Экономические учения Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Древний Восток является местом зарождения первых государств. Наиболее значительными из них являются Египет, Китай, Междуречье и Индия. Именно здесь возникли первые системы письменности, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.

Содержание

Введение 3
Основная часть
1. Даосизм 4
2. Моизм 5
3. Легизм 6
III. Заключение 8

Работа содержит 1 файл

экономика Др Китая.doc

— 77.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по истории экономических учений

 на  тему

Экономические учения Древнего Китая 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила

Финикова  Ольга

ЭК-13 
 

Преподаватель

Шушунова

Татьяна Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 г

      Содержание 

                                                                                                           стр

    1. Введение         3
    2. Основная часть

           1. Даосизм        4

           2. Моизм        5

                3. Легизм        6

      III.  Заключение        8

      IV. Приложения

                  Приложение 1       9

                  Приложение 2       10

      V.  Список литературы       11

 

       Введение 

      Древний Восток является местом зарождения первых государств. Наиболее значительными из них являются Египет, Китай, Междуречье и Индия. Именно здесь возникли первые системы письменности, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.

     Первоначально, в III-II тыс. до н.э., экономическая мысль  лишь отражала хозяйственную практику и носила некритический, в начальной  степени нормативный характер. Только в I тыс. до н.э., с развитием рабовладения, товарно-денежных отношений, появлением частной собственности на землю предпринимаются попытки осмысления хозяйственной деятельности. Однако, экономические идеи еще не были настолько самостоятельными, чтобы существовать отдельно, они включались в общую систему взглядов наряду с религиозными, философскими, политическими и другими представлениями.

     В древневосточных странах государство  оказывало большое влияние на все сферы человеческой жизни, сфера  экономики не была исключением. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлись аграрии – члены территориальных общин. Кроме того, в большинстве стран Древнего Востока долгое время преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин. Лишь с I тыс. до н.э. появляется частная собственность на землю.

Эти особенности  нашли отражение в экономической  мысли всех перечисленных выше стран, но в данной работе будет рассмотрена  экономическая мысль Древнего Китая.  
 
 

 

Даосизм 

      Даосизм – философско-религиозное учение. Его основателем считается Лао-цзы. Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец»). Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций — это одно лицо.

      Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

      Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

      Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. В «Дао дэ цзин» нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. «Небесное Дао», говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято».

      Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, то есть воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». 
 
 

      Моизм 

     Учение, религиозная форма которого на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин. Его основатель Мо-цзы родился через пару лет после смерти Конфуция. Живя в период Чжаньго, отмеченный распадом векового социального порядка династии Чжоу, Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.

     Принято считать, что Мо-цзы изучал конфуцианство, пока не пришёл к выводу о том, что  размеренные ритуалы и тягостные  церемониалы отнюдь не способствуют душевному развитию. В отличие от вельможного Конфуция Мо-цзы искал возврата к непосредственности в человеческих отношениях, отличающей жизнь простых людей.

      Уже после смерти Мо-цзы его ученики  и последователи создали трактат  «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Согласно этому трактату, основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воли Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

     Моисты  отражали настроение простых людей – землевладельцев, ремесленников, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и для управления.

     Мо-цзы  подчёркивал значение физического  труда в обществе, считал, что  в нем должны принимать участие  все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт.

     В государственном управлении главной  должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учёта интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.

 

      Легизм 

     Особый  вклад в развитие экономической  мысли Древнего Китая внесли представители  легизма (от лат. Lex – закон), или школы законников (фацзя).

     Все легисты занимали высокие государственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками централизации, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны. Они проводили и обосновывали реформы, направленные на укрепление царской власти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной собственности на землю. Именно им принадлежат высказывания: «Не могут все в государстве быть знатными. Если бы все были знатными, некому было бы работать, и страна осталась бы без доходов» и «Династия – руководящее начало справедливости. Это значит, что социальные позиции установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты, и справедливость может стать принципом»

     Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

     Одним из основателей легизма считается  Гуань-цзы, или Гуань Чжун (умер в 645г. до н.э.). Он смог стать первым министром княжества Ци, несмотря на то, что происходил из небогатой семьи торговцев.

     Именно  Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управления государством на основании  закона, считал, что закон должен распространяться на все категории  населения. На основании высказываний Гуань-цзы в VIв. до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды представителей даосизма, конфуцианства и других школ.

     Гуань-цзы  не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства  сословий. По его мнению, обязанности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: землевладельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами.

     Отвечая на вопрос, как закрепить осёдлость, организовать труд народа, Гуань-цзы говорил: «…учёным, крестьянам, ремесленникам и торговцам, четырём группам народа, представляющим основу страны нельзя жить вперемежку, возникнет путаница в речах и неустойчивость в делах». Представители этих категорий не должны менять занятия, должны младшим передавать свой опыт. Каждая социальная группа играет важную роль в обществе, но основной являются землевладельцы. В трактате намечаются меры для улучшения их положения, в частности посредством изменения системы налогообложения. Предлагается ввести количественные нормы повинностей, сделать их гибкими, зависящими, например, от качества земли. Вместо взимания налогов с общины, Гуань-цзы считал необходимым ввести систему обложения семей по имущественному принципу.

     Важным  направлением государственной политики считается защита населения, и, прежде всего, крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того, что увеличение цен приводит к удешевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одинаково по всей стране.

     В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денежной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен и реализация этих запасов в период роста цен.

     Наряду  с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное участие принимали  Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.

     Ли  Куй (424-386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены путём рациональной закупки и продажи зерна.

     Шан Ян (390-338 до н.э.) был первым советником царя могущественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой аристократии был казнён вместе с семьёй. Он считал, что главной сферой деятельности народа, основой процветания государства являются земледелие и война.

     Хань  Фэй (ок. 280-233 до н.э.) завершил систематизацию теоретических взглядов легистов, занимаясь в основном политическими, философскими, правовыми вопросами.

     Многие  легисты, в их числе Шан Ян  и Хань Фэй, считали, что развитое частное предпринимательство, особенно крупное, идёт вразрез с интересами государства, и поэтому предлагали ограничить активность торгово-ремесленной деятельности. Они разработали положение о праве государства на недра, лес, продукты рек, болот, требовали внедрения на эти ресурсы государственной монополии.

     В «Гуань-цзы» и древнем источнике, именуемом «Ши хо» (буквально: «Продовольствие и товары»), содержится описание государственного хозяйства, рассматриваются принципы управления хозяйственной деятельностью.

     Правила поведения, нормы хозяйственных работ детально регламентируются. «Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску».

     В древних трактатах, хрониках Китая встречаются любопытные упоминания о торговле, рыночных отношениях. «Торгуя, обменивали то, что (у кого) было, на то, чего (у него) недоставало, в результате каждый получал то, что ему нужно» («Ши хо»).

Информация о работе Экономические учения Древнего Китая