Экономическое чудо Германии - Л. Эрхард

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Экономические теории, которыми руководствовались в тот период, практически те же, что и сегодня. Но Эрхард опирался не на них. Он положился прежде всего на практику. Задача, поставленная им еще в 1948 г., заключалась в создании "массовой покупательной способности всех слоев населения".

Содержание

Введение…………………………………………………………………..1
Жизненный путь Л. Эрхарда…………………………………………….2
Людвиг Эрхард – возрождение Германии……………………………..4
Экономическое чудо Германии…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………...18

Работа содержит 1 файл

СЕМЕСТРОВАЯ ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМ. УЧЕНИЙ.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

План

  1. Введение…………………………………………………………………..1
  2. Жизненный путь Л. Эрхарда…………………………………………….2
  3. Людвиг Эрхард – возрождение Германии……………………………..4
  4. Экономическое чудо Германии…………………………………………13
  5. Заключение……………………………………………………………….16
  6. Список используемой литературы……………………………………...18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Запад был заинтересован в скорейшем  возрождении ФРГ. И все же основной источник возрождения Западной Германии - это искусство хозяйственного управления и трудовой вклад самих немцев. 

     Экономические теории, которыми руководствовались в тот период, практически те же, что и сегодня. Но Эрхард опирался не на них. Он положился прежде всего на практику. Задача, поставленная им еще в 1948 г., заключалась в создании "массовой покупательной способности всех слоев населения". 

     Безусловно, положительную роль сыграл и тот  факт, что промышленность Западной Германии какое-то время работала исключительно  на внутренний рынок, не испытывая ощутимой внешней конкуренции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жизненный путь Л. Эрхарда

     Людвиг  Эрхард родился 4 февраля 1897 го да в городе Фюрт (Бавария), где окончил реальное училище. Оправившись от тяжело ранения, полученного в Первую мировую войну, он занялся изучением производство-хозяйственных вопросов в Высшей коммерческой школе в Нюрнберге. Получив там коммерческий диплом, Эрхард защитил свою докторскую диссертацию во Франкфуртском университете у проф. Франца Оппенхаймера, с которым его связывала, вплоть до выезда последнего из Германии, тесная дружба.

     В 1928 году Эрхард поступил в “Институт  по изучению хозяйственно-конъюнктурных условий в области германских готовых изделий" при Высшей коммерческой школе в Нюрнберге и вскоре стал заместителем директора этого института. Однако, к преподавательской деятельности национал-социалисты его не допускали и в 1942 году ему пришлось институт покинуть.

     Благодаря авторитету, которым Эрхард пользовался в промышленных кругах, ему была дана частная стипендия на исследовательскую работу, и он объединил вокруг себя группу сотрудников-специалистов. Группа эта произвела, в частности, критический разбор национал-социалистической финансовой и денежной политики и наметила мысли, которые нашли свое осуществление после войны.

     С осени 1945 по конец 1946 года Эрхард был  министром хозяйства Баварии; в 1947 году — профессором Мюнхенского университета.

     Вскоре  он возглавил „Особый отдел по вопросам денег и кредита", которому была поручена разработка проекта денежной реформы, осуществленной затем оккупационными властями. Весной 1948 года он стал директором Управления хозяйства Объединенной экономической области

(т. е., трех западных оккупационных  зон) и в этой должности провел  свою реформу цен.

     При основании Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 года он занял  пост министра народного хозяйства, на котором оставался во всех кабинетах канцлера Аденауэра. В 1957 году он стал заместителем федерального канцлера, а после смерти Аденауэра в 1963 году, и до декабря 1966 года, был федеральным канцлером.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Людвиг  Эрхард - возрождение  Германии

     У истоков экономического возрождения Германии волею судеб и американской администрации был поставлен незаурядный ученый и практик Людвиг Эрхард. При помощи старшего товарища - будущего первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра - Эрхард убедил союзников, что необходимо как можно скорее отказаться от талонно-карточной системы на продовольствие и товары первой необходимости. Став директором по экономике англо-американской зоны - так называемой “Бизонии” - Эрхард всемерно стремился подготовить почву для отмены распределителей и введения устоев рыночной системы хозяйства. Правда, без поддержки американцев его усилия не увенчались бы успехом. Левые политические группировки, да и многие авторитетные немцы вообще рьяно выступали в защиту “социального” государства. Попросту говоря, в Германии за время гитлеровской диктатуры разучились работать без “кнута и пряника”. Воротилы бизнеса же опасались уходить от бартера. 

     Главной программной целью Эрхарда была денежная реформа как конкретная технико-финансовая мера выхода из социально-экономического хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с экономической и не имеет без последней никакого смысла: «Денежная реформа осталась бы единичной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе действительно органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те краны, которые поставило ошибочное частное и государственное планирование. Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ведущей к хаосу политики».  

     По  мысли Эрхарда, существует и глубокая связь с социальной реформой: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает—получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять... Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». При этом с социальной точки зрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому, то есть по отношению к населению эта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард постоянно подчеркивал, что никакое государство не в силах создать такой запас (хотя государственный резерв также необходим), что единственный способ материального обеспечения денежной реформы — одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. При этом Эрхард опирался на собственные исследования 1931 г., когда он предлагал для выхода из кризиса: «Мы должны пойти на то, чтобы последние потребительские программы отдать рынку... и на стороне инвестиций защищать только то, что безусловно требует поддержки».

