Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение содержания экономического роста моделей и факторов его обеспечения, особенности формирования и развития Национальной модели экономического роста.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 6
1.1 Содержание экономического роста и его измерение 6
1.2. Факторы экономического роста 9
2 ТИПЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 13
2.1 Типы и основные модели экономического роста 13
2.2 Меры государственного регулирования экономического роста 20
3 НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ 23
3.1 Формирование национальной модели экономического роста 23
3.2 Экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Большинство экономистов едино в том, что совокупный рост должен происходить со скоростью, соответствующей (хотя бы приблизительно) темпу роста естественного уровня реального объема производства. Если допускается слишком быстрый рост совокупного спроса, инфляционные процессы будут развиваться в более быстром темпе. Вместе с тем, если спрос растет слишком медленно, вполне вероятно, что экономическая система перейдет в состояние спада темпов роста ("рецессии роста").

     Помимо  экономической политики, направленной на приведение в соответствие темпов роста фактического и естественного уровней реального объема производства, предлагаются и иные действия, призванные поощрять рост естественного уровня реального объема производства.

     Кейнсианцы  предлагают низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости налогово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

     Классики и неоклассики — сторонники «экономики предложения» —делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают свести к минимуму созданные государством препятствия экономическому росту, изменить государственное регулирование с целью минимизации его отрицательных последствий для производительности, использовать стимулы, а не административные методы. Во многих случаях, по их мнению, государство могло бы отменить механизмы, замедляющие экономический рост, например модифицировать налоговое законодательство с целью поощрения сбережений и инвестиций; освободить сбережения от подоходного налога; предложить налоговую скидку на инвестиции; увеличить начисления на амортизацию капитала.

     Рекомендуются и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Так, экономисты предлагают ввести новые показатели, которые бы стимулировали расходы на НИОКР, распространение современных технологий и улучшение экономических условий для небольших высокотехнологичных компаний. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику. В рамках ее правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. С помощью соответствующего налогового режима правительство могло бы ускорить развитие высокопроизводительных отраслей и способствовать перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. В свою очередь рост расходов на образование может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

     Практика  развитых государств в области регулирования  экономического роста включает в  себя как рекомендации кейнсианства, адаптированные к сегодняшнему дню, так и неоклассиков. В целом можно выделить следующие ее направления:

     а) государство берет на себя решение  тех проблем, которые недоступны рыночной системе. Это финансирование фундаментальных исследований, производство общественных товаров, ликвидация последствий внешних эффектов, антимонопольная политика и т.п.;

     б) антициклическое регулирование, или  политика краткосрочной стабилизации. Главным способом антициклического регулирования стала денежная политика. При ее осуществлении государство  вызывает два эффекта. Во-первых, увеличивается объем денежной массы в обращении и прогрессирует открытая инфляция, результатом является же рост потребительского спроса. Во-вторых, по мере роста предложения денег начинают падать процентные ставки, конечным же итогом этого процесса становится возрастание величины инвестиционного спроса;

     в) структурное регулирование. Решая  данную проблему, государство стремиться снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сектора экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т.п.осуществляя указанную деятельность государство использует инструменты бюджетной и кредитной политики;

     г) политика ускоренной амортизации. Она  проводиться посредством увеличения государством нормы амортизации основного капитала. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда;

     д) налоговая политика. Под влиянием идей «экономики предложения» она заняла доминирующее положение в области инструме7нтов государственного стимулирования экономического роста [2, с. 631-633].

     При всей многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического роста увеличение его темпов является далеко не простой задачей. Представляется, что если провозгласить экономический рост приоритетным направлением экономической политики, то были бы необходимы все предлагаемые действия. 

3 Национальная модель  экономического роста,  ее формирование  и реализация

3.1 Формирование национальной  модели экономического роста

 

     Модель  экономического роста является составной  частью общей модели национальной экономики  и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития (рисунок 3.1) 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3.1 – Формирование национальной модели экономического роста 

     В качестве указанных факторов могут  выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны.

     Обеспечение экономического роста является важнейшей  стратегической задачей государства. Вместе с тем конкретное наполнение данной задачи, а также алгоритмы соответствующих решений непрерывно изменяются.

     Со  второй половины 1980-х г. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможностей для экстенсивного развития [9, с 265].

     После обретения Беларусью независимости  ее экономика приобрела ярко выраженный осколочный характер. Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей.

     В одном случае этому препятствовали разорванные экономические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей. В другом случае некоторая часть государственных предприятий, продукция которых продолжала пользоваться спросом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфляции, господствовавшего бартера и просто бесхозяйственности. В третьем случае резко возросла конкуренция со стороны иностранных поставщиков. В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний рыночной технологии, низкая квалификация весьма консервативного директорского корпуса.

     В 1994-1996 гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста. Подобный подход учитывает инерционность социально-экономического механизма и отвергает варианты насильственной ломки и больших скачков. Государство заняло активную позицию в экономических преобразованиях и приняло на себя ответственность за сохранение экономического потенциала.

     Вместе  с тем в формируемый с большим  трудом новый экономический порядок все чаще стали вноситься достаточно заметные изменения. Сократились поступления финансовых средств от приватизации. Дефицит средств, необходимых для финансирования государственных мероприятий, активизировал кредитную эмиссию Национального банка. Возросла налоговая нагрузка на реальный сектор экономики.

     «Усталость  роста» обнаружилась в том, что в  условиях Беларуси, по данным официальной статистики, в среднем на 6-10% прироста ВВП ежегодно приходилось 250-380% инфляции. В экспертных заключениях и в белорусской экономической литературе стал появляться вывод об «инфляционной модели экономического роста». По крайней мере, было замечено, что темпы экономического роста временно обеспечиваются за счет высокого инфляционного налога. К 2001 г. закономерно обозначилось снижение официальных темпов прироста ВВП и реальной зарплаты [1, с. 552].

     В 2001 –2005 гг. была создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. В стране проводилась денежно-кредитная, валютная политика по замедлению роста потребительских цен, что позволило в 2005 году снизить уровень инфляции до 0,6 процента в среднемесячном исчислении.

     Основные  макроэкономические показатели Программы  на 2001 – 2005 годы были выполнены. Это позволило в 2005 году по многим параметрам значительно превысить уровень 1990 года: по производству ВВП – на 27 процентов, выпуску промышленной продукции – на 53, производству потребительских товаров – на 66, реальным денежным доходам – на 75 и по заработной плате – на 95 процентов.

     Учитывая, что в реальном секторе экономики  в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, с 2006 по 2010 гг. планируется обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека [10].

     В 2007-2008 гг. в развитии национальной экономики  возникали определенные проблемы и риски, которые могут оказать сдерживающее влияние на экономическое развитие страны. Среди основных проблем следует отметить:

  • низкую эффективность отдельных направлений экономической политики (в сфере АПК. импортозамещения. расширения источников местных энергоресурсов, отдельных направлений бюджетных расходов) в условиях дополнительной нагрузки на экономику из-за продолжающегося роста цен на энергоносители;
  • неравномерность распределения дополнительной нагрузки от удорожания энергоносителей по секторам экономики;
  • по-прежнему крайне низкий (около 0,8% к ВВП) уровень затрат на исследования и разработки;
  • в замедление темпов роста инвестиций при значительном износе активной части основных средств, особенно в инфраструктурных отраслях, что в конечном счете обусловливает высокую материале- и энергоемкость производства;
  • невысокую рентабельность большинства предприятий при большой налоговой нагрузке и значительных сверхнормативных запасах отдельных видов готовой продукции на складах;
  • недостаточные мотивационные механизмы, что ведет к оттоку квалифицированных кадров в зарубежные (прежде всего сопредельные) страны:
  • медленное проведение эффективных структурных и институциональных преобразований в стране, сдерживающих модернизацию и повышение конкурентоспособности белорусской экономики;
  • высокую загруженность конкурентоспособных производственных мощностей и ограниченность по отдельным видам ресурсов;
  • сохранение тенденции опережающего роста заработной платы по сравнению с темпами увеличения производительности труда;
  • недостаточную ресурсную базу банковской системы в условиях ускоренного роста уровня монетизации экономики и возрастания потребности в кредитных ресурсах для модернизирующейся экономики и из-за роста цен на энергоносители [11, с. 8].

     Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

     В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь  на 2006-2010 годы темпы роста ВВП в 2010 году к 2005 году должны составить 146-155%. Данные о темпах роста валового внутреннего продукта в Республике Беларусь отражены на рисунке 3.2. 

Информация о работе Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения