Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:14, реферат
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальная безопасность выступает как интегрирующая идея. Для этого в России есть объективные предпосылки. Так, комплексный кризис, который переживала наша страна в 1990-е гг., создавал ощущение небезопасности и выдвигал безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей.
    Национальные 
интересы России в информационной сфере 
заключаются в соблюдении конституционных 
прав и свобод граждан в области 
получения информации и пользования 
ею, в развитии современных 
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
    Национальные 
интересы России в пограничной сфере 
заключаются в создании политических, 
правовых, организационных и других 
условий для обеспечения 
    Национальные 
интересы России в экологической 
сфере заключаются в сохранении 
и оздоровлении окружающей среды. Важнейшими 
составляющими национальных интересов 
России являются защита личности, общества 
и государства от терроризма, в том числе 
международного, а также от чрезвычайных 
ситуаций природного и техногенного характера 
и их последствий, а в военное время - от 
опасностей, возникающих при ведении военных 
действий или вследствие этих действий.
  
    Угрозы 
национальной безопасности 
Российской Федерации. 
    Состояние 
отечественной экономики, несовершенство 
системы организации 
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
    Негативные 
процессы в экономике лежат в 
основе сепаратистских устремлений 
ряда субъектов Российской Федерации. 
Это ведет к усилению политической 
нестабильности, ослаблению единого 
экономического пространства России и 
его важнейших составляющих - производственно-
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
    Угроза 
криминализации общественных отношений, 
складывающихся в процессе реформирования 
социально-политического 
    Последствия 
этих просчетов проявляются в 
ослаблении правового контроля за ситуацией 
в стране, в сращивании отдельных 
элементов исполнительной и законодательной 
власти с криминальными структурами, 
проникновении их в сферу управления 
банковским бизнесом, крупными производствами, 
торговыми организациями и 
    Масштабы 
терроризма и организованной преступности 
возрастают вследствие зачастую сопровождающегося 
конфликтами изменения форм собственности, 
обострения борьбы за власть на основе 
групповых и 
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
    Последствиями 
глубокого социального кризиса 
являются резкое сокращение рождаемости 
и средней продолжительности 
жизни в стране, деформация демографического 
и социального состава 
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
    Основные 
угрозы в международной сфере 
обусловлены следующими факторами: 
опасностью ослабления политического, 
экономического и военного влияния 
России в мире; расширением НАТО 
на восток; возможностью появления 
в непосредственной близости от российских 
границ иностранных военных баз 
и крупных воинских контингентов; 
распространением оружия массового 
уничтожения и средств его 
доставки; возникновением и эскалацией 
конфликтов вблизи государственной 
границы Российской Федерации и 
внешних границ государств-участников 
Содружества Независимых 
    Усиливаются 
угрозы национальной безопасности Российской 
Федерации в информационной сфере. 
Серьезную опасность 
    .Возрастают 
уровень и масштабы угроз в 
военной сфере. Возведенный в ранг стратегической 
доктрины переход НАТО к практике силовых 
(военных) действий вне зоны ответственности 
блока и без санкции Совета Безопасности 
ООН чреват угрозой дестабилизации всей 
стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся 
технологический отрыв ряда ведущих держав 
и наращивание их возможностей по созданию 
вооружений и военной техники нового поколения 
создают предпосылки качественно нового 
этапа гонки вооружений, коренного изменения 
форм и способов ведения военных действий.
  
    Обеспечение 
национальной безопасности 
Российской Федерации. 
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
- подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
- преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
- совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
- обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
- укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
    - 
коренное улучшение экологической ситуации 
в стране. 
 
    Современные 
зарубежные концепции национальной безопасности. 
    Опыт 
США в принятии решений и концептуальных 
документов в сфере национальной безопасности. 
    Понятие 
«национальная безопасность» 
В настоящее время США обладают наиболее развитой структурой системы обеспечения национальной безопасности. Эта система базируется во многом на положениях вышеупомянутого закона. Закон разрабатывался с учетом опыта ведения внешней и оборонной политики США в ходе Второй мировой войны, а также особенностей, определяющих американские подходы к обеспечению безопасности в конкретных исторических условиях. В последующие десятилетия отдельные институты были реформированы, появились новые, но в целом система сохранила свою преемственность.
В США, исходя из положений Конституции, президент является главным лицом в принятии решений в сфере национальной безопасности. Он наделен основными полномочиями в реализации политики и принятии концептуальных документов по национальной безопасности.
    При 
президенте США функционирует высший 
орган, консультирующий его по вопросам 
национальной безопасности, координирующий 
политику ведомств, отвечающих за ее обеспечение, 
готовящий аналитические 
В СНБ входят: президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, начальник управления мобилизации. Кроме того, на заседаниях СНБ обычно присутствуют постоянные советники – директор ЦРУ и председатель Объединенного комитета начальников штабов, советник президента по национальной безопасности, а также министры финансов, юстиции, энергетики и др.
Принятию решений в сфере национальной безопасности в США предшествует подготовка соответствующими органами (военными ведомством, разведывательными организациями, госдепартаментом и т.д.) аналитических материалов сообразно ситуации и перечень рекомендуемых мер, а также их обоснование. Эти меры и рекомендации представляются членам СНБ (иногда в список рассылки включаются руководители правительственных ведомств, члены Конгресса и др.) в виде развернутых научных или аналитических докладов, к которым обычно прилагаются сопроводительные краткие обзоры их содержания с основными выводами.
Информация о работе Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт