Экономическое развитие Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:40, доклад

Описание работы

Италия —относится к группе индустриально развитых стран, являясь членом «большой семерки», активно участвует в международной экономической жизни. В состав Италии входят 20 областей и 94 провинции. Площадь страны - 301,2 тыс км2.

Работа содержит 1 файл

Российский экономический университет им.docx

— 17.59 Кб (Скачать)

Российский  экономический университет им. Г. В. Плеханова 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по мировой экономике

 на  тему:

«Экономическое развитие Италии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  

     Италия  —относится к группе индустриально развитых стран, являясь членом «большой семерки», активно участвует в международной экономической жизни. В состав Италии входят 20 областей и 94 провинции. Площадь страны - 301,2 тыс км2.

     Страна  бедна полезными ископаемыми. В 2002 г. на добывающую промышленность приходилось  менее 0,5% ВВП. Более 70% потребляемых в  Италии минеральных ресурсов и свыше 84% энергоносителей импортируется. В обрабатывающей промышленности создается  примерно 20% ВВП. Лидирующие позиции  занимает машиностроение (сельскохозяйственная техника, металлообрабатывающее, деревообрабатывающее, электробытовое, упаковочное оборудование, а также оборудование для пищевой  промышленности). Прочные позиции  на мировом рынке занимает продукция  химического, металлургического, текстильного, автомобильного производств. Производство автомобилей в стране монополизировано концерном «Фиат», предприятия которого выпускают в Италии и за границей 2,7 млн автомобилей в год.

     Сельское  хозяйство Италии характеризуется  наличием большого количества мелких низкодоходных хозяйств. На растениеводство приходится около 60%, а на животноводство — 40% производимой сельхозпродукции. Страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме продукцию животноводства и корма.

     Транспорт и связь обеспечивают 7.3% ВВП Италии. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный  транспорт (68.4%). Огромное значение для  экономики страны имеет туризм. В  среднем в год Италию посещает 36 млн иностранцев, а поступления от туризма составляют около 30 млрд долл. ежегодно.

     В области экономической политики Италии акцент делается на обеспечение  стабильного экономического роста, сокращение уровня безработицы, усиление экспортной ориентации, а также уменьшение разрыва в уровнях хозяйственного развития Севера, Центра и Юга страны и интеграцию внутри страны.

     Банковская  сфера Италии до 90-х гг. характеризовалась  наличием значительного количества банков с участием государства. С 1990 по 2002 г. усилились процессы концентрации в банковской сфере, что привело  к созданию 76 банковских групп, 10 из которых контролируют основную часть  кредитного рынка страны.

     Бюджет  Италии характеризуется хроническим  дефицитом (в 2004 г. он превышал 3,5% ВВП), формируется он за счет налоговых  поступлений, основными видами которых  являются: подоходный налог с физических лиц (18-45%), подоходный налог с юридических  лиц (36%), НДС - 4% (облагаются продовольствие, медикаменты, печатная продукция и  др.). 20% — стандартная ставка. 

    Место Италии в мировом  и европейском  хозяйстве

     Италия - индустриально развитая страна, член ОЭСР, ЕС, «большой семерки», активно  участвует в мирохозяйственных  связях.

     Развитие  экономики Италии тесным образом  связано с внешним фактором. Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора пути экономических  преобразований: экспортировать, чтобы  выжить. Это определило место Италии в международном разделении труда.

     Как уже было отмечено выше, лидирующие позиции занимает машиностроение, особенно такие отрасли, как производство сельскохозяйственной техники, металлообрабатывающего оборудования (четвертое место в  мире по объему выпуска и третье место — по его экспорту), деревообрабатывающего  оборудования, упаковочного (на экспорт  идет 80%) и пищевого оборудования. Прочные  позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного (70% - экспорт) и электротехнического  производств.

     Внешнеторговый  баланс Италии на протяжении последних  десяти лет имеет положительное  сальдо. Среднегодовой объем экспорта товаров составляет 240—245 млрд долл., импорта - 230— 235 млрд долл. В товарной структуре экспорта на продукцию обрабатывающей промышленности приходится 97,2%, в том числе на долю машиностроения — 40,8%, текстильную и швейную продукцию - 10,5%, кожевенные и обувные изделия - 5,4%, химикаты и химволокно — 9,4%.