     Элементы  социальной реформы, которая как  и экономическая развивалась  на протяжении всего периода строительства  рыночного хозяйства (приблизительно 10—15 лет, до достижения конвертируемости DM), следующие: 

     — восстановление свободного рынка рабочей  силы и социальной структуры путем  введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе  социального страхования; 

     — введение зашиты работников, в особенности от увольнений

     (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и  инвалидов (1953 г.); 

     — определение законных прав участия  рабочих в управлении сначала  на горных предприятиях (1951 г.), а затем  на других—в Законе о предприятиях (1952 г.); 

     — возмещение военных потерь на основе Федерального закона попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной

(1952 г.); 

     — программа строительства жилья, которая с самого начала имела  целью поддержку частной собственности  в жилищной сфере; 

     — восстановление дееспособности пенсионного страхования и введение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты; 

     — введение пособий на детей (начиная  с троих детей) в 1954 г. 

     Эрхард  рассчитывал на позитивный эффект глобальной денежной реформы, запланированной на весну 1948 года. Пересмотр цен и ввод новой валюты - дойчмарок - было удобнее проводить в пределах “большой” Германии. Но советские оккупационные власти упорно отстаивали наличие двух эмиссионных центров. Поэтому накануне появления новой марки отношения прежних союзников обострились до предела. 

     Эрхарду в тайне от оккупационных властей  удалось провести во франкфуртском  экономическом совете закон об основах  регламентации и ценовой политики после денежной реформы. Сам Эрхард говорил, что это был "антизакон", уничтожающий без каких бы то ни было предварительных условий все существующие регулирующие нормы по экономическому планированию и регламентации.  

     До  этого экономический хаос в Германии пытались остановить все новыми и  новыми регулирующими распоряжениями, которые союзники добавляли к системе планирования времен экономики III-го Рейха. В Германии было уничтожено каждое пятое производство, разрушено каждое пятое жилое помещение. Статистики подсчитали, что производственных мощностей западных оккупационных зон Германии хватает на обеспечение каждого немца одной тарелкой на пять лет, парой обуви на 10 лет и одним костюмом на 50 лет. И практически все сходились во мнении, что только государственное управление "экономикой дефицита" может уберечь общество от катастрофы.  

     Эрхарду однако, удалось протащить через  экономический совет закон, отменяющий государственную регламентацию  и контроль над ценами, ввести свободную конкуренцию. По его мнению, она одна дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности, в их роли потребителей. Она же уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышенной производительности труда. То, что закон в июне 1948 г. поддержало 50 из 86 депутатов, было настоящим чудом, ведь в то время в этой части Германии не было ни одной партии, которую можно было бы назвать иначе, чем социалистическая. Даже партия Эрхарда и Конрада Аденауэра в английской оккупационной зоне приняла в феврале 1947 г. на своем съезде программу, исходившую из того, что "планирование и управление экономикой необходимо в течение длительного времени и как можно в более широком масштабе" и предусматривающую "обобществление" горнодобывающей и сталелитейной отраслей промышленности. 

     Сначала денежная реформа состоялась лишь в западных секторах. Дата ее начала - 20 июня 1948 года - держалась в строжайшей секретности, и даже ее автор Эрхард узнал о начале обмена денег из газет. В общем-то, обменом это было трудно назвать. Немцам выдали по 60 новых марок “на нос”, а старые рейхсмарки (тем, у кого они были) можно было обменять в соотношении 10:1; пропорционально изменялись и банковские вклады. Чтобы не подрывать устоев частного капитала, бизнесменам разрешили обменять дополнительно фиксированную сумму для начальных расчетов; в дальнейшем они должны были жить только за счет реализованной продукции.

     Итак, как конечный результат, 100 рейхсмарок было обменено на 6,5 новых DM. 

     Накопления  банков, госучреждений, почты, железнодорожного ведомства и национал-социалистских организаций были полностью аннулированы. При этом долги Рейха банковской системе также были аннулированы, прочие долги государства были погашены лишь в 1957 г. в пропорции 10:1. Для зарплат, пенсий и арендной платы пропорция обмена составила 1:1, для прочих денежных отношений—10:l ». Такова техническая сторона реформы. 

     Благодаря «редкости» новых денежных знаков и  обнародованию Эрхардом уже в  тот же день по радио решения об освобождении цен произошел перелом. До 19 июля 1948 г. все полки магазинов были пусты. Наутро все витрины были полны. (Конечно, торговцы-частники заранее готовились, припрятывая товар.) «Карточки были — кроме некоторых продовольственных товаров — в противоположность намерениям оккупационных властей отменены, замораживание цен отменено немедленно и замораживание зарплаты немного поздней. 

     Вскоре  был создан Центральный банк, независимый  от правительства, чьей задачей стало  недопущение инфляции. Сразу же был  запрещено землям и общинам формировать  дефицитный бюджет. 20 июня Эрхард через своего представителя обещал освобождение основных цен, чем чрезвычайно удивил военную администрацию, которая считала вопросы экономической политики исключительно собственной компетенцией. Уже 21 июня заявление представителя Эрхарда о немедленном освобождении цен вызвало ее резкое недовольство. 

     Несмотря  на введение новых денег, цены в первые месяцы продолжали расти: так, с июня по декабрь цены на промышленное сырье  поднялись на 26%, на продовольствие — на 18, на одежду — на 35%. 

     Необходимо  различать две фазы. Первая фаза после денежной реформы заключалась  в искусственном создании покупательной  силы в объеме 10 млрд. марок. Здесь  имеются в виду подушные деньги (60 DM), выданные для создания первоначальных стартовых условий. 

Информация о работе Экономическое чудо Германии - Л. Эрхард