Экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Изучая различные виды рынков, мы делим их все, вначале, на два типа: рынки совершенной и несовершенной конкуренции в зависимости от числа экономических агентов на рынке, доли отдельного продавца на рынке, наличия или отсутствия барьеров входа и выхода на рынке, степени рыночной власти продавцов. Но рынки совершенной конкуренции в жизни встречаются довольно редко, а вот с несовершенной конкуренцией мы встречаемся куда чаще.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 28.09 Кб (Скачать)
  1. Введение.

   Изучая различные  виды рынков, мы делим их все,  вначале, на два типа: рынки  совершенной и несовершенной  конкуренции в зависимости от  числа экономических агентов  на рынке, доли отдельного продавца  на рынке, наличия или отсутствия  барьеров входа и выхода на  рынке, степени рыночной власти  продавцов. Но рынки совершенной  конкуренции в жизни встречаются  довольно редко, а вот с несовершенной  конкуренцией мы встречаемся  куда чаще. И поскольку продавцы  на таких рынках обладают рыночной  властью, то цены на их товары  выше, чем на рынке совершенной  конкуренции. А значит вмешательство  государства и регулирование  цен зачастую служит интересам  покупателей.  

 

  1. Несовершенная конкуренция и её виды.                                                                                                   

     Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

   В современной  экономике совершенно конкурентные  рынки встречаются редко - это  скорее идеал, к которому можно  стремиться, чем реальная действительность. На самом деле, многие рынки  в современной экономике находятся  во власти нескольких крупных  фирм, иногда всего двух.

   Если фирма  способна существенно влиять  на рыночную цену своего выпуска,  такая фирма классифицируется  как «субъект несовершенной конкуренции».

   В отрасли  преобладает несовершенная конкуренция,  если отдельные производители  обладают возможностью контроля  над ценой своего выпуска.

   Экономисты  подразделяют рынки несовершенной  конкуренции на три различных  вида рыночных структур:

  1. Монополия
  2. Олигополия
  3. Монополистическая конкуренция

Монополия.

   Сам термин  «монополия» происходит от греческого  «monos polein» - «единственный продавец». При монополии один продавец полностью контролирует отрасль. Собственно, он и является единственным производителем в данной отрасли, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие товары - заместители. Чистые монополии в настоящее время редко встречаются. В самом деле, они обычно могут существовать лишь при том или ином покровительстве государства. Например, если фармацевтическая компания изобретет новое лекарство, она получит патент, дающий ей исключительное право продажи этого препарата в течение нескольких лет. Другой важный пример монополии — местные коммунальные услуги, такие как телефон, кабельное телевидение, газо- и электроснабжение. Здесь действительно имеется лишь один продавец услуги, для которой нет близких заместителей. Однако, современная экономика весьма конкурентна, и даже «защищенным» монополистам приходится с этим считаться. 

Олигополия.

   Термин олигополия  буквально означает «мало продавцов». Это могут быть всего две  фирмы, а может 10 или 15, а  появление новых продавцов затруднено  или невозможно. Принципиально важным  моментом при определении этого  числа является выяснение влияния  со стороны отдельных фирм  на рыночную цену. Например, в  индустрии пассажирских авиаперевозок  решение одной из компаний  удешевить билеты может   привести  к ценовой войне, результатом  которой будет уменьшение расценок  у конкурентов. Сравнительно мало  производителей автомашин, хотя  на автомобильном рынке продается  множество различных моделей.  То же самое можно сказать  о рынке бытовой техники: магазины  заполнены разнообразными моделями  холодильников и посудомоечных  машин, произведенных небольшим  числом компаний.

Монополистическая конкуренция

   Последний  вид несовершенной конкуренции,  ситуация с большим числом  продавцов, производящих дифференцированные  продукты, называется монополистической  конкуренцией. Эта рыночная структура  сходна с совершенной конкуренцией  в том смысле, что для нее  также характерно большое количество  продавцов, ни один из которых  не обладает значительной долей  рынка. Отличие от совершенной  конкуренции состоит в том,  что продаваемые различными фирмами  продукты неидентичны. Так как  продукты неодинаковы (хотя бы  в незначительной степени), фирмы  могут продавать их по разным  ценам. Классический случай монополистической  конкуренции — рынок розничной  торговли бензином. Вы предпочитаете  заправляться на станции компании «Юкос», несмотря на несколько более высокие цены по сравнению с ближайшими конкурентами, так как эта станция у вас по пути на работу. Но если разница в ценах станет значительной, вы «переключитесь» на станцию «Лукойл», хотя вам и придется делать небольшой крюк.

Монопсония и олигопсония

   В условиях  несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающияся  рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия  экономического  поведения,  на  которые должны равняться предприятия  создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополиии и олигополии,  представляющим  сторону продавцов на рынке,  соответствуют  понятия  монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей. Наличие на рынке одного покупателя называется – монопсонией. В  качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара)  часто   выступает  США  на  рынке  сложных  и дорогостоящих  видов  вооружений,  таких, как авианосцы и ядерные боеголовки.

   Олигопсония - рынок, на котором большая часть  продаж  уходит нескольким  покупателям.  Рассматривать  экономическое  поведение предприятий  в  условиях двух вышеуказанных типов  несовершенного рынка представляется слишком  сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко. 

  1. Особенности поведения предприятий в условиях несовершенной конкуренции.                              

     Разговария о рынке, нельзя не затронуть тему, которая волнует нас всех  (гражан России и других лиц выбравших в качестве места проживания  нашу  страну)  -  тему  развития рыночной экономики в России. До недавних пор в России существовала монополия государства во всех отраслях производства товаров и услуг. Сейчас же, когда наша страна  делает  первые  шаги  по  направлению  развития  рыночной экономики,   многое   изменилось.   Трудно  судить  какова  будет эта  экономика,  но  самое важное - это то, что наконец мы и наше правительство  осознало,  что  тем  путем, которым  мы  шли, идти дальше  не  имеет  смысла.  Я  думаю,  что  в  этом  мы убедились окончательно,   так   как   кризис    экономики,   развившийся  в  восьмидесятых годах, четко показал  неправильную ориентацию нашей экономической   политики.  Ведь посудите сами, стоит немного углубиться  в  историю  бывшего  СССР,  как становится видно, чтострана  буквально  не  вылазила  из  провалов  то в одной отрасли промышленности, то в другой. В данный момент идет процесс перехода от плановой экономике к рыночной: рождаются новые виды экономических отношений (для нас), новые формы  хозяйствования,  формы  собственности,  происходит разгосударствление  предприятий,  передача прав управления в руки новых  собственников.  Приватизация,  которая сейчас,  хоть и с трудом, проходит в России,  является  очень  важным  и своевременным шагом на пути к рынку.  Она  дает возможность перераспределения власти монополий. Например, до сих пор существовала абсолютная  монополия государства  на добычу и продажу полезных ископаемых, в настоящее время  эта  монополия утрачивает свою мощь, т.к. появляются новые предприятия,  которые  имеют  право  продавть сколько угодно и за сколько  угодно,  т.е.  фирма  сама  может назначать цену на свой товар,  что  уже  немаловажно.  Среди  этих  фирм  есть крупные и мелкие,  и,  естественно,  что между ними сушествует конкуренция.  Вряд  ли  можно рассматривать эту конкуренцию как совершенную, во многих отраслях хозяйства присутствует монополии. Возьмем хотя бы городской  наземный   общественный транспорт, он является неоспоримым  монополистом  в  своей сфере деятельноти, так как он может  повышать  цену  на  оказываемые  услуги,  ведь  у  него не существует  конкурентов. Монополистами также являются предприятия обеспечивающие   тепло-,   водо-,  электроснабжение  населения  и предприятий (хорошо,  чтоцены,назначаемые ими,контролируются государством).

      Во  многих отраслях  произошли коренные изменения. Например, Аэрофлот- монстр,являвщийся   на  протяжении  многих  лет единственной компанией,оказывающейвоздушно-транспортные услуги, распался  на  множество  более  мелких  компаний, что естественно породило между ними конкурентную борьбу.

      Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно –технического прогресса. Профессор  П. Самуэльсон особо подчёркивает это  обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации и бизнеса. Это особенно наглядно проявляется  в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция  не смогла бы долго просуществовать  и быть эффективной в сфере  бесчисленного множества производителей».

   Почему в  одних отраслях наблюдается состояние,  близкое к совершенной конкуренции,  тогда как в других доминируют  несколько крупных фирм? Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

   Во-вторых, рынки  имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют  трудности для вступления новых  конкурентов в отрасль. Так  называемые "барьеры входа"  могут возникать в результате  государственного регулирования,  ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть  просто слишком дорого для  новых конкурентов "прорваться" в отрасль. 
 
 
 

  1. Тесты:
 

   Для каждой  ситуации найдите соответствующий тип рыночной структуры:

а) единственная фирма оказывает коммунальные услуги населению города-   чистая монополия

б) на рынке обуви  оперирует множество фирм, предлагающих свой товар по относительно схожим ценам – монополистическая конкуренция

в) услуги сотовой  связы в регионе оказывают 4 компании – олигополия

г) в стране имеется  единственный покупатель оборудования по добыче газа – монопсония 

     5) Задача:

   Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год такие показатели:

Цена,руб      Объём              Валовая            Валовые              Прибыль

                     реализации     выручка            издержки            тыс,руб

                     тыс.руб            тыс.руб             тыс.руб

 

400                      40                    16000              17500                   -1500

375                      50                    18750              19700                   -950

350                      70                    24500              22800                    1700

325                      95                    30875              26000                    4875

300                      105                   31500             28000                    3500

Найдите  с помощью метода сопоставления  валовых и предельных показателей  наиболее выгодные для предприятия  цену и объём реализации.
    1. Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчёт прибыли предприятия при различных объёмах производства и реализации продукции. При объёме реализации 95 тыс.штук достигается максимальная прибыль 4875 тыс.рублей. Это и есть в данном случае выгодный объём реализации.
    2. Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции,то увеличение производства и реализации будет рентабельно.
Объём реализации

тыс.руб

Предельный

доход,

тыс.руб

Предельные

издержки,

тыс.руб

Валовая

прибыль,

тыс.руб

50 275 220 55
70 287,5 155 132,5
95 255 128 127
105         62,5 200 -137,5

Информация о работе Экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной экономики