Экономический рост и научно - технический прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - заключается во всестороннем анализе механизма воздействия научно - технического прогресса на экономический рост.
Исходя из вышеозначенной цели в работе поставлены следующие конкретные задачи:
рассмотреть понятие экономического роста и его типы;
проанализировать показатели экономического роста;
изучить факторы экономического роста и экстенсивный и интенсивный типы экономического роста;
рассмотреть понятие научно - технического прогресса;
проанализировать механизм регулирования НТП.

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Нормативный характер  стимулирования  предполагает установление прямой связи между фактическим экономическим эффектом  НТП (при соблюдении социальных и экологических требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование  в реальном,  а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за квартал), отмену регрессивной шкалы,  при  которой наибольшая премия (в процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения.  Все  выплаты до  освоения  новшества  носят авансовый характер.  В то же время норматив отчислений от эффекта НТП в фонд  премирования в рамках НТ0 целесообразно дифференцировать в зависимости от типа нововведений (направления НТП),  новизны техники в сравнении с мировым уровнем, ее народнохозяйственной значимости.  Источником прибыли может стать не только понижение затрат и изменение цен,  но и формирование новых общественных  потребностей,  радикальная смена номенклатуры продукции.16

     Гласность поощрения означает,  что  его  условия  должны быть  известны  коллективу до начала работы.  Распределение соответствующих фондов между работниками на основе принятых на  данном  предприятии положений - дело самого коллектива.

     По  его решению могут поощряться другие коллективы и отдельные лица, содействование успеху нововведения.

     Стимулирование  НТП  связано  с  экономическими  методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы  стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать  из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход.  Нормативы платы за выбросы загрязняющих  веществ  в природную  среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива. 

     2.3. Финансирование НТП 

     Финансирование  НТП включает формирование и использование  специальных фондов для ускорения  НТП на всех уровнях управления.  По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек  производства  и служат формой их резервирования,  переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта.  Фонды финансирования  НТП  по  своей  роли  в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты  хозрасчетных предприятий и НТО на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск.17

     Компенсационные фонды носят возвратный характер.  В безвозвратном  финансировании нуждаются лишь затраты на фундаментальные исследования,  не рассчитанные на  экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе.  В остальных случаях средства для создания указанных фондов  образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период массового использования нововведения. В начале 80-х годов лишь половина затрат на освоение новой техники  компенсировалась  из  соответствующих  фондов.

     Другая  половина покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало  невыгодным  обновление номенклатуры) или повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило  к  невыгодности новой техники для потребителя). В новых условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов.

     Фонд  фундаментальных исследований при  АН СССР, республиканских и отраслевых академиях создается за счет ассигнований  из союзного,  республиканского и  местного бюджетов,  а также целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из средств министерств,  предприятий, НТО,  благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются  по  решению  научных советов и общественных органов,  причем поддерживаются все направления современной науки,  по которым можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты.18

     Фонды финансирования государственных и  международных научно-технических  программ,  планов МНТК а также  других работ по созданию принципиально  новой техники и технологии формируются обычно на  долевых  началах  за  счет  госбюджета  н средств  заинтересованных  предприятий,  НТО,  министерств, концернов,  ассоциаций,  банков, финансовых фондов, местных Советов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты.

     Инновационные фонды могут быть образованы в  каждом регионе за счет  средств  разработчиков  и  потребителей  научно-технической продукции (они  частично исключаются из налогообложения),  банковских вложений, а также средств республиканского  и местного бюджета,  заинтересованных предприятий.  Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им консультационных, патентных  инжиниринговых и других технических услуг.19

     Дополнительным  источником  финансирования  разработок со значительным экологическим и  социальным эффектом служат целевые  субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов м потребителей,  а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее  выпуска Фонд развития производства,  науки и техники предприятий (объединений)  образуется за счет пяти основных источников:

     1) амортизационных отчислений,  предназначенных для  полного восстановления  основных  фондов;

     2) отчислений  от прибыли предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференцироваться  в зависимости от степени износа основных фондов);

     3) выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в составе  основных фондов (за вычетом расходов по его ликвидации) и выбраковки скота;

     4) части средств,  получаемых  от других предприятий за использование научно-технических разработок;

     5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.

