Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:04, реферат
Стране, где до сих пор не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как «вектор развития», «социальный идеал», «модели экономической и политической систем», «национальные интересы» и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованных от прошлого или порожденных настоящим.4
Введение
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Основные составляющие национальной  безопасности
Глава II Национальная безопасность России и  пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности  РФ
2.2 Противодействие угрозам национальной безопасности РФ
Заключение
Список  использованной литературы
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы11.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального 
кризиса являются резкое сокращение 
рождаемости и средней 
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
- стремление отдельных 
- опасность ослабления 
- укрепление военно-
- возможность появления в 
- распространение оружия 
- ослабление интеграционных 
- возникновение и эскалация 
конфликтов вблизи 
- притязания на территорию 
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический 
отрыв ряда ведущих держав и наращивание 
их возможностей по созданию вооружений 
и военной техники нового поколения 
создают предпосылки 
Активизируется деятельность на территории 
Российской Федерации иностранных 
специальных служб и 
Угрозы национальной безопасности 
и интересам Российской Федерации 
в пограничной сфере 
- экономической, 
- активизацией деятельности 
Угроза ухудшения 
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
В декабре 1997 года Указом Президента 
РФ была утверждена Концепция национальной 
безопасности, которая явилась результатом 
процесса, начатого Законом «О безопасности» 
и Конституцией РФ, и представляет 
собой наиболее эффективное средство 
административно-правового 
В Концепции национальной 
безопасности декларируется, что Россия 
является одной из крупнейших стран 
мира с многовековой историей и богатыми 
культурными традициями. Действительно, 
несмотря на сложную международную 
обстановку и трудности внутреннего 
характера, она в силу значительного 
экономического, научно-технического 
и военного потенциала, уникального 
стратегического положения на Евразийском 
континенте объективно продолжает играть 
важную роль в мировых процессах. 
Важная роль отводится национальным 
интересам как совокупности сбалансированных 
интересов личности, общества и государства 
в различных сферах международных 
и внутригосударственных 
Значимым является вопрос, 
охватывающий интересы государства, состоящие 
в незыблемости конституционного строя, 
суверенитета и территориальной 
целостности России, ее стабильности, 
в обеспечении законности и правопорядка, 
в развитии равноправного и 
Особое место в осуществлении 
контроля в области обеспечения 
национальной безопасности, безусловно, 
принадлежит Президенту РФ. Президент 
РФ уполномочен руководить системой 
обеспечения национальной безопасности 
России. В соответствии с Конституцией 
РФ Президент Российской Федерации 
принимает меры по охране суверенитета 
Российской Федерации, ее независимости 
и государственной целостности. 
Очень значима и неоспорима роль 
Президента в обеспечении национальной 
безопасности. Президент является гарантом 
суверенитета страны. Он определяет основные 
направления государственной 
Защита независимости, суверенитета, 
государственной и 
Концепция национальной безопасности 
по своей сущности есть политический 
документ, в котором сформулированы 
важнейшие направления 
На основе Концепции ежегодно в Совете Безопасности РФ готовится доклад Президенту РФ о внутренней и внешней обстановке, а в Администрации Президента РФ - послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Совет Безопасности РФ является органом, способствующим в реализации Президентом РФ своих полномочий по осуществлению контроля за деятельностью органов обеспечения безопасности. Администрация Президента РФ осуществляет функции контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и подготовки соответствующих докладов Президенту. В докладе и послании уточняются текущие цели и задачи государства, а также планы министерств, ведомств и организаций, составляющих систему обеспечения безопасности России. Таким образом, Концепция определяет два основных направления деятельности государственных структур. Первое - обеспечение национальных интересов и целей при исполнении своих обычных функций, и второе - обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации внутренних и внешних угроз силами и средствами обеспечения безопасности. При этом понятно, что два упомянутых направления работы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Информация о работе Национальная безопасность России и пути ее укрепления