Экономические учения Западной Европы эпохи феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Экономические взгляды «Отцов Церкви» выражали интересы господствующего класса, феодалов, и ставили перед собой цель обосновать необходимость феодального строя. А экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей».

Содержание

Общая характеристика экономической мысли средневекового феодального общества Западной Европы………………………………...3
Экономические воззрения мыслителей средневековой Европы..……6
Средневековые ереси как выражение протеста против феодализма..12
Список литературы………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

реферат по экономическим учениям.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Содержание

  1. Общая характеристика экономической мысли средневекового феодального общества Западной Европы………………………………...3
  2. Экономические воззрения мыслителей средневековой Европы..……6
  3. Средневековые ереси как выражение протеста против феодализма..12
  4. Список литературы………………………………………………………..15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общая характеристика экономической  мысли средневекового феодального общества Западной Европы

     Феодализм возник в Западной Европе в V веке нашей эры в результате разложения рабовладельческого строя и оставался господствующей общественно-экономической формацией до XV-XVI веков. В своем развитии он прошел три стадии: период раннего, период зрелого или развитого феодализма, период позднего феодализма завершился его кризисом и разложением.

     Феодальный  строй характеризовался господством в экономике натурального хозяйства, применением примитивной и рутинной техники. Основой феодального способа производства являлась собственность класса феодалов на землю и неполная, в отличие от рабовладельческого строя, собственность на зависимых от них крестьян, владеющих средствами производства. Феодалы и крестьяне – основные классы феодального общества. Эксплуатация первыми вторых осуществлялась при помощи внеэкономического принуждения.

     В период раннего феодализма хозяйство  носило в основном натуральный характер, на рынок поступала лишь незначительная часть производимых продуктов. Прибавочный продукт присваивался феодалом в форме отработочной и продуктовой ренты. Но постепенно развивалось общественное разделение труда. Отделение ремесел от сельского хозяйства положило начало росту феодальных городов, ставших центрами промышленного производства. Эти процессы привели к росту товарооборота.

     Значительное развитие торговля получила на основе углубления общественного разделения труда в период развитого феодализма. Товарно-денежные отношения приобретали все более важное значение, происходил постепенный переход от отработочной и продуктовой ренты к денежной. А стадия разложения феодализма характеризовалась возникновением в недрах феодального строя капиталистических отношений.

     Экономическая мысль раннего и развитого феодализма прошла путь от довольно примитивных представлений до сравнительно целостной системы взглядов. На этой стадии экономическая наука еще не обособилась. И мы встречаемся с экономическими идеями в юридических памятниках, которые служили для обоснования тех или иных юридических норм, вызванных необходимостью защиты феодализма. Например, Салическая Правда, правовой кодекс салических франков, один из наиболее ранних так называемых «варварских кодексов» («правд») такого рода. Предположительно, документ был составлен по инициативе Хлодвига I на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов в конце V – начале VI века. В дальнейшем она неоднократно дополнялась, перерабатывалась и утратила актуальность к X веку. Кроме основного принципа, престолонаследия членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии, в ней были описаны порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания – как правило, носившие «экономический» характер: виновные подвергались, в основном,  штрафам.

     Экономические идеи содержатся и в церковных памятниках, в которых «Отцы Церкви» также пытались оправдать систему феодализма, его классовую структуру. Особый интерес для нас, с точки зрения становления экономической теории, имеют те из них, что высказывались в непосредственной связи с характеристикой экономических процессов: торговли, ростовщичества и других.

     Подобно идеологам класса рабовладельцев защитники  интересов феодалов, особенно в период раннего феодализма, отрицательно относились и к торговле, и к ростовщичеству. А позднее были вынуждены заняться поисками компромисса. При этом в большинстве случаев экономическая мысль была облечена в религиозную оболочку, потому что духовенство было единственным образованным слоем в феодальном обществе. Поскольку «отцы церкви» в своих трудах исходили из церковных канонов (законов церкви), их называли канонистами. Наиболее выдающимися в Западной Европе мыслителями из них были Августин (IV—V вв.) и Фома Аквинский (XIII в.).

     Экономические взгляды «Отцов Церкви» выражали интересы господствующего класса, феодалов, и ставили перед собой цель обосновать необходимость феодального строя. А экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Экономические воззрения мыслителей средневековой Европы

     Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354 – 430 гг.) – Блаженный Августин, Святитель Августин – епископ Гиппона (Северная Африка), философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей, один из «Отцов Церкви», основатель августинизма, родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он заменен христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского.

     Августин  жил в период, когда хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, когда феодальная система лишь зарождалась и классы феодального общества только складывались. Его экономические воззрения были отражением экономического строя раннего Средневековья и выражали интересы нарождающегося класса феодалов. Он исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную к удовлетворению потребностей людей.

