Экономические системы и их сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ или комплексное исследование характерных черт основных типов экономических систем.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
-определить понятие и сущность экономических систем
-охарактеризовать типы экономических систем
-проанализировать проблемы российской экономики
-рассмотреть пути развития российской экономики

Содержание

Введение. 2
1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем. 4
1.1. Понятие и сущность экономических систем 4
1.2. Типы экономических систем и их краткая характеристика 9
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем 14
2. Современная модель Российской экономики 17
2.1. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям 17
2.2. Российская экономика на современном этапе и ее проблемы 19
2.3.Российская экономика 2009-2010: спад, потом стагнация 28
3. Пути дальнейшего развития Российской экономики 31
Заключение. 35
Список литературы. 38

Работа содержит 1 файл

курсовая Эконом теория.doc

— 202.00 Кб (Скачать)


1

 

Содержание

Введение.

1.              Экономическая система и ее структура.  Типы экономических систем.

1.1.              Понятие и сущность экономических систем

1.2.              Типы экономических систем  и их краткая характеристика

1.3.              Сравнительная характеристика экономических систем

2.              Современная модель Российской экономики

2.1.              Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

2.2.              Российская экономика на современном этапе и ее проблемы

2.3.Российская экономика 2009-2010: спад, потом стагнация                  28

3.              Пути дальнейшего развития Российской экономики

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем. В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, переедающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технологии производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические потребности индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Актуальность исследования вызвана происходящими в российском обществе экономическими, социальными  и политическими преобразования. Исторический опыт показывает, что в любой период развития и существования и развития общества условиями двигательного процесса являются экономические условия, поэтому в настоящее время в России для более успешного развития экономики важно изучение закономерностей истории народного хозяйства. Поэтому знание истории экономики важно для развития современного периода экономики. Изучение эконом. систем – это не только основа истории, но и важнейшая часть его экономической теории, состав которой включается политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и истории развития экономической мысли.

Цель  исследования - анализ или комплексное исследование характерных черт основных типов экономических систем.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

-определить понятие и сущность экономических систем

-охарактеризовать типы экономических систем

-проанализировать проблемы российской экономики

-рассмотреть пути развития российской экономики

Предметом курсового исследования является экономические системы и экономика в России.

Объект исследования – экономические системы.

Методологической основа курсового исследования является общие и частные научные методы: исторические, логические, статистические; методы с приемами анализа, обобщения, наблюдения, описания.

Теоретическая часть курсового исследования основа на изучение работ: Райзберг, Б.А. «Основы экономики», Зевин, Л. «Национальные экономические системы в глобальных процессах», Иохин, В.Я. «Экономическая теория» и др.

Работа над исследование признана расширить знания по теории и практики экономики.

Структура работы определена содержанием темы, задачами и целями курсового исследования . работа состоит из введения, двух  глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Экономическая система и ее структура.
Типы экономических систем.

1.1. Понятие и сущность экономических систем

 

Экономика любой страны функционирует как самостоятельная, большая система, которая включает много разных видов деятельности. И каждое ее звено - компонент системы - может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, то есть находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.

Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новые качества, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Экономические системы - это совокупность характерных для данной экономики явлений и процессов: способа организации общественного производства, типов и форм собственности, принципов распределения и обмена экономических благ, механизмов ценообразования и др.

Наиболее развиты и распространены в современном обществе командно-административная, рыночная и смешанная экономические системы. Эти экономические системы во многом отличаются друг от друга.

Противоречия системы обусловливают и противоречивые тенденции в ее развитии: с одной стороны, стремление к целостности (единообразию), с другой -- к обособленности (разнообразию); с одной стороны, к централизации, с другой -- к децентрализации; с одной стороны, к обобществлению, с другой -- к обособлению; к изменчивости и устойчивости и т.д. Это определяет волнообразный характер ее развития.

В экономической литературе взгляды на тенденцию развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех ее структурных элементов. Так, Е.А. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую. Данное теоретическое представление составляет базу экономической политики в периоды реформ, направленных на полное уничтожение каких-либо экономических явлений и процессов (например, частной собственности в переходный период от капитализма к социализму) и создание новых.

Другие экономисты считают, что существование различные экономических систем взаимно обогащает эти системы, ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, современная теория конвергенции (лат. converqere приближаться, сходиться) строится на тезисе с том, что разные экономические системы в процессе своего собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование -- отказом от него; централизация -- децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудностей в развитии экономики страны.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, то есть уяснить данное явление как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.

Современный мир есть результат естественного исторического развития общества. Понимание же этого исторического процесса у отдельных ученых-экономистов современности различно, что объясняется использованием различных критериев для характеристики данного процесса.

Например, известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. В письме к В.Засулич К.Маркс выделял три основные формации:

* первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;

* вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

* коммунистическая.

По Марксу, коммунизм есть "не идеальный способ производства", как многие из нас представляли себе, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Коммунистический идеал "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех", по Марксу, воплотится в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма, в новой эпохе "положительного гуманизма".

Согласно представлениям К.Маркса, Ф.Энгельса, а затем и В.И.Ленина, коммунизм состоит из двух фаз, и низшей его фазой является социализм. В связи с событиями, происходящими в нашей стране и в странах Восточной Европы, вполне закономерно возникают вопросы: верно ли учение марксизма о социалистическом преобразовании общества и не утопия ли сама коммунистическая идея?

Отвечают на них сегодня по-разному. Одни считают, что социализма в бывших социалистических странах, по сути, не было, скорее, социализм был в развитых странах Запада, поэтому говорят, например, о модели шведского социализма. Другие утверждают, что социализм был, была и мировая социалистическая система. Но социалистическая система хозяйствования была существенно деформирована. В настоящее время в мировой практике, журналистике, в экономической литературе все чаще можно встретить термин «посткоммунистические и постсоциалистические страны», что свидетельствует о признании существования социализма в этих странах до недавнего прошлого.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический -- так называемая "пятичленка"') на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственно процессу производства, или способу производства. Способ производства -- это не только определенный способ добывания и преобразования веществ природы, а и особый способ присвоения труда непосредственных производителей (как и его результатов), обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общественной формой труда.

Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизация Китая и Индии, с большой натяжкой можно включить и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способов материального производства при всей их теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий, а отсюда очевидна и определенная ограниченность такого подхода. В связи с этим в экономической литературе предпринимаются попытки использования других критериев для анализа явлений и процессов общественной жизни[1].

Современная экономическая мысль на основе использования критерия "степень индустриального развития общества" выделяет:

индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальное (информационное) общества.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

* по форме собственности на средства производства;

* по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают.

Командную или тоталитарную экономику, где большинство предприятий находится в государственной собственности; они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив; все вопросы о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят бывший СССР, Албанию и т.д.

Рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно на свой страх и риск. Несмотря на то что они руководствуются своими собственными интересами, их деятельность, по словам А.Смита. направляется как бы невидимой рукой (конкуренцией) в целях реализации интересов других людей и общества в целом. Сюда можно отнести, например, Гонконг.

Смешанную экономику, где и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; где государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Сюда относят развитые страны, в том числе США, Англию, Францию и др[2].

Информация о работе Экономические системы и их сравнительная характеристика