"Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – определить степень и качество влияния экономического труда Карла Маркса "Капитал" на историю философии.

В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения и массового распространения такого направления, как диалектический материализм.

2. Проанализировать связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического материализма.

3. Сформировать собственное представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.

Содержание

Введение

Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста

1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии

1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма

1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса для развития философии

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 40.19 Кб (Скачать)

Создание философии  марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение  примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. В  историческом процессе формирования философии  марксизма следует отметить две  основных ступени:

1.  переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г.,

2.  разработка основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848).

Эволюция мировоззрения  Карла Маркса:

1841 год – докторская  диссертация "Различие между  натурфилософией Демокрита и  натурфилософией Эпикура". Маркс  ещё находится под влиянием  идеализма Гегеля, однако интересуется  античным материализмом. Он высоко  оценивает борьбу Эпикура против  религиозности сознания, вкладывает  в свою работу политический  протест против порабощения личности  социальной действительностью. Молодой  Маркс приходит к выводу, что  развитие философии неизбежно  приводит к превращению мысли  в дело, к практике.

1842 год – Маркс  становится редактором либеральной  "Рейнской газеты", впервые  решается высказаться в защиту  интересов рабочего класса, отстаивает  свободу печати, критикует отдельные  законопроекты. Совершается переход  от идеализма к материализму  и коммунизму.

1843 год – "Рейнская  газета" закрыта, Маркс переезжает  в Париж и вместе с А. Руге  начинает издавать "Немецко-французские  ежегодники". На мировоззрение  Маркса в этот период влияет  антропологический материализм  Л. Фейербаха. Однако он отрицает  естественную природу возникновения  религий, утверждая о том, что  любое верование является следствием  извращённых социальных отношений,  попыток порабощения и эксплуатации. Маркс видит назначение философии  в "беспощадной критике всего  существующего, беспощадной в  двух смыслах: эта критика не  страшится собственных выводов  и не отступает перед столкновением  с властями предержащими". Он  не отделяет философию от практической  деятельности, от борьбы и развития  в обществе.

1844 год – в  объединённых номерах "Немецко-французских  ежегодников" окончательно фиксируется  переход Маркса (а также и Фридриха  Энгельса) от идеализма к диалектическому  материализму и формулируется  положение о всемирно-исторической  миссии пролетариата, излагаются  сходные положения диалектического  материализма и исторического  материализма. В этот год создаются  такие работы, как "К критике  гегелевской философии права", "К еврейскому вопросу", "Экономическо-философские  рукописи 1844 года". Главная идея  рукописей – идея об определяющей  роли труда и материального  производства в антропологическом  становлении и последующем развитии  человечества. Главной целью производительного  прогресса Маркс считает устранение "отчуждённого труда", то есть, такой деятельности, которая, будучи  основным условием жизни, лишает  человека возможности развивать  и удовлетворять свои способности  и потребности. Наконец, в 1844 начинается активное сотрудничество  Карла Маркса с разделяющим  его философские и политические  убеждения Фридрихом Энгельсом,  благодаря которому в окончательном  виде формируется течение диалектического  материализма.

Судьба Марксизма  в различных странах складывалась неодинаково: в одних он был несколько  оттеснён другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать  главной, ведущей идеологической силой. Особенно зримо влияние марксизма  на жизнь общества проявилось в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, существовали и существуют по сей день во многих странах мира. Несомненно также воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное создание и практическую жизнь людей.

Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений  человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой  и природы (или сущности) человека вообще. Это – мировоззренческое "ядро" любой философии. На решении  этих проблем в марксистской философии  базируется ряд концепций более  конкретного характера (о законах  истории, о значении материального  производства в жизни общества, о  классовой борьбе и социальной революции  и т.д.), которые уже более тесно  связаны с экономической и  исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

1.2 Труд "Капитал"  как образчик диалектического  материализма

По признанию  самого К.Маркса, как учёный он исходил  одновременно из трёх научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и  утопического социализма. У Смита  и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона традиции нормы прибыли к положению, производительного труда. У вторых – идеи диалектики и материализма, у третьих – понятие классовой  борьбы, элементы социологического устройства общества. К.Маркс является не единственным в числе исследователей начала и  середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные  явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно-следственному  подходу, классифицировать экономические  категории как первичные и  вторичные, считавших экономические  законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временным.

