Эластичность спроса и предложения

Автор: Уфаринова Елена, 05 Декабря 2010 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса (law of demand).

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1. Покупательский спрос и факторы, влияющие на его изменение
1.2 Предложение товаров на рынке и факторы, влияющие на его изменение
1.3 Эластичность спроса и предложения
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОАО
«ЦЕНТРПРОДСЕРВИС»
2.1 Изучение товарного рынка продуктов питания г.Новокузнецка
2.2 Анализ эластичности на продовольственные товары, реализуемые на рынке ОАО «Центрпродсервис»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     ВЫВОДЫ

     Закон спроса и предложения играют первостепенную роль в стратегических планах предприятия, так как неудовлетворенный спрос, на какой-либо товар повышает цену спроса, но не удовлетворяет полностью потребность. У товаропроизводителей есть альтернатива: либо расширять производство и снизить цену и таким образом удовлетворить потребность большего числа покупателей; либо держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят эту нишу на рынке и не отнимут клиентуру, а с ней не только сверхприбыль от высоких цен, но и прибыль как таковую. Эта опасность побуждает производителя своевременно расширять производство, снижать цену своего товара до полного насыщения рынка. Следовательно, предприниматели, преследующие свою собственную цель в виде прибыли, действуют, в конечном счете, на пользу потребителей. 

     Как уже стало ясно из вышеизложенного, коэффициенты эластичности различных видов широко применяются в научной и практической экономической деятельности. Они позволяют перевести на язык конкретных цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями и процессами. С практической точки зрения, в том числе и для определения изменения выручки, часто бывает важно быстро установить по виду графика спроса или предложения, является ли изображенная на нем функция эластичной или нет.

     Значение  коэффициента эластичности для определения  экономической политики фирм и правительства  можно рассмотреть на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную сумму налога на единицу товара. Сумма налога распределяется между потребителем и производителем. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую – потребители. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителя, а если неэластично – то на производителя. Такие, казалось бы, сугубо абстрактные понятия эластичности спроса и предложения играют огромную роль. Нередко именно из-за разной степени эластичности одни государственные меры завершаются полным успехом, а другие оборачиваются провалом. 

     2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО  РЫНКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.

        АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОАО

         «ЦЕНТРПРОДСЕРВИС»

    2.1 Изучение товарного рынка продуктов питания 

        г.Новокузнецка

     Для наиболее полного анализа вопросов, посвященных взаимодействию спроса и предложения, и воздействия  цен на данные экономические категории, произведем анализ рынка продуктов питания г.Новокузнецка и проанализируем, как рост их стоимости обусловит спрос на них.

      Продовольственные товары являются товарами ежедневного  спроса, в чем состоит их основная особенность. Тем не менее, потребительский спрос на продукты питания напрямую зависит от роста уровня потребительского дохода. При этом в г. Новокузнецке, где присутствуют все слои населения, уровень доходов различных слоев сильно ранжирован.

      При этом ассортиментный набор продуктов питания, предлагаемый предприятиями торговли на рынке, удовлетворяет потребителей как с высоким уровнем доходов, которыми приобретаются продукты более редкие высококачественные и дорогостоящие (деликатесы: икра, мидии, карбонад, сыры, прошедшие специальную обработку, коньяки и пр.). Так и потребителей с низким уровнем дохода, потребление которых направлено на менее дорогостоящие продукты, например, колбасные изделия, произведенные с использованием сои [11].

     При изучении и формировании потребительского спроса предприятия торговли   учитываются данные по объемам продаж по отдельным видам реализуемых продуктов питания, что помогает выявить потребительские предпочтения к тем или иным видам реализуемой продукции, и соответственно спрогнозировать активный потребительский спрос на каждую торговую марку, предлагаемую на рынке.

     Спецификой  торговли продовольственными товарами является регулярный спрос на продукты питания, преимущественным фактором на который является уровень потребительского дохода населения. В настоящее время показатель эластичности спроса на продукты питания, определенный, исходя из валового товарооборота предприятий торговли города и уровня потребительского дохода, соответствует 0,187. Т.е. из каждого дополнительного рубля полученного населением дохода, 18,7 коп. тратится на продукты питания [11].

     Соответственно, предприятия торговли для стимулирования объемов продаж  стараются устанавливать  гибкую ценовую политику, пытаясь  увеличить объемы продаж по отдельным  товарным группам.

      Стратегия, предпринимаемая крупными предприятиями розничной торговли, направлена на предложение расширенного ассортимента продуктов питания и предоставления услуг по высококачественному обслуживанию клиентов. Данная стратегия  возможна ввиду наличия у крупных предприятий торговли установившихся связей с поставщиками продуктов питания, наличия в распоряжении оборотного капитала, а при его недостатке возможном привлечения заемных ресурсов (товаров, взятых на реализацию, а так же ссуд и займов), данные отношения взаимовыгодны, так как кредиторы при этом выигрывают на объемах поставки.

      Закуп  продовольственных товаров, предприятиями  торговли, осуществляется на основе заключенных  с поставщиками договоров поставки. При этом все товары подлежат государственной  сертификации, т.е. должны пройти систему государственного контроля на соответствие качества государственным стандартам.

      Уровень конкуренции между предприятиями  торговли, реализующими продукты питания  в г. Новокузнецке носит достаточно жесткий характер. Объясняется это, прежде всего тем, что продукты питания являются  продуктами постоянного потребления, соответственно спрос на них может изменяться в зависимости от уровня доходов населения, но абсолютного затухания спроса не может произойти. Все это привлекает в отрасль торговли все больше и больше как предпринимателей, так и крупные предприятия и организации.