     В противовес идеологам рабовладельческого общества, презрительно относившимся к труду, Августин призывал к нему всех, ссылаясь на то, что в момент сотворения мира Бог дал человеку приказ трудиться. А также – на «священное писание», согласно которому апостол Павел сказал: «Кто не работает, да не ест».

     Физический  труд Августин ставил наравне с умственным. Земледелие считал «чистейшим из всех искусств», имея в виду отрасли хозяйства, и выдвигал его на первое место.

     Но, хотя Августин и проповедовал необходимость трудиться, его взгляды не только не отражали интересы эксплуатируемых народных масс, но служили защите интересов нарождающегося класса феодалов. Он оправдывал закрепощение крестьян. Задачу церкви Августин видел не в том, чтобы освободить крепостных крестьян, а в том, чтобы сделать их покорными воле своих хозяев. Вознаграждение трудящимся за страдания в этой жизни он обещал в загробном мире.

     Вместе  с тем, Августин резко выступал против богатства. Он заявлял, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное». По его мнению, трудом надо создавать только необходимое, излишки же позволительны только для раздачи милостыни, помощи другим. Отрицательное отношение Августина к богатству объяснялось тем, что феодализм еще находился в стадии становления и крупные феодальные богатства не успели образоваться. Тем не менее, стремление к накоплению богатства церковью Августин оправдывал. Ведь оно преподносилось, как фонд «помощи ближним».

     К крупной торговле и к ростовщичеству Августин относился также отрицательно. На первую он смотрел как на средство ограбления населения и считал несправедливым делом. Задача купца, говорил он, состоит в том, «чтобы дешево купить и дорого продать... А так как это является порочным, то всякий, кто хочет быть справедливым, должен против этого восставать». Второе он рассматривал как средство, направленное к созданию денег. Ростовщики получают проценты «ни за что, за время, а время – это дар божий», поэтому получение процента несправедливо и противоречит законам церкви. Такое к ним отношение Августина объясняется слабым на тот период развитием в обществе товарно-денежных отношений и преобладанием натурального хозяйства.

     Представителем экономической мысли позднего Средневековья является Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino (1225—1274 гг.)) – итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма, член ордена доминиканцев. С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога, был завершителем взглядов канонистов. Его учение и поныне является официальной философией Ватикана.

     Фома  Аквинский жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, возникли феодальные богатства и достигли значительного развития товарно-денежные отношения. И был последовательным идеологом господствующего класса. Рассматривая общественное разделение труда как естественное, природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия. Фома Аквикский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе: «Как у пчел одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных». Исходя из этого, он делал вывод, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

     Проводя резкое различие между физическим и  умственным трудом, и объявляя физический труд делом крепостных крестьян, Фома Аквинский, как и античные мыслители, относился к нему презрительно. Такое его отношение к физическому труду объясняется тем, что к этому времени в феодальном обществе уже сложился класс несвободных крепостных крестьян.

     Как идеолог класса феодалов, он стремился оправдать богатство. Оно, по его мнению, не содержит в себе ничего предосудительного, является результатом человеческой деятельности, так же, как и право частной собственности. Подобно тому, писал Фома Аквинский, как человек от природы гол, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности дано не природой, но человеческим разумом. Она на нем покоится и в силу этого стала необходимым институтом человеческой жизни. Разумеется, эти рассуждения были направлены на оправдание собственности феодалов и их права распоряжаться крепостными крестьянами.

     Важное  место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». С развитием  товарно-денежных отношений в феодальном обществе, естественно, возникла проблема цен. В Средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее ясное представление о том, сколько труда каждый затрачивает из них на производство своих товаров. Поэтому, при обмене и тот и другой определяли цену своих товаров в зависимости от затраченного на их производство труда. Такая цена, которая основывалась на трудовых затратах, т. е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой. Христианская мораль, требовавшая такого справедливого обмена, основанного на справедливой цене, была, в сущности, религиозно-этическим истолкованием реально действовавшего закона стоимости.

     У Фомы Аквинского учение о справедливой цене носит двойственный и противоречивый характер. С одной стороны, справедливая цена – это «правильная» цена, соответствующая трудовым затратам. С другой стороны, он доказывает правомерность отступления от нее, если она не обеспечивает продавцу возможности жить соответственно своему положению в обществе. Поэтому, в конечном счете, справедливой ценой Фома Аквинский считал такую, которая, во-первых, учитывала труд, затраченный на производство товара, и, во-вторых, давала возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению.

     Следовательно, с точки зрения Фомы Аквинского, справедливой признавалась не одинаковая, а различная для разных сословий цена на один и тот же товар. Таким образом, теория «справедливой цены» Фомы Аквинского оправдывала сословные привилегии и отражала интересы класса феодалов и купечества. Необходимо отметить, что некоторое ее сходство с трудовой теорией стоимости проступает здесь только внешне, так как учение Фомы Аквинского являлось не научным обобщением действительности, а ее искажением.

Информация о работе Экономические учения Западной Европы эпохи феодализма