В первом томе, названном "Процесс производства капитала", Маркс рассматривает исходные категории: стоимость, лежащую в основе цены, стоимость каждого товара определяется трудом, общественно необходимым  для его производства. "...потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость  лишь потому, что в ней овеществлён, или материализован, абстрактно человеческий труд. Как же измерять величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося  в ней труда, этой "созидающей стоимость субстанции". Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время  находит, в свою очередь, свой масштаб  в определённых долях времени, каковы: час, день и т. д.", "...величина стоимости  данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством  рабочего времени, общественно необходимого для её изготовления. Каждый отдельный  товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземпляр своего рода. Поэтому товары, в которых  содержатся равные количества труда, или  которые могут быть изготовлены  в течение одного и того же рабочего времени, имеют одинаковую величину стоимости. Стоимость одного товара относится к стоимости каждого  другого товара, как рабочее время, необходимое для производства первого, к рабочему времени, необходимому для  производства второго. Общественно  необходимое время есть то "рабочее  время, которое требуется для  изготовления какой-либо потребительской  стоимости при наличных общественно  нормальных условиях производства и  при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности  труда".

Второй том, "Процесс  обращения капитала", посвящён анализу  движения капитала, его оборота и  кругооборота. Кругооборот капитала есть процесс его непрерывного движения, последовательного прохождения  трёх стадий. На каждой стадии происходит смена функциональной формы капитала: превращение денежного капитала в производительный, производительного  – в товарный, товарного –  вновь в денежный капитал. Согласно предложенной Марксом схеме воспроизводства  рассматриваются условия и пропорции  обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления.

В третьем томе, "Процесс капиталистического производства, взятый в целом", рассматривается  процесс распределения прибавочной  стоимости (её превращённых форм) между  получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. Показан  механизм трансформации стоимости  товара в цену производства. В капиталистическом  обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются  в соответствии с капитальными издержками и средней прибылью. Если товары продаются по ценам производства (а не по их стоимости), то тем самым  сохраняется в несколько изменённом виде действие закона стоимости. Здесь  возникает противоречие: если в первом томе "Капитал", где Маркс рассматривал отношения между отдельным рабочим, товары обмениваются по их стоимости, то в третьем, в котором анализировал производство в целом, товары обмениваются по ценам производства. Эти величины не совпадают, что создаёт формальное противоречие в теории. "Стоимость  всякого капиталистически произведенного товара (W) выражается формулой: W = с + v + т. Если из этой стоимости продукта вычесть прибавочную стоимость  т, то останется только эквивалент или  стоимость, возмещающая в товаре капитальную стоимость с + v , израсходованную  в виде элементов производства.

Если, например, производство известного товара вызвало  затрату капитала в 500 фунтов стерлингов: 20 ф. ст. на изнашивание средств труда, 380 ф. ст. на производственные материалы, 100 ф. ст. на рабочую силу, и если норма  прибавочной стоимости составляет 100%, то стоимость продукта == 400 с + 100 v + + 100 m = 600 фунтам стерлингов."

Четвертый том, "Теории прибавочной стоимости", содержит критический обзор экономических  теорий с точки зрения трактовки  существа и форм распределения прибавочной  стоимости.

Основной вывод  Маркса состоит в утверждении, что  любая сторона жизни определяется материальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Духа в направлении  более высокого самосознания, так  Маркс верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни  и человеческой природы. Внимание Маркса было направлено на материальную и  физическую, а не на духовную реальность. Он выделяет рабочий класс как  силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. По Марксу, сущность человека состоит  именно в том, чтобы создавать  вещи, но только не в рамках частной  собственности. Поэтому условия  существования человека должны быть изменены посредством упразднения  частной собственности и системы  труда, при которой происходит эксплуатация человека человеком. Всё должно привести к освобождению людей от условий, при которых они все видят  все под углом зрения рынка.

Это содержание трактата "Капитал" как экономического исследования, а теперь я попытаюсь  связать его с таким философским  течением, как диалектический материализм.

Вскрывая специфические  законы экономического развития капитализма, Маркс обогащает вместе с тем  и общее понятие закона, в том  числе и научное понимание  наиболее общих законов развития природы, общества и познания – законов  диалектики.

Ярким примером такого конкретного исследования наиболее общих законов всякого развития является данная Марксом характеристика всеобщего закона капиталистического накопления. Суть этого закона заключается  в постоянно повторяющейся в  условиях капитализма взаимосвязи  между богатством и нищетой. Исследуя этот специфический закон капитализма, Маркс тем самым исследует  также различные типы противоречий, многообразие форм взаимопревращения  противоположностей, противоречивое единство сущности и явления, необходимости  и случайности, возможности и  действительности, общего, особенного и единичного и т.д. Следовательно, закон единства и борьбы противоположностей является у Маркса выводом из конкретного  исследования.

Развитие, по Марксу, предполагает переход от простого к  сложному, от низшего к высшему, и  этот процесс в его конкретно-исторической форме рассматривается Марксом  в "Капитале", начиная с наиболее элементарных форм до наиболее сложных  и развитых.

Наряду с законом  единства и борьбы противоположностей Маркс разрабатывает в "Капитале" и другие законы материалистической диалектики. Так, в связи с анализом исторического развития форм стоимости  Маркс показывает, как расширение сферы товарного обмена и, следовательно, массы товаров приводит к качественному  изменению: превращение случайной  формы стоимости в полную или  развёрнутую и затем во всеобщую форму. В этом процессе находит своё применение закон превращения количественных изменений в качественные. Исследование исторического процесса превращения  денег в капитал также приводит к выводу, что количественные изменения (возрастание суммы денег в  руках товаровладельца), достигнув  определённого предела, порождают  качественно новое общественное отношение – капитал. Закон превращения  количественных изменений в качественные является необходимым специфическим  выражением диалектически-противоречивого  характера развития, которое в  наиболее общей форме обуславливается  законом единства и борьбы противоположностей.

Важное место  в "Капитале" занимает анализ закона отрицания отрицания. По мысли Маркса, социалистическая революция должна уничтожить капиталистическую собственность, и эта экспропорция эксплуататоров представляет собой одно из проявлений всеобщей диалектической закономерности отрицания отрицпания. "Отрицание  капиталистического производства, - говорил  Маркс. – производится им самим с  необходимостью единственно-исторического  процесса. Это – отрицание отрицания".

Отрицание отрицания  является, с точки зрения Маркса, законом поступательного развития в границах определённой исторической эпохи: оно характеризует её начало и её конец и, значит, также и  переход к качественно иной исторической эпохе.

В работе над "Капиталом" Маркс сознательно и полно  применил своё понимание диалектики и оставил ряд точных указаний относительно этого понимания. Вывод  был сделан в обычной для Маркса чёткой теоретической форме: "Мой  диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который  он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое  составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное  в ней"

1.3 Значение труда  "Капитал" и теорий Маркса  для развития философии

Каждый подлинный  учёный по прошествии многих лет творческого  труда задаётся вопросом – что  сделано и что достигнуто? Очень  часто для ответа на эти вопросы  бывает достаточно всего несколько  фраз. Например, Маркс, видимо, мог бы сказать следующее: положено начало новой философии – диалектического  материализма. Она представляет собой  переработку диалектики Гегеля. В  этой философии исходный момент состоит  в предположении бытия, в первичности  материи, в диалектичности её движения. В ней движение материи подчиняется  диалектической логике. Процесс познания состоит в познании этой логики. Если у Гегеля все противоречия чисто  логические, и материя здесь как  бы "непричём", то в "Диалектическом материализме" они же – суть необходимые  моменты её движения. В этом случае исчезает всякая мистика и идеализм. Дух становится реальностью. Без  материи нет ни движения, ни противоречий, ни самой диалектики.

Кроме того Марксом  открыта диалектика труда и на этой основе выбрана концепция истории  как закономерной последовательности общественных формаций – рабовладельческая  социально-экономическая формация, затем феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая.

Информация о работе "Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир