Для регулирования внутренней 
миграции населения предполагается 
разработать систему мер, направленную 
на уменьшение оттока сельского населения, 
особенно квалифицированных кадров.
Для этого намечается:
разработать специальные 
программы по созданию и сохранению 
рабочих мест в сельских населенных 
пунктах, развивать контрактную 
форму обучения в учебных заведениях 
сельскохозяйственного профиля;
создать условия для развития 
предпринимательства, в том числе 
индивидуального, фермерских и личных 
подсобных хозяйств. Организовать переподготовку 
работников для перераспределения 
их в сферу обслуживания на селе;
установить надбавки к 
должностным окладам специалистам, 
работающим в сельских районах, и 
увеличить пенсии в зависимости 
от стажа работы в сельском хозяйстве;
предусмотреть льготные условия 
погашения кредитов для приобретения 
жилья молодым специалистам в 
сельской местности.
В области регулирования 
внешней миграции будут приняты 
меры, направленные на эффективную 
реализацию миграционного законодательства 
и исполнение обязательств, принятых 
Республикой Беларусь в рамках международных 
договоров и соглашений.
Основными задачами политики 
в области занятости населения 
являются формирование ее рациональной 
структуры в соответствии с потребностями 
реформируемой экономики, повышение 
эффективности использования трудовых 
ресурсов.
Для ее реализации потребуется 
проведение сбалансированной инвестиционной 
политики по созданию новых рабочих 
мест, активизации межотраслевого перераспределения 
работников в социальные отрасли 
экономики, разработке действенных 
налоговых стимулов для развития 
индивидуального предпринимательства. 
Предстоит выработать эффективные 
механизмы по усилению социальной защиты 
граждан от безработицы.
В этих целях предусматривается:
  - ускорение модернизации и обновления рабочих мест, разработка комплексной программы создания и развития рабочих мест на 2001–2005 гг.;
 
  - повышение производительности труда на основе ликвидации вынужденной неполной занятости на производстве, улучшения качественного состава рабочей силы, ускорения технического переоснащения производства;
 
  - совершенствование нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства;ускорение межотраслевой мобильности рабочей силы, ее направленности в сектор услуг как приоритетной сферы деятельности;
 
  - развитие кадрового потенциала путем создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, проведение опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;
 
  - усиление адресности социальных пособий и льгот, усиление страховых принципов в системе обязательного социального страхования;
 
  - активизация трудоустройства социально уязвимых слоев населения, не cпособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
 
  - унификация трудового законодательства в рамках Союза Беларуси и России. Научно-технический потенциал
 
