Экономические учения фомы аквината и Блаженного Августина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:13, доклад

Описание работы

ома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат,)— первый схоластический учитель церкви, основатель томизма; с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Работа содержит 1 файл

доклад иэиэм фома аквинский и августин блаженный.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Аквинский Фома - биография:

                 Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат,)— первый схоластический учитель церкви, основатель томизма; с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Фома  Аквинский, Родился в начале 1226 в  Роккасекка, родовом замке близ Аквино. Воспитывался у бенедиктинцев в  монастыре Монте-Кассино, а позднее  изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для изучения теологии; в этот период его наставником был Альберт Великий. В 1252 возвратился в доминиканский монастырь в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. В период с 1254–1256 составил комментарий к Четырем книгам сентенций Петра Ломбардского и сочинил небольшой трактат О сущем и сущности. К парижскому периоду относится также его неоконченный комментарий к знаменитому трактату Боэция О Троице. Эта небольшая работа содержит классическое изложение учения Фомы о классификации, взаимоотношении и методологии наук того времени. Фома возвратился в Италию летом 1259 и на протяжении следующих девяти лет жил в Орвието, Риме и Витербо. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии В конце 1268 Фома был вызван в Париж для участия в полемике против новейшей формы аристотелизма – латинского аверроизма. В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Здесь он работал над компендием теологии, оставшимся незавершенным. Фома скончался 7 марта 1274 в цистерцианском монастыре в Фоссанова по пути в Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в качестве консультанта Лионского собора. 11 апреля 1567 он был провозглашен учителем церкви. 

                  Итальянский епископ Фома Аквинский (1225–1274) – автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся прежде всего на труды Аристотеля.

В период средневековья  шли споры о том, какую цену следует считать «справедливой».

По утверждению  Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность  обмена в соответствии с количеством  «труда и издержек»( ». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы). Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – церковнослужителю, третий – феодалу.

В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных утрат товара.

Каноник признает справедливым получение надбавки к  первоначальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский  осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Деньги возникают  в результате договоренности, для  удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Каноник – сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

Канонические  рецепты и предписания определяют этику поведения (это – «греховно», а это – «угодно Богу»). Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.

 «Справедливой  ценой» Фома Аквинат считал: 
– цену, которая сообразна издержкам; 
– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
 

Фома  Аквинский В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы  Фомы Аквината: 
– деньги не могут порождать деньги;  
– необходимо сословное деление общества; 
– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро); 
– признание необходимости частной собственности.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.  

Биография Августина Блаженного

Августин (Аврелий) — один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции  Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас  в Алжире). Первоначальным своим  образованием он обязан своей матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. Отец Августина, римский гражданин, был мелким землевладельцем, а мать — Моника — благочестивой христианкой. В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 г. у Августина в конкубинатe родился сын Адеодат. Через год он прочёл Цицерона и увлёкся философией, обратившись к чтению Библии. Однако вскоре Августин перешёл в модное тогда манихейство. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. B «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.

Августин  умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами 

Взгляды Августина  
 
Главные труды Блаженного Августина - «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

  • вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
  • нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
  • «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.  

Информация о работе Экономические учения фомы аквината и Блаженного Августина