Экономический суверенитет и экономическая безопасность Украины в современных условиях: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

Экономический суверенитет Украины − собственность украинского народа на свое национальное богатство, на основе которой уполномоченные им органы власти самостоятельно осуществляют регулирование экономики и внешнеэкономической деятельности в его интересах

Работа содержит 1 файл

r-t.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Украины 

Донецкий  национальный университет 

Кафедра «Развитие и размещение производительных сил»  
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

«Экономический  суверенитет и экономическая безопасность Украины в современных условиях: проблемы и перспективы»  
 
 
 
 

                    студентки 3 курса

                    гр. 0502 А 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Донецк 2010

 

Содержание 

 

Вступление

Целью каждого народа, осознающего себя нацией, является построение независимого и суверенного государства. Украинский народ шел к этой цели веками и вот, 24 августа 1991 года, Украина получила долгожданную «незалежність». C тех пор в нашей стране не прекращается процесс построения самодостаточной, самооразвивающейся и суверенной экономической системы (т.к. именно экономика является основной сферой жизни общества). Тема экономического суверенитета является довольно спорной и проблемной в политическом аспекте, но теоретических исследований на эту тему проведено уже не мало. Накануне 20-й годовщины независимости Украины в очередной раз приходит время задуматься: какие цели уже достигнуты, в чем причина современных экономических проблем, каковы перспективы развития нашей экономики, и что же все-таки такое экономический суверенитет и экономическая безопасность?

Ответы  на перечисленные вопросы будут  приведены в данной работе. 

 

Экономический суверенитет: теоретические аспекты и истоки современных проблем.

Экономический суверенитет Украины − собственность украинского народа на свое национальное богатство, на основе которой уполномоченные им органы власти самостоятельно осуществляют регулирование экономики и внешнеэкономической деятельности в его интересах [1, c. 526].

Структура экономического суверенитета страны зависит от структуры общественно-экономической формации. К последней принадлежат базисные отношения (технико-экономические, организационно-экономические, производственные) и надстройки (социальные, правовые, политические, национальные, культурные, идеологические отношения). Перед Украиной стоит задача достичь суверенитета в каждой из подсистем этих отношений. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов может сделать страну частично зависимой от пережитков советского прошлого или международных финансово-кредитных организаций современности, что негативно повлияет на формирование суверенитета в целом. Таким образом, главной составляющей экономического суверенитета Украины является независимость в формировании и развитии технологического способа производства, организационно-экономических отношений, отношений собственности или производственных отношений и адекватного им хозяйственного механизма.

Независимость в формировании и развитии технологического способа производства предполагает суверенитет в создании современного уровня развития системы производительных сил и технико-экономических отношений. Главной частью системы производительных сил являются люди, средства труда, предметы труда, наука, информация, использование сил природы, формы и методы организации производства. Следовательно, экономический суверенитет Украины в этой сфере предусматривает возможность самостоятельного формирования и развития каждого из этих элементов.

В бывшем СССР с присущей ему командно-административной системой Украина такой возможности не имела. Именно с этим фактом связаны многие современные проблемы достижения экономического суверенитета страны. Так отставание в сфере подготовки работников современного типа является одной из основных причин отставания в развитии экономики Украины от передовых стран и одним из препятствий  для утверждения экономического суверенитета Украины. До распада СССР основную угрозу интеллектуальному потенциалу Украины представлял отток кадров по распределению в центр и союзные республики. Теперь это отток талантливых ученых заграницу, переход в коммерческие структуры, углубление кризиса в сфере науки и образования и др.

В условиях, сложившихся при нарушении хозяйственных  связей в постсоветских странах, на передний план выходит такая сторона экономического суверенитета, которая формируется в границах технологического способа производства как независимость в создании современных предметов труда или сырьевая проблема.

Суверенитет Украины в формировании технико-экономических  отношений предполагает независимость при установлении рациональной структуры хозяйственных связей между предприятиями разных стран, межотраслевой структуры и т.д. Такие связи диктовались центром в административном порядке, нередко при этом игнорировались критерии рациональности и рентабельности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что около 80% всего производства в Украине не имело завершенного технологического цикла, зависело от поставок комплектующих, сырья и др. В то же время значительная часть этих связей была экономически целесообразной, и их разрыв нанес большие убытки союзным странам. Такие утраченные связи необходимо налаживать, но на принципиально новой основе.

Еще одним  «наследством» Советского Союза явилась низкая конкурентоспособность промышленности Украины, высокая замкнутость ее экономики по отношению к странам, не входящим в состав СНГ, низкий уровень развития производительных сил, международного разделения труда и т.п.

На современном  этапе доминирующей тенденцией в  мировом хозяйстве является процесс глобализации. Следовательно, одним из важных факторов достижения экономического суверенитета Украины − преодоление указанных негативных черт и рост степени открытости экономики. В первую очередь было бы уместно развивать экономические связи со странами бывшего СНГ, что должно способствовать преодолению кризисных явлений в экономике и ускорению развития производительных сил, созданию условий для вхождения в ЕС.

Государственный механизм − одна из основных составляющих экономической системы, а значит и экономического суверенитета. Он выполняет функции использования экономических законов, решения социально-экономических проблем, реализации отношений собственности. Исходя из этого, экономический суверенитет Украины в данной сфере предусматривает возможность законодательных органов и правительства страны использовать всю совокупность административных и экономических инструментов для регулирования, программирования, прогнозирования и контроля за выполнением принятых решений. В бывшем СССР выполнения пятилетних планов центр добивался в основном используя административные методы. В странах Запада это происходит благодаря использованию экономических инструментов.