      Наиболее  крупными предприятиями розничной  торговли продовольственных товаров  на рынке г.Новокузнецка являются: ОАО «Центрпродсервис», ЗАО «Лидер», ОАО «Куйбышевский торг», ЗАО «Кузнецкмаркет», ЗАО «Запсибмаркет». Все  они, кроме ЗАО «Лидер» созданы в период административно-командной системы хозяйствования, имеют на своем балансе  5 и более точек розничной торговли, каждая из которых имеет в наличие складские помещения, холодильное и торговое оборудование.

      Прибыль, получаемая  торговыми предприятиями  выражается в торговой надбавке, устанавливаемой  на определенные виды товаров, с учетом стоимости их приобретения, а так  же   коммерческих затрат на транспортировку  и пр. При этом для обеспечения прибыльной работы предприятий торговли торговая надбавка должна покрывать все дополнительные расходы на реализацию товаров на рынке. Поэтому все торговые предприятия тщательно изучают спрос на отдельные товары, с учетом уровня предлагаемого качества и активного спроса.

      При планирование объемов продаж торговыми  предприятиями учитываются как  рост объемов в натуральном выражении, зависящий от уровня предложения  и спроса данного вида продуктов питания на рынке, так и в стоимостном, обуславливающим рыночную стоимость того или иного продукта.

      При этом учитывается сезонность спроса на те или иные продукты питания. Так, например, в летний период снижается  уровень потребления молока и  молочных продуктов, мяса и рыбы, тогда  как потребление населением консерв, овощей, фруктов, пива и безалкогольных напитков возрастает. Соответственно сезонные колебания на те или иные виды продуктов питания учитываются при установлении цен на продукты питания по тем или иным товарно-видовым группам.

      Для наиболее полного анализа взаимодействия спроса и предложения, и воздействия эластичности на объемы продаж проведем анализ самого крупного торгового предприятия, специализирующегося на торговле продуктами питания – ОАО «Центрпродсервис». 

  1.2 Анализ эластичности на продовольственные товары,        

        реализуемые на рынке ОАО «Центрпродсервис»

      ОАО «Центрпродсервис», как уже было отмечено выше самое крупное из предприятий торговли, специализирующихся на реализации продуктов питания. Доля занимаемого рынка ОАО «Центпродсервис» составляет 35%. Другие крупные предприятия торговли, специализирующиеся на реализации продуктов питания занимают долю рынка в 3 раза меньшую, чем ОАО «Центрпродсервис».

      Имея  в своем распоряжении торговые площади, расположенные в самых высокопроходимых районах города и 44 точки розничной торговли, ОАО «Центпродсервис» применяет самый низкий уровень торговой наценки 17-19%, из всех крупных предприятий торговли. Это соответственно положительно влияет на суммарный товарооборот предприятия ввиду роста объемов продаж в натуральном выражении, но оказывает негативное влияние на доходы предприятия в денежном выражении, т.е. снижает доходность и прибыльность ОАО [10].  В результате применения такой стратегии практически вся валовая прибыль предприятия расходуется на покрытие расходов, на осуществление продаж.

      Единственным  реальным конкурентом ОАО «Центпродсервис» является ЗАО «Лидер», занимающий долю рынка в реализации продовольственных продуктов 32%, который применяет стратегию обратную ОАО «Центропродсервис» и в торговой деятельности использует максимально возможный уровень наценки на реализуемый товар, которая составляет 25-30% [9].

      Другие  крупные предприятия торговли - ЗАО  «Кузнецкмаркет», ЗАО «Запсибмаркет» и пр. применяют  торговую наценку 20-25%, при этом торговые площади данных предприятий расположены в районах города с меньшей интенсивностью потока потребителей.

  Соответственно, можно сделать вывод, что показатель торговой наценки применяемой ОАО  «Центрпродсервис» неэффективен и  подняв его до минимального  уровня других крупных торговых предприятий  города, т.е. до 20%, можно увеличить объемы продаж в стоимостном выражении, не теряя при этом конкурентного преимущества от низкого уровня цен на предлагаемые потребителям продовольственные товары.

     При этом необходимо отметить, что при  повышении цен на уровень объемов продаж будет влиять снижение спроса, т.е. показатель его эластичности. Поэтому величина фактического дохода, который может получить предприятие от роста цен будет несколько ниже, из-за снижения объемов продаж в натуральном выражении.

     Предлагаемый  ОАО «Центрпродсервис» ассортимент продуктов питания, а так же объемы продаж при использовании реальной средней торговой надбавки в 18,64% и  торговой надбавки при ее росте до  20% произведен в таблице 1 (см. приложение 5).

     Расчет  изменения объемов продаж производился с учетом коэффициента эластичности спроса на отдельные товарно-видовые группы и без него. Коэффициенты эластичности по отдельным товарно-видовым группам рассчитаны плановым отделом ОАО «Центрпродсервис».

     В результате проведенных расчетов можно определить экономический эффект, который будет соответствовать изменению объемов продаж в стоимостном выражении.

     Дополнительный  прирост объемов продаж (∆Т) можно рассчитать по формуле:   

     ∆Тт.н. = Тпр. – Тф.

      где  Тф. и Тпр. – соответственно фактический и прогнозируемый объемы продаж, тыс. руб.

     При этом изменение объемов продаж в  стоимостном выражении без учета  эластичности спроса на продукты питания, т.е. при сохранении объемов продаж в натуральном выражении составят:

     ∆Т = 485 620,70 – 480 132,00 = 5 488,7 тыс. руб.

      Тогда как реальный эффект от применения торговой надбавки в 20%, с учетом эластичности спроса на товары, составит:

     ∆Тэ. = 480 525,84 – 480 132 = 393,84 тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Рыночный  механизм – это механизм взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Это важнейшие параметры рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования.

     Он  состоит из множества актов обмена товарами и услугами. На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления спрос, которые являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения