Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа
Цель  работы: раскрыть понятие и сущность конкуренции, определить её формы и их отличительные черты, дать характеристику развитию конкуренции в РБ. 
           Задачи:
   1. рассмотреть конкуренцию как фактор эффективности экономической системы;
   2. дать характеристику форм организации рынка в зависимости от степени конкуренции на нем;
   3. изучить состояние конкуренции в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 							                    3 
1.	Конкуренция как фактор эффективности 
экономической системы		5
2. Формы организации рынка в зависимости от степени			
конкуренции на нем									7
3. Состояние конкуренции и содействие ее развитию
в Республике Беларусь								9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ									12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ				14
     Программа 
структурной перестройки 
К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.
     В 
Республике Беларусь разработана и 
в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров 
принята Программа структурной 
перестройки и повышения 
     Целью 
Программы является выработка основных 
направлений и приоритетов 
     Данная 
цель реализуется через завершение 
процессов развития институтов переходного 
периода в институты, отвечающие 
требованиям современной 
Этапы Программы включают в себя стадии развернутого построения рыночных отношений, создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований, и активной структурной перестройки экономики, включающей радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями рынков. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны.
     Разработаны 
и выбраны рациональные направления 
в сфере повышения 
     Можно 
выделить следующие стратегические 
приоритеты структурной перестройки 
и повышения 
     — 
четкая регионально-страновая 
     — 
выход на новые международные 
рынки и диверсификация структуры 
экспорта на традиционных рынках;  
     — 
перевод методов 
     — 
защита интересов и обеспечение 
равных условий функционирования на 
мировом рынке; 
     — 
увеличение в производимой продукции 
добавленной стоимости путем 
снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости 
и рационального импортозамещения; 
     — 
улучшение правовых условий, механизмов 
привлечения и эффективного использования 
иностранных и внутренних инвестиций 
для повышения 
Таким образом, совершенствование макроэкономических условий внешнеэкономической деятельности будет зависеть от решения вопросов, направленных на повышение эффективности отечественных предприятий и конкурентоспособности белорусских товаров.
Факторы повышения белорусской конкурентоспособности
     Повышение 
международной 
     — 
совершенствования механизма 
     — 
привлечения инвестиций для модернизации 
технологий и снижения энергоемкости 
и материалоемкости производства; 
     — 
развития экспорта национального капитала 
и корпоративных связей с ведущими 
мировыми фирмами и участия в реализации 
транснациональных проектов; 
     — 
развития конкурентоспособной 
     — 
упрощения процедур во внешней торговле 
в соответствии с принципами международных 
организаций, в том числе порядка таможенного 
оформления грузов на пограничных пропускных 
пунктах и электронного обмена данными; 
     — 
улучшения качества управления предприятиями, 
в том числе путем поиска эффективного 
собственника;  
     — 
обеспечения соответствия белорусской 
экспортной продукции международным стандартам 
путем создания на предприятиях систем 
управления качеством на базе международных 
стандартов серии ИСО 9000—9002; 
     — 
развития систем сертификации и качества 
экспортной продукции, признанных в 
мире, установления требований к ее потребительским 
и экологическим характеристикам, а также 
безопасности применения; разработки 
государственных стандартов в области 
экологической сертификации продукции 
и производств на базе международных стандартов 
серии ИСО 14000; 
     — 
создания дополнительных условий для 
стимулирования производства экспортной 
продукции с использованием опережающих 
технических идей и решений, наукоемких, 
энерго- и ресурсосберегающих технологий, 
в том числе в рамках льготного 
кредитования проектов за счет средств 
Фонда поддержки экспорта, Инновационного 
фонда и др.; проведения научно-технической 
политики и разработки инновационных 
механизмов с целью повышения технологического 
уровня, наукоемкости и эффективности 
производств на предприятиях; 
     — 
обеспечения правовой защиты технических 
решений и патентной чистоты объектов 
экспортных поставок на основе осуществления 
патентования отечественных разработок.  
     Среди 
факторов, сдерживающих экономическое 
развитие и повышение 
В полном соответствии с предложением независимых экспертов Программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, а для трудоустройства освобождающихся людских ресурсов развивать и оказывать государственную поддержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, ускорить приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, углубить рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение.
Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:
определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
порядок выявления монопольных цен;
порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
Краткие итоги работы в области антимонопольного контроля и регулирования за 2009 год