Экономический суверенитет предусматривает также  установление абсолютной собственности  украинского народа на все природные ресурсы и воздушный бассейн над территорией страны, полную независимость при создании системы производственных отношений, ценообразовании, перераспределении доходов, установлении заработной платы и др.

Схематически  экономический суверенитет Украины представлен в Приложении 1.

Таким образом, на современном этапе становления экономического суверенитета Украине необходимо сформировать собственный независимый хозяйственный механизм, овладеть всем арсеналом государственного регулирования, программирования и прогнозирования экономики, перенять позитивный опыт стран Запада в регулировании цен, денежного обращения, проведения структурной политики и др. Становление экономического суверенитета должно сопровождаться стабильным развитием экономической системы, социально-экономическим и политическим прогрессом.

При этом абсолютный суверенитет в современном  мире не является целесообразным. Будущее  Украины не в отстаивании абсолютного государственного суверенитета, а в делегировании части экономических прав международным и наднациональным органам, которые будут проводить политику согласования интересов Украины с интересами других стран [1, c. 531].

В процессе построения экономического суверенитета, возникает проблема экономической безопасности страны, которая будет рассмотрена в следующем разделе.

 

Экономическая безопасность Украины: угрозы и перспективы

В нашей  стране понятия «экономическая безопасность»  вошло в научный лексикон не ранее 1994 года, после написания Г. Пастернак-Таранушенком учебника «Экономическая безопасность государства» [2, с. 23]. В наше время наиболее популярны определения приведенные ниже.

Так С.В. Мочерный считает, что экономическая безопасность − независимость государства в формировании и развитии собственной экономической системы [1, c. 534]. Исследователь О. Белов определяет экономическую безопасность как «состояние национальной экономики, которое позволяет сохранять стойкость к внутренним и внешним угрозам и способно удовлетворить нужды лица, общества, государства» [3].

Г. Пендюра  в своей диссертационной работе отмечает, что экономическая безопасность государства является не только одной из самых важных составляющих целостной системы национальной безопасности как комплекса защиты национальных интересов, но и решающим условием соблюдения и реализации национальных интересов [4, c. 13].

Конкретными формами экономической безопасности страны являются [1, c.535]:

  • техническая и технологическая независимость;
  • сырьевая независимость;
  • кадровая независимость;
  • научная независимость;
  • энергетическая независимость;
  • информационная независимость.

Некоторые исследователи дополнительно выделяют продовольственную и внешнеэкономическую безопасность, а информационную, технологическую и научную объединяют в инновационно-технологическую безопасность.

Рассмотрим  некоторые из этих форм подробнее применительно к Украине.

Кадровая  безопасность обусловлена сущностью человека как биологического и социального существа. Для совершения трудовой деятельности необходимо воспроизводство индивида как биологического явления. Генофонду нашей нации угрожает серьезная опасность: смертность за 19 лет (1990-2009) превысила рождаемость в 1,56 раза; у 71,5% населения выявлены разнообразные хронические болезни и расстройства нервной системы; в возрастной структуре населения преобладают люди среднего и преклонного возраста.

Социальный  аспект проблемы заключается в недостаточной для нормального развития экономики доле среднего класса: согласно исследованию Н. Ходько и В. Пасечник средний класс в Украине составляет 11,6% (2007). Расходы среднестатистического украинца на питание в 2009 г. составили 48% (в 2000 г. − 65,2%), а изменения заработной платы не всегда успевают за инфляцией (реальная з/п 2009 г. составила лишь 90,8% уровня 2008г.) [7]. Такое положение вещей ведет к поляризации общества и нарастанию социальной напряженности, что может стать серьезной угрозой экономическому суверенитету Украины.

Многие  негативные тенденции современного этапа имеют все основания реализоваться в ближайшем будущем (например, прогнозная численность населения в 2011 г. составляет 45,93 млн. чел.). Для устранения этой проблемы необходимы тщательно проработанные программы здравоохранения, социальной защиты и стимулирования рождаемости. Разработки в данном направлении уже ведутся.

Энергетическая  и сырьевая безопасность: Украина находится на полном самообеспечении электроэнергией (разрыв между объемами произведенной и потребленной энергии за последние 9 лет не превысил 3,7 млн. кВт/час), но степень обеспеченности нефтью и газом крайне низкая. В связи с этим Украина терпит значительные экономически убытки: только за 6 месяцев 2010 г. было импортировано нефти на $2,28 млрд. и газа на $4,6 млрд. При этом наша страна занимает третье место по объему использования природного газа и первое по потреблению газа на душу населения [7].

Перспективами нейтрализации данной угрозы является развитие горнодобывающей и горнорудной промышленности, их техническое переоснащение, освоение полезных ископаемых, поиск новых источников энергии.

Проблемы инновационно-технологической безопасности Украины заключаются в постепенном уменьшении доли предприятий, внедряющих и разрабатывающих инновации: в 2007 г. эти показатели составляли соответственно 11,5% и 14,2%, а в 2009 г. уже 10,7% и 12,8%. При этом подавляющая часть инновационных проектов финансируются за счет собственных средств предприятий (65%) и средств иностранных инвесторов (19%) . Государственный вклад в развитие инноваций составляет лишь 1,5% от общего объема [7]. Таким образом, основные средства предприятий постепенно устаревают, а работа на производстве становится более опасной и убыточной. Для устранения этой угрозы экономическому суверенитету Украины в долгосрочной перспективе необходима разработка программ стимулирования инновационной деятельности и поощрения предприятий, внедряющих инновации.

Информация о работе Экономический суверенитет и экономическая безопасность Украины в современных условиях: проблемы и перспективы