Экономический рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие
задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного
производства и обращения менялось определение понятия «рынок»;
рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его
родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном
производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и
инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

реферат экономика.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

    лекарства, отдельные виды строительных  материалов и многое другое;

               - рынок услуг охватывает платные  услуги по бытовому

    обслуживанию населения, коммунальные  услуги и на информационные

    услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

               Рынок недвижимости представлен,  прежде всего, в виде

    двух основных товаров:

               - рынок жилья распространяет  свои действия на жилые

    помещения;

               - особой категорией рынка недвижимости  выступает

    земля; под землей в данном  случае понимаются не только  земельные

    участки для сельскохозяйственного  производства, строительства или

    других нужд, но и недра земли,  полезные ископаемые. Поэтому на

    рынке земли встречаются представители  и сельского хозяйства, и

    строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих

    отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном

    рынке связано не с куплей  – продажей земли, а лишь  с передачей

    земли на определенный срок  в аренду.

               Рынок факторов производства  предполагает куплю-продажу

    экономических ресурсов или факторов  производства, которые делятся

    на первичные производственные  факторы, представляемые домашними

    хозяйствами, такие как земля,  капитал, труд, и промежуточные,

    предоставляемые предприятиями  другим предприятиям. Субъектами

    рынка факторов производства  выступают производители, являющиеся

    покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие

    продавцами.

               Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов

    производства) это свободная продажа каждым трудоспособным

    человекам своих трудовых возможностей  и свободный наем работников.

    Важнейшим механизмом этого рынка  является биржа труда, где

    формируется спрос и предложение  рабочей силы.

               Рынок реального капитала (входит в рынок факторов

    производства) – к нему следует  отнести, прежде всего, товары  и

    услуги производственного назначения  или те товары и услуги,

    которые непосредственно не предназначены  для удовлетворения

    потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое

    оборудование, машины, технологии, сырье,  материалы) направленные

    на решение задач по удовлетворению  потребностей общества в

    необходимых благах. Для данного  рынка характерна устойчивость

    производственных связей, крупномасштабность  коммерческих операций

    и долгосрочный характер отношений  между партнерами. К

    разновидности данного типа рынка  можно отнести продукцию научного

    производства, которая определяет  совершенствование технологий,

    техники, систем организации и  управления хозяйственными и

    социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого

    характерны самый высокоинтеллектуальный  и творческий труд,

    сверхсовременные инвестиционные  товары и материалы, а также с

    которым связана высокая степень  риска, особенно в области

    фундаментальных и прикладных  исследований. Объекты купли –  продажи

    – патенты, лицензии.

               Денежный рынок -  это рынок  купли-продажи

    краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке

    деньги становятся полноправным  товаром, цена за их использование

    согласно законам рынка устанавливается  на основе спроса и

    предложения. Она принимает форму  процента, т.е. дохода,

    получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

               Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан  с рынком

    капитала, ибо он представляет  реально существующий капитал  в

    титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке

    ценных бумаг существует две  организационные формы торговли ценными

    бумагами: фондовые биржи, где  обращаются ценные бумаги (в основном

    акции) прежних выпусков, и внебиржевой  оборот, в процессе которого

    происходит первичное размещение  новых эмиссий (выпусков) акций  и

    облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации

    прошлых выпусков не самых  крупных корпораций. Движение ценных

    бумаг вызывает перелив капиталов  из одних производств и отраслей  в

    другие на основе более выгодного  их вложения и, следовательно,

    структурные сдвиги в экономике.

               Рынок информации. Товаром на  подобном рынке выступает

    специфический продукт - информация, значение которой в

    производстве и общественной  жизни чрезвычайно возросло за

    последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в

    широком смысле слова, включает  в себя массивы деловой,

    коммерческой, научной, культурной  и иной информации.

               Рынок инноваций -  это специфическая  область купли -

    продажи, в которой объектом  торговли являются технические и

    социально-экономические новшества,  рационализаторские предложения,

    изобретения, патенты (рынок лицензий  – здесь объектом купли –

    продажи служат патентные и  беспатентные лицензии на передачу

    изобретений, технологического опыта, промышленных секретов,

    использование товарных знаков).

               По субъектам:

               Рынок покупателей – предложение  должно превышать

    спрос, тогда покупатель сравнивает  между собой разные сорта

    товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

               Рынок продавцов – значительное  превышение спроса над

    предложением. Главную роль играет  количество товаров и услуг,

    качеству уделяется минимальное  внимание

               Рынок государственных учреждений – совокупность актов

    купли – продажи государственных  организаций, федерального

    правительства, штатов, местных органов  власти, закупающих или

    арендующих товары, необходимые  им для выполнения своих основных

    функций по отправлению власти.

               Рынок промежуточных продавцов  – совокупность

    экономических отношений лиц  и организаций, приобретающих  товары

    для перепродажи или сдачи  их в аренду другим потребителям  с

    выгодой для себя. 

               По общественному разделению труда:

               Местный (локальный) рынок, который  ограничивается

    одним или несколькими районами  страны; 

               Региональный рынок 

               Национальный рынок, который охватывает  всю

    национальную территорию;

               Мировой рынок, охватывающий все страны мира. 

               По уровню насыщения: 

               -Равновесный рынок - спрос и  предложение примерно

    совпадают; 

               -Дефицитный рынок - спрос превышает  предложение;

               -Избыточный рынок - предложение превышает спрос; 

               По степени зрелости: 

               -Неразвитый рынок; 

               -Развитый рынок;

               -Формирующийся рынок; 

               По степени ограниченности конкуренции:

              Свободный рынок - регулируется на основе свободной

    конкуренции независимых товаропроизводителей;

               Монополистический рынок - условия  производства и

    обращений определяет группа  монополий, между которыми сохраняется

    монополистическая конкуренция;

               Олигополистический рынок - это  такой рынок, на котором

    большая часть выпускаемой продукции  производится горсткой крупных

    фирм, каждая из которых достаточно  велика для того, чтобы

    оказывать влияние на весь  рынок своими собственными действиями; 

               Смешанный рынок; 
 

               По соответствию действующему  законодательству:

               Легальный рынок (открытый, узаконенный);

               Нелегальный рынок («черный» и  «серый») - возникает

    чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная

    продажа которых запрещена законом  (наркотики, оружие,

    порнография), либо как область  торговли любыми товарами, но  при

    нарушении указанных правил и  норм торговли (в неположенном  месте,

    при отсутствии лицензий, неуплате  сборов, налогов, пошлин). 

Информация о работе Экономический рынок