Экономические программы русского освободительного движения первой половины XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

В начале XXI в происходит активный процесс становления и возрождения российской экономики. Процесс этот идет в очень сложных условиях, ведь прежняя машина советской государственной экономики полностью разрушена. Поиск путей становления новой российской экономики предполагает изучение накопленного отечественного исторического опыта и делает актуальным изучение работ русских мыслителей в области экономики для лучшего понимания истоков современной действительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Экономические программы декабристов………………………………………4
Экономические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева……………………….8
Решение «крестьянского вопроса»: декабристы и А.И. Герцен……………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический  Институт 
 

      Кафедра Истории экономики, политики и культуры             

                            Факультет: Финансы и Кредит       

                      Специальность: бакалавр экономики 
 
 
 
 

                    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

           по дисциплине История экономических учений  

Тема  : Экономические программы русского освободительного движения первой половины XIX века. 
 
 
 
 

                                                    

                                                               Студент:  Вещицкая О.В.

                                                      

                                                                 Курс: 2    № группы: бакалавр день

                                                      

                                                                  Личное дело № 10флб00372 

                                                                  Преподаватель: Лапонов А.В. 
 
 

                                            Брянск– 2011

                                                    Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Экономические программы декабристов………………………………………4

Экономические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева……………………….8

Решение «крестьянского вопроса»: декабристы и А.И. Герцен……………..11

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

    В  начале XXI в  происходит активный процесс становления и возрождения российской экономики. Процесс этот идет в очень сложных условиях, ведь прежняя машина советской государственной экономики полностью разрушена. Поиск путей становления новой российской экономики предполагает изучение накопленного отечественного исторического опыта и делает актуальным изучение работ русских мыслителей в области экономики для лучшего понимания истоков современной действительности.

    В данной работе я  хотела бы рассмотреть экономические программы русского освободительного движения XIX в.

     В начале XIX в. в России господствовал феодально-крепостнический строй. Зарождение капиталистических отношений сопровождалось ростом общественного разделения труда, развитием промышленности и торговли. Основной формой организации промышленности была мануфактура, которая основывалась преимущественно на труде крепостных. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. В целом, можно отметить, что основной экономической проблемой был поиск путей народнохозяйственного развития, связанный с кризисом крепостничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономические программы декабристов (Н.И. Тургенев, П.И. Пестель) 

     Начало XIX в. было временем больших  надежд в жизни российского  общества. Однако реформы не были  осуществлены, что вызвало проявление  революционного политического течения  в среде дворянства - движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны. В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. Наиболее интересные и подробные экономические программы представили декабристы Николай Иванович Тургенев и Павел Иванович Пестель.

      Основным экономическим сочинением  Н.И. Тургенева (1789-1871) была работа  «Опыт теории налогов» (1818). В ней, прежде всего, автор отметил политическую сторону - осуждение крепостного права. Кроме того, Тургенев раскрыл социально-экономическую сущность налогов, подверг резкой критике феодальную налоговую систему, налоговые льготы и привилегии дворянства, требовал ликвидировать феодальные повинности крестьян. Он развивал западную концепцию налогообложения, согласно которой все граждане обязаны платить налоги в соответствии с доходами, включая и дворян. По мнению Тургенева, налоги должны способствовать развитию производительных сил. Они тем охотнее выплачиваются, чем свободнее общество, его политическая система. Но его труд был важен для развития русской экономической науки еще и потому, что рассуждения о налогах были наполнены материалом, касающимся отечественной жизни, яркими примерами и точными формулировками.

        Большое значение имело и то, что в предисловии к данному  трактату автор критически оценил  существовавшие экономические теории  и высказал свои соображения  о пользе изучения политической экономии. По сложившейся в российской науке традиции, он полагал, что существуют три системы экономических взглядов: меркантилистов, физиократов и последователей Адама Смита. Тургенев писал, что человек, «занимающийся политическою экономией, рассматривая систему меркантилистов, невольно привыкает ненавидеть всякое насилие, самовольство и в особенности методы делать людей счастливыми, вопреки им самим» История экономических учений.(3,127).

       Н.И. Тургенев утверждал, что  на смену бумажных денег придет век кредита. В целом он считал, что справедливое регулирование кредитных отношений возможно только в капиталистическом обществе, при республиканской форме государственного устройства. История экономических учений.(2,267).

        Надо заметить, что Тургенев был последовательным сторонником свободы предпринимательства, торговли. Он был уверен, что не следует искусственно стимулировать промышленность. В этом было существенное отличие его взглядов от убеждений П.И. Пестеля, руководителя Южного общества.

     П.И.  Пестель (1793-1826) принимал идею  экономической свободы и частной  инициативы, но как принцип. В  то же время он считал необходимым  государственное управление экономикой. Это управление должно было  включать в себя таможенный  протекционизм, меры государственного регулирования в промышленности в духе Петровской эпохи.

       П.И. Пестель был одним из  организаторов тайного общества. Написанная им «Русская правда»  стала программным документом  декабристов. В ее обсуждении  приняли участие члены как Южного, так и Северного, общества. В настоящем документе Пестель обосновал необходимость коренного превращения государственного строя и народного хозяйства России. Он стоял на позициях ликвидации самодержавия и крепостничества и установления республиканского строя.

       По "Русской правде" Пестеля  Россия объявлялась республикой,  власть в которой до осуществления  необходимых буржуазно-демократических  преобразований сосредоточивалась  в руках Временного революционного  правительства. Далее верховная  власть передавалась однопалатному народному вече, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, избираемая на 5 лет народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент. Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.(5,123).

      Пестель считал, что институт  частной собственности будет  существовать всегда, так же как  богатство и богатые слои населения. Однако он полагал недопустимым механическое присоединение к богатству политических преимуществ. Он критиковал сословную организацию русского общества и высказался за отмену таких экономических привилегий дворянства, как обладание крепостными и освобождение от налогов. История экономических учений.(2,325).

       В основу социально-экономической перестройки России П.И. Пестель возлагал аграрные превращения. Он понимал, что необходимой предпосылкой радикального изменения положения крестьян является их личная свобода. Чтобы обеспечить крестьянам настоящую свободу, им нужно дать землю. Именно в земле Пестель видел важнейшую опору общественного благоденствия, потому и предлагал наделить каждого участком земли.

         Обратим внимание, Пестель, один из руководителей движения декабристов, стремившийся дать дорогу капиталистическому развитию России, ясно понимал, что успех экономических и политических преобразований в самой существенной степени базируется на национальной системе культурных и нравственных ценностей. Реформы в обществе должны не упразднять эту сложившуюся в течение столетий систему, а укреплять и развивать ее. Многие трудности и проблемы современных преобразований как раз связаны с тем, что нет опоры на сложившуюся систему ценностей, с тем, что осуществляется попытка заменить их ценностями, принадлежащими иной культуре.

         П. Пестель полагал, что именно  в солидарности и взаимопомощи  создается материальное благополучие, укрепляется независимость личности, формируется гражданское сознание. Более того, Пестель считал, что справедливо устроенное общество, сплоченное общим трудом, общество, в котором процветает взаимоуважение и взаимовыручка граждан, станет примером для всех стран и народов. Именно такое состояние общества, а не военную мощь П.И. Пестель считал признаком великой державы. Н.Е. Титова.(4,86). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Экономические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарёва

       А.И. Герцен и Н.П. Огарёв  оставили обширное литературное  наследие, внеся большой вклад в отечественную экономическую мысль. Центральное место в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по словам Герцена, "ошейником рабства" на шее народа, позором русского быта. Герцен и Огарёв с возмущением разоблачали алчность и паразитизм крепостников. Герцен писал, что "Россия не может сделать ни шага вперёд, пока не уничтожит рабство. Крепостное состояние русского крестьянства - это рабство всей Российской империи". По словам Герцена, крепостничество обрекло русский народ на "податное состояние, отданное не только на разграбление, но и на сечение помещикам и полиции". Он с особым негодованием писал о торговле людьми, поскольку нельзя быть свободным человеком и иметь крепостных, дворовых людей, "купленных как товар, проданных как стадо".

        Существенные изменения претерпела  аграрная программа Герцена и  Огарёва. Обнародованный в середине 50-х годов на страницах "Полярной  звезды" её первоначальный вариант  исходил из уничтожения крепостного  права и наделения крестьян землёй. Однако он не включал требований об уничтожении помещичьей собственности на землю и передачи всей земли крестьянам. Предполагалась передача только общинных земель. В дальнейшем, особенно после реформы 1861 г., аграрная программа Герцена и Огарёва включила требования полной ликвидации помещичьей собственности на землю и передачи всей земли в собственность крестьян. Герцен и Огарёв выступили с резкой критикой "Положения 19 февраля 1861 г.". (1,342).

       Герцен выступил как основоположник  теории "русского крестьянского  социализма". Её разделял и  Огарёв. Они исходили из представления  о том, что после падения  крепостного права Россия пойдёт  по социалистическому пути. Их  идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску. Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции в Западной Европе после поражения революции 1848 г., он возлагал свои надежды на Россию. В 1851 г. в статье "Русский народ и социализм" Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его мнению, Россия с её крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны Западной Европы.

        Под социализмом Герцен имел  в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское самоуправление. Он намечал создание такого общества посредством использования готовых частичек зародышей социализма, которые, по его мнению, содержала крестьянская община.

        В действительности во взглядах Герцена не было ничего социалистического. Он создал и развивал одну из утопических теорий.

        Антикрепостническая направленность, революционный демократизм отличали  теорию "русского крестьянского  социализма" от учения социалистов-утопистов  Запада. "Крестьянский социализм" был тем идеалом, который поднимал на борьбу многих революционеров-разночинцев. И это не удивительно, ибо, как писал В.И. Ленин, идея "права на землю" и "уравнительного раздела земли" есть не что иное, как "формулировка стремлений к равенству со стороны крестьян, борющихся за полное свержение помещичьей власти, за полное уничтожение помещичьего землевладения".

Информация о работе Экономические программы русского освободительного движения первой половины XIX века