     Внешнеэкономические связи Италии

     Экономико-географическое положение Италии благоприятно для  развития связей со странами Ближнего Востока, Северной Африки, государствами  Южной и Центральной Европы.

     В объеме экспорта Италии на развитые страны приходится свыше 70%, причем на страны ЕС - примерно 54%, на развивающиеся страны — 18%.

     Италия  является вторым после Германии торговым партнером России. Товарооборот России и Италии составляет примерно 10 млрд долл. При этом сальдо торгового баланса Италии в торговле с Россией является отрицательным. В структуре российского экспорта в Италию 89% приходится на энергоносители, примерно 5% - на черные и цветные металлы. Италия экспортирует в Россию машины и оборудование (42.2%), мебель (примерно 6%). изделия из черных металлов (5%). фармацевтическую продукцию (4.5%). пластмассы и изделия из них (4%). напитки (2,3%) и др. 
 

Сельское  хозяйство

В сельском хозяйстве  преобладает растениеводство. Основные культуры — пшеница, кукуруза, рис (1-е  место по сбору в Европе; свыше 1 млн т. в год), сахарная свёкла. Италия — один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн т. в год), томатов (свыше 5,5 млн т.), винограда (около 10 млн т. в год; свыше 90 % перерабатывается в вино), оливок. Цветоводство. Развито птицеводство.

пахотные земли  — 31 %

постоянные посевы — 10 %

постоянные пастбища — 15 %

леса и лесистая местность — 23 %

Туризм

Италия — крупнейший район международного туризма (свыше 50 млн человек в год).

Промышленность 

 Добыча мрамора  ведется в Карраре уже более 2000 лет 

Италия имеет мало природных ресурсов. Большая часть  территории непригодна для сельского  хозяйства, страна является импортером продовольствия. Есть незначительные месторождения железа, угля и нефти. Разведанные запасы природного газа, в основном в долине реки По и в Адриатическое море, выросли в последние годы и представляют собой наиболее важные минеральные ресурсы страны. Большинство сырьевых материалов, необходимых для производства, и более 80% энергии страны импортирует.

Энергетика

Энергетический сектор в значительной степени зависит  от импорта из-за рубежа: в 2006 году страна импортировала более 86% всей потребленной энергии (99,7% потребления твердого топлива, 92,5% нефти, 91,2% природного газа и 16% электроэнергии).

Импорт около 16% потребляемой электроэнергии из Франции делает Италию крупнейшим в миреимпортером электроэнергии. Из-за зависимости от дорогих видов ископаемого топлива импорта итальянцы платят за электроэнергию примерно на 45% больше, чем в среднем по ЕС.

В настоящее время (2011 год) в Италии нет действующих  атомных энергоблоков. В 1987 году после аварии на Чернобыльской АЭС на всенародном референдуме итальянцы проголосовал против развития в стране атомной энергетики, и в 1990 г. в Италии был остановлен последний энергетический ядерный реактор.

Правительство Берлускони (2008 год) назвало "катастрофой" решение о закрытии в Италии атомных электростанций, однако катастрофа 11 марта 2011 года на японской АЭС "Фукусима-1" опять склонило общественное мнение к отказу от атомной энергетики.

Около 95% проголосовавших (явка составила приблизительно 57%) во всенародном референдуме в  июне 2011 года высказались против предложенных премьером Сильвио Берлускони планов по восстановлению атомной энергетики в стране. Италия первой провела подобный референдум после аварии на японской АЭС «Фукусима-1».

Италия занимает шестое место в мире по использованию  энергии ветра ( 2010 год) с общей установленной мощностью 5787 МВт после Китая (41800 МВт), США (40200 МВт), Германии (27214 МВт), Испании (20676 МВт) и Индии (13064 МВт)[1].

Транспорт

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте — железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог  страна занимает одно из первых мест в  мире. Густая сеть современных шоссе  и железных дорог связывает города Северной Италии.

Информация о работе Экономическое развитие Италии