     Средства  ФРПНиТ  используются государственными предприятиями самостоятельно, после  одобрения сметы расходов их советом  и профсоюзным комитетом.  Из ФРПНиТ финансируется:

     1) техническое  перевооружение,  реконструкция  и   расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов;

     2) проведение  НИОКР,  проектных  работ, приобретение лицензий,  оборудования и т.д.;

     3) подготовка производства и освоение новой продукции,  компенсация повышенных  затрат в период освоения;

     4) приобретение научно=технической продукции,  погашение кредитов на НТП и уплата процентов по ним;

     5) создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д.

       Государственные предприятия имеют право передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем,  ускорения технического перевооружения производства,  а также  использовать их  в  порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования,  образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д.20

     В условиях самофинансирования многие предприятия  используют  ФРПНиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ,  связанных  с  ломкой  сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу. Если 1 руб.  затрат на НТП обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп.  Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот,  ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации  оборудования,  страхования риска,  скидок  с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки. 

                
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

     1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

     2) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

     3) При экстенсивном экономическом  росте достигается сокращение  уровня безработицы, достижения  полной занятости, которая позволяет  увеличить темпы роста. Но это  явление  временно, т.к. состояние полной занятости не  может  восполняться  ежегодно и  на  следующий год темп роста будет такой же.

     4) При экстенсивном типе развития  многие работнике не являются  высококвалифицированными.

     5) Экстенсивный путь  развития  носит  застойный  характер, фактически  нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондо -вооруженность работников.

     6) Государство может играть значительную  роль в экономическом росте  при правильной налоговой политике и политике инвестирования.

     Рассмотрев  выше  изложенные  проблемы, мы  приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические  отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство  на путь  интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

     В настоящее время весь мир неуклонно  движется к постиндустриальному  обществу. Это общество развивает  лишь самые передовые отрасли промышленности, находящиеся в авангарде научно-технической революции, не связанные с масштабной переработкой сырья и расходованием значительных объемов электроэнергии. В постиндустриальном обществе проведение НИОКР становится своего рода отраслью экономики, играющей значительную роль. Наиболее передовыми становятся такие наукоемкие и сверхнаукоемкие производства как создание компьютерного обеспечения, биотехнологические производства, создание композиционных материалов с заданными свойствами, фибропластиков, аналитических приборов и машин. Моральное обесценивание традиционных продуктов значительно опережает их обесценивание физическое, в то же время рыночная стоимость результатов исследований, разнообразных промышленных ноу-хау, сама передовая промышленная продукция не подвержена падению. Постоянное воспроизводство результатов научных исследований, продуманная торговля ими и экспорт уникальной сверхнаукоемкой продукции способны обогатить любую страну мира.

     В постиндустриальном обществе главенствующими становятся информационные технологии, связанные со сбором, обработкой и мгновенной качественной передачей сколь угодно большого объема информации. Самым главным инструментом в информационном обществе уже давно признан Интернет, который со временем, как прогнозируется, может предоставить такие сферы для производственной деятельности, о которых в настоящее время нет и малейшего представления. Не возникает сомнений, что работа в этой сети так же, как сегодня научно-исследовательская деятельность, если и не заменит собой промышленность, то станет самостоятельной отраслью экономики.

     Из  ныне функционирующих традиционных отраслей обрабатывающей промышленности в новом столетии уцелеет, скорее всего, лишь пищевая промышленность вследствие ее территориальной привязанности к потребителю. Все остальные традиционные товары массового производства – от средств личной гигиены и текстиля до строительных материалов и сравнительно несложных механизмов – будут производиться в странах, которые неспособны пестовать национальную науку и развивать высокотехнологические промышленные производства. Этим странам останется индустриальная копоть, техногенные аварии, растущее потребление всех видов энергии и все снижающаяся прибыль от продаж несложной материалоемкой продукции (что будет заставлять их все время увеличивать объемы производства для восполнения финансовых потерь от удешевления продаваемых товаров и, соответственно, увеличивать энергопотребление национальной промышленности). А передовые страны уже будут экспортировать исключительно дорогостоящие нововведения и результаты опытных разработок по главным направлениям научно-технического прогресса. Это в дальнейшем позволит им увеличивать профицит национального бюджета, обеспечивать неуклонно растущий уровень жизни граждан, всегда востребовать лучших в мире работников интеллектуального труда, жить в атмосфере постоянного поиска и плодотворного творчества, к тому же в незагрязненных природных условиях. 

Информация о работе Экономический рост и научно - технический прогресс