Этапы становления и развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель, подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, то есть систематизированные знания о сущности экономики, ЭТ развивалась на протяжении трех столетий (17-19 вв.) в качестве политической экономии

Работа содержит 1 файл

экон теор ответы.docx

— 199.75 Кб (Скачать)
 
 

 
15.Инфраструктура  рынка: сущность  и основные элементы.

Субъектами, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее  хозяйство (семья) — это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц,

Фирма — это экономическая единица, которая:

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Объектами рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т. п.

Структура рынка - это внутреннее строение отдельных элементов рынка. Разделяют по:

1)экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2)географическому положению — местный, региональный, национальный и мировой.

3)степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4)отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.

5)характеру продаж — оптовый и розничный.

Инфраструктура  рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Инфраструктура  товарного рынка  представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура  финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура  рынка труда  включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Службы рынка:

Реклама — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

Информация — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка.

Консалтинг — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах

Аудиторские компании - это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса.

 
 
16.Торговля и  коммерция как  элементы рынка:  сущность, виды, структура.

Торговля - это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.

Область деятельности, связанная с движением экономического продукта от производителей к потребителям, называется сферой обращения.

Торговый  капитал - это капитал, функционирующий в сфере обращения и обособившийся от промышленного капитала.

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: транспортировка, сортировка, хранение и упаковка товара.

В зависимости  от методов организации различают:

  • продажу за наличные деньги;
  • продажу за безналичные деньги. В этом случае за покупателя расплачивается банк, становясь тем самым необходимым элементом рыночной инфраструктуры;
  • продажу товаров в кредит;
  • продажу товаров под залог имущества покупателя;
  • товарообменную продажу (бартер).

Торговую  деятельность, направленную на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара, называют коммерцией

 Для успешной  коммерции необходимо соблюдение  двух главных условий:

•покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар  на рынке;

•платежеспособный спрос на данный вид товара должен быть достаточным для того, чтобы  продать весь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения. 

 

 
17.Биржа и банк  – звенья рынка:  назначение, виды  и содержание деятельности.

Биржа - это рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы. В зависимости от предмета торгов различают товарные (специализированные и универсальные) , фондовые (валютные) биржи и биржи труда.

В биржевой практике различают несколько типов  сделок.

  • Форвардная сделка — это сделка с реальным товаром, когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный в контракте.
  • Фьючерсная сделка — это сделка с товарами, которых в момент заключения сделок в наличии нет. Фактически покупается не товар, а право на товар.

Основными действующими лицами на бирже являются: брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

• Брокер (от англ. broker — комиссионер) — посредник между продавцами и покупателями, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы

брокерские  фирмы.

• Маклер (нем. Mahler) — это участник биржевых торгов, фик¬сирующий заключение сделок между членами биржи и получа¬ющий за это от них вознаграждение — куртаж.

• Дилер (англ. dealer) — физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера складывается из разницы между ценой покупки и ценой перепродажи.

Банки выступают как финансовые посредники, соединяющие интересы кредиторов и заемщиков.

Банки первоначально  выполняли четыре основные функции:

1) посредничество в кредите;

2) посредничество в платежах;

3) мобилизация сбережений и денежных доходов и их последующее размещение;

4) создание средств обращения (банкнот, чеков и др.).

В современном  мире самой распространенной формой бан¬ковского предпринимательства является коммерческий банк.

Среди операций коммерческого банка выделяются кредитные.

Кредитные операции подразделяются на активные и пассивные.

Пассивные операции заключаются в мобилизации  денежных сбережений и доходов, за них  банк платит проценты вкладчикам.

Активные  — в предоставлении кредита, за них  банк получает проценты.

Наибольшей  статьей пассивов являются вклады (депозиты). Эти вклады делятся на две категории: срочные и до востребования.

Срочные вклады — это депозиты на заранее установленный  срок (месяц, 6 месяцев, год и т. д.). Проценты по срочным вкладам обычно выше, чем по вкладам до востребования.

Вклады до востребования делятся, в свою очередь, на бессрочные и текущие.

Банковская  система включает в себя следующие  виды банков: коммерческий, эмиссионный, универсальный, специализированный, сберегательный, инвестиционный, внешнеторговый, венчурный, ипотечный.

 

 
18.Конкуренция и  ее виды. Конкуренция  и монополия.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой и неценовой.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции

Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Цель монополии - получение прибыли сверх нормальной.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные  формы:

Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест — монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Естественная  монополия — это такая ситуация, при которой экономия от столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три  типа:

Монополистическая конкуренция  при появлении дифференциации продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой — в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

Олигополия - большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Чистая  монополия -  действует только один продавец, продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

 

 
19.Микроэкономика  и ее проблемы. Спрос на товар  и его характеристика: закон спроса, кривая  спроса, эластичность  спроса.

Микроэкономика  - это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках. Ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал…

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

Обратная  связь между ценой и величиной  спроса называется законом спроса.

  1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара.
  2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов.

К неценовым  факторам относятся:

  • потребительские вкусы;
  • число покупателей;
  • доход покупателей;
  • цены на сопряженные товары;
  • ожидания.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %) Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой: К   - Процент изменения величины спроса / Процент изменения величины дохода

 

20.Предложение  товара и его  кривая. Цена равновесия  спроса и предложения.

Предложение - это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи на рынке.

Чем выше цена, тем большее количество продукции  производители захотят поставить на рынок и наоборот.

Информация о работе Этапы становления и развития экономической теории