, а также перспективно­сти его использования в странах, совершенствующих государст­венное управление. Конечно, использование принципа субсидиар­ности подразумевает обязательный учет и других принципов, оп­ределяющих основы организации государства: единство действия и применения, эффективность управления и солидарность.

Прямое применение принципа субсидиарности предполагает необходимость учесть его практические последствия относительно распределения полномочий. Даже если представляется сложным выработать детальную схему распределения полномочий, приме­нение этого принципа означает, что необходимо предпринять все усилия для того, чтобы законодательно определить перечень пол­номочий, переданных каждому уровню, сопроводив их простыми правилами взаимодействия между уровнями публичного управле­ния.

Безусловно, органы власти всех регионов не всегда могут пре­тендовать на то, чтобы исполнять одинаковые полномочия. Объективно существует разница в географическом положении, протя­женности территории, особенностях инфраструктуры и различной наделенностью ресурсами. Государство должно стремиться сгла­дить наиболее значительные диспропорции между территориями путем применения систем выравнивающих выплат.

Субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляю­щий большие возможности для обеспечения участия региональных властей в определении объема их полномочий. Эффективность ра­боты многоуровневой структуры, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюдения справедливого баланса между делегированными и собственными полномочиями регионов, деле­гированными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.

Стратегию государственного развития определяет региональная политика, призванная управлять экономической, социальной и политической жизнью региона, координировать взаимоотношения центра и регионов, способствовать эффективному развитию регио­нальных отношений.

 

 

 

1.2 Развитие системы управления внешнеэкономической деятельностью регионов в России

 

Формирование внешнеэкономической деятельности регионов в России берет свое начало в 1918 году. В это время происходит установление государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. Декретом «О национализации внешней торговли» (апрель 1918г.) устанавливался орган, управляющий национализированной внешней торговлей - Народный комиссариат торговли и промышленности. При чем, был образован Совет внешней торговли.

В 1920 г. Совет внешней торговли преобразуется в Народный комиссариат внешней торговли.

В 1986 г. - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министерств СССР от 19 августа 1986 г. №991  «О мерах по совершенствованию уровня внешнеэкономическими связями» создана государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при Совете СССР. На ГВК возлагаются задачи по координации деятельности внешнеэкономическими связями в стране. Постановлением №991 предоставлялось право непосредственного осуществления внешнеторговых операций более чем 20-ти министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, 70-ти крупнейшим объединениям и предприятиям.

В 1987 г. - Указом Президента Верховного Совета СССР от 13 января «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления» определялись возможность и основные условия формирования и деятельности советско-иностранных предприятий в Советском Союзе. В развитие этого указа Совет Министерств СССР принял постановления от 13 января №481 и №492 , согласно которым юридические лица на территории страны получили право создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм (СП).

В развитие этих постановлений 17 сентября было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «1074 «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования».

В 1988 г. - Постановлением СМ СССР № 1405 от 2 декабря 1988г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных , кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» было предоставлено право выхода на внешний рынок главному звену народнохозяйственного механизма - предприятиям. Осуществление внешнеторговых операций основывалось на принципе валютной самоокупаемости.

В 1989 г. - Постановлением № 203 от 7 марта 1988 г. «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», а также в соответствии с постановлением № 1405 была определена система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

Информация о работе Экономические проблемы развития регионов РФ