Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:57, курс лекций
Характеристика развития экономики Республики Казахстан и ее государственное регулирование.
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.
Реализация Стратегии позволит:
- увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5 % до 50-52 %;- повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9 % в 2000 году до 1,5-1,7 % в 2015 году;
- замедлить снижение 
доли обрабатывающей промышленн
Виды рынков, их особенности и характерные черты. Структура рынков
Рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам:
Таблица 1 - Основные виды рынков
| по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | По уровню конкуренции | 
| - рынок сырья; - рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного и  - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы | - мировой рынок - зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок 
  (применительно к каждой  | - легальный (официальный) рынок - нелегальный (теневой, чёрный…) | - рынок совершенной конкуренции 
  (высококонкурент-ный,  - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии ( | 
Таким образом, все рынки имеют общие параметры, однако содержание элементов различно.
Структура рынков определяется соотношением весовых долей различных рынков в общей структуре рынка.
Рыночный механизм: сущность, составные элементы. Основные элементы рыночной инфраструктуры
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Каждый элемент рыночного механизма связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Для эффективного функционирования 
рынков необходима рыночная инфраструктура. 
Ее элементами являются - биржи, банки, 
финансово-кредитные 
Рыночная инфраструктура 
значительно облегчает и 
Важную роль в рыночной инфраструктуре играют посредники.
Посредники - это юридические или физические лица (фирмы или отдельные предприниматели), которые представляют интересы производителя и потребителя либо действуют от их имени на различных видах рынка. Их задача - свести двух основных участников рынка.
Сущность и методы государственного регулирования рыночной экономики
Количественно выразить роль правительства нелегко, т.к., например, в ряде государств мира с рыночной экономикой рыночный сектор обеспечивает 4/5 национального продукта, и только 1/5 часть национального дохода обеспечивает государственный сектор. Но, тем не менее, правительство выступает не только в качестве владельца ресурсов - инвестора, но и является реализатором ряда социальных программ. Это:
1) социальное страхование и социальное обеспечение;
2) реализация программ по обеспечению безопасности и независимости государства;
3) защита окружающей среды;
4) здравоохранение;
5) защита потребителей от некачественной продукции;
6) регулирование экономики, 
контроль за 
7) защита конкуренции;
8) стабилизация экономики, 
т.е. правительство 
9) реализация фискальной политики;
10) реализация кредитно-денежной политики;
11) обеспечение законодательной и правовой базы.
Свои регулирующие функции 
государство выполняет 
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие
 
Таблица 2 - Рассмотрим особенности и характерные черты рынков по уровню конкуренции
| Основные параметры | Чистая конкуренция | Чистая монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия | 
| 1. Число фирм (какое число независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке) | очень велико; все действуют разобщенно, на свой страх и риск | одна фирма | число предприятий достаточно велико, но на несколько порядков меньше, чем в условиях чистой конкуренции (от 20 до 70 фирм) | от 2 до 20 | 
| 2. Тип продукта (какая продукция предлагается на рынке, степень ее однородности, стандартизованность ) | продукция однородна больших различий в уровне качества нет, покупателю безразлично у кого покупать | производимый продукт, как правило, уникален | продукты могут быть стандартизированы, хотя не исключена дифференциация; | Обычно промышленная продукция - стандартизи рована, а потребитель ские товары - дифференцированы | 
| 3. Контроль над ценой | каждая фирма производит столь незначительную часть общего объема продукции, что возможен лишь незначительный контроль над ценами | фирма диктует свою цену | степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм | степень контролирования достаточно высока и этот контроль может быть осуществлен в различных формах (см.далее) | 
| 4. Условие вступления в отрасль | осуществляется  | вступление в  | вступить в отрасль достаточно легко, так как нет потребности в относительно крупном капитале, однако гораздо сложнее, чем в условиях чистой конкуренции, так как значительные средства тратятся на рекламу | вступление затруднено | 
| 5. Неценовая конкуренция | преобладает стандартизированная 
  продукция, что не дает возможности 
  развиваться неценовой конкурен | неценовая конкуренция не ведется, а проводится работа, демонстрирующая лояльность фирмы по отношению к обществу | и ценовая, и неценовая конкуренции | и ценовая, и неценовая конкуренции | 
| 6. Где чаще всего встречается данная модель рынка | мелкое сельское хозяйство, фондовая биржа | местные предприятия общественного 
  пользования в небольших  | легкая промышленность, пищевая промышленность, розничная торговля; | металлургия; машиностроительная, электронная промышленность | 
 
возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Разграничение между 
административными и 
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Экономические методы регулирования, 
напротив, адекватны природе рынка. 
Они непосредственно 
Основными экономическими методами являются денежно-кредитная, фискальная политика.
Цель кредитно-денежной политики:
Основные инструменты кредитно-денежной политики:
1) операции на открытом рынке (торговля ценными бумагами);
2) учетная ставка или ставка рефинансирования (политика дорогих и дешевых денег);
3) регулирование объема резервных требований.
Цели фискальной политики государства те же самые, что и у кредитно-денежной политики. Основным инструментом фискальной политики являются налоговые ставки, их регулирование.
Предпринимательство: формы и виды.
Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики.
В соответствии с этим различают:
а) предпринимательство государственное;
б) предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
В зависимости от содержания 
предпринимательской 
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.