В соответствии с Законом 
Республики Беларусь "Об основах 
государственной научно-технической 
политики" в истекшем пятилетии 
большое внимание уделялось дальнейшему 
совершенствованию системы государственного 
регулирования научной, научно-технической 
и инновационной деятельности, укреплению 
и развитию научно-технического потенциала 
страны и ориентации его функционирования 
на нужды республики и конкретных 
производств. В связи с этим выделены 
следующие республиканские органы 
государственного управления: Государственный 
комитет по науке и технологиям 
и Высший аттестационный комитет. Кроме 
того, в настоящее время действуют 
Белорусский республиканский фонд 
фундаментальных исследований, Фонд 
информатизации, Белорусский инновационный 
фонд, на которые возложено решение 
наиболее сложных комплексных проблем, 
связанных с организацией и повышением 
эффективности научно-технической 
деятельности в республике, а также 
с привлечением внебюджетных источников 
для финансирования научных исследований 
и разработок. Статус высшей научной 
организации получила Национальная 
академия наук Беларуси, которая обеспечивает 
развитие и координацию фундаментальных 
исследований, проводимых в республике.
Финансирование научной, 
научно-технической и инновационной 
деятельности ведется прежде всего 
за счет средств республиканского бюджета 
(в 2000 г. – 45,1% общего объёма затрат на научные 
исследования и разработки), средств 
инновационных фондов, создаваемых 
ежегодно при республиканских органах 
государственного управления за счет 
отчислений, поступающих от подведомственных 
им предприятий и организаций.
Принятые меры позволили 
приостановить негативные процессы 
в научно-технической сфере. Несмотря 
на то, что численность работающих 
в науке и научном обеспечении 
в 1995 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилась 
в 2,2 раза, научные исследования и 
разработки на начало 2001 г. выполняли 
почти 32,9 тыс. работников научных организаций 
и более 20 тыс. ученых, работающих в 
сфере образования, здравоохранения 
и других отраслях народного хозяйства. 
В их числе 819 докторов наук и около 
4000 кандидатов наук. В последние 
годы темпы сокращения численности 
работающих в науке значительно 
замедлились.
Вместе с тем пока еще 
с трудом удается остановить процесс 
относительного сокращения финансирования 
научно-технической сферы. Наукоемкость 
ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 
1995 г., в последующие годы она стабилизировалась 
на уровне 0,9-1,0%. Получило развитие международное 
научно-техническое сотрудничество, 
ведется работа по формированию единого 
научно-технологического пространства 
Союзного государства Беларуси и 
России. Начата работа по воссозданию 
системы научно-технической информации 
на базе современных информационных 
технологий.
Научно-техническая деятельность 
осуществляется в соответствии с 
утвержденными Правительством Республики 
Беларусь приоритетными направлениями 
и с применением программно-целевых методов, 
что позволяет обеспечивать целенаправленное 
использование средств и их концентрацию 
на важнейших разработках.
Вместе с тем многие 
разработки пока не осваиваются производством 
из-за дефицита финансовых ресурсов, недостаточной 
экономической эффективности внедряемых 
новшеств, отсутствия портфеля заказов 
на новую продукцию, а также из-за 
слабо развитой инновационной инфраструктуры.
Указом Президента Республики 
Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 определены 
основные меры по стимулированию создания 
и развития производств, основанных 
на новых и высоких технологиях. 
Правительством утвержден перечень 
таких производств. К приоритетным 
отнесены 27 направлений, среди которых 
информационные технологии и электроника, 
новые материалы и химические 
продукты, биотехнологии, способы переработки 
сельскохозяйственной продукции, технологии 
селекции новых сортов растений и 
пород животных, квантовая оптика, 
нанотехнологии, тонкий химический синтез 
и др.
Научно-технический потенциал 
Республики Беларусь является важным 
фактором повышения конкурентоспособности 
экономики страны. Основные направления 
инновационной деятельности и приоритеты 
инновационной политики будут определяться 
потребностями развития наукоемких 
отраслей промышленности, наращиванием 
экспортных возможностей отдельных 
отраслей и производств, необходимым 
научным обеспечением сельского 
хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения, 
экологии. Таким образом будут 
созданы все условия для перехода 
на инновационное развитие экономики 
в целом.
Инновационный путь развития 
экономики требует дополнительного 
увеличения инвестиций на разработку 
и освоение производства новой конкурентоспособной 
продукции, в связи с чем предполагается 
увеличить долю привлекаемых в этих 
целях средств ее заказчиков и производителей. 
Выделяемые государственные ресурсы будут 
направляться преимущественно на разработку 
и использование новейших технологий, 
что в свою очередь обеспечит спрос на 
результаты научной деятельности.
Для повышения отдачи средств, 
вложенных в научно-технические 
программы и инновационные проекты, 
намечается разработка мер по совершенствованию 
системы защиты интересов отечественных 
производителей новой продукции 
на внутреннем рынке, расширению льготного 
кредитования предприятий, осваивающих 
производство конкурентоспособной 
продукции и внедряющих новые 
технологии.
Особое внимание предполагается 
уделить повышению качества продукции 
и услуг как одной из главных 
составляющих повышения конкурентоспособности 
экономики страны. В ближайшей 
перспективе на решение проблем 
в этой сфере будет направлена 
реализация мер, предусмотренных Государственной 
программой "Качество" на 2001–2003 гг.
Одним из путей повышения 
качества и конкурентоспособности 
выпускаемой продукции (работ и 
услуг), а также увеличения экспортного 
потенциала производителей является дальнейшее 
развитие систем государственной стандартизации, 
сертификации и метрологии.
Главные цели развития стандартизации 
в 2006 гг. – гармонизация методов 
и практики отечественной стандартизации 
с принятыми в мировом сообществе 
и проведение согласованной в 
рамках СНГ политики в этой области. 
Необходимо обеспечить создание сбалансированной 
(единой для стран СНГ) системы 
технического законодательства, постепенное 
приведение в соответствие норм технических 
законодательных актов и регламентов 
всех государств, присоединившихся к 
Соглашению о проведении единой политики 
в области стандартизации, метрологии 
и сертификации, а затем приближение 
межгосударственных стандартов к международным.
В целях достижения единства 
измерений и улучшения метрологического 
обеспечения предприятий и организаций 
в соответствии с разработанной 
Госстандартом концепцией по созданию 
Национальной эталонной базы на 2005–2010 
гг. будут продолжены работы по созданию 
национальных эталонов в рамках государственной 
научно-технической программы "Стандарты". 
Продолжатся работы по проведению в 
республике сертификации систем управления 
качеством и систем экологического 
управления. По состоянию на 1 января 
2001 г. в Республике Беларусь 71 предприятие 
и организация различных форм 
собственности прошли процедуру 
сертификации систем качества на соответствие 
требованиям международных стандартов 
ИСО серии 9000. К 2006 г. их число предусмотрено 
довести до 200.
 
 
Заключение
 
В итоге проведена работа 
в области исследования национального 
богатства Республики Беларусь: определены 
основные показатели национального 
богатства и изучена его классификация, 
рассмотрена его структура, выявлены 
факторы, влияющие на увеличение национального 
богатства, а также проведён его 
анализ. Можно сделать выводы, что 
в интересах развития национального 
богатства страны необходимо целесообразно 
обеспечить одновременно: увеличение 
и физического, и природного капиталов. 
В этом отношении важно определить 
основные направления развития, которые 
позволят достигнуть не просто максимального 
экономического роста, а стабильного 
приращения национального капитала, 
включая его природную составляющую. 
Приниматься во внимание должны комплексные 
результаты реализаци того или иного 
проекта, учет которых необходим 
для определения эколого-экономической 
эффективности. Очевидно, что для 
обеспечения стабильного роста 
национального капитала, включая 
и природную составляющую, важно 
разработать чёткий организационно-экономический 
и правовой мекахизм, который позволит 
учитывать внешние (в первую очередь, 
экологические) эффекты в оценке 
результатов хозяйственной деятельности.
 
 
Список использованных 
источников
 
1. Борисов Е.Ф. Экономическая 
теория: Учебник для студентов 
обучающихся по гуманитарным 
и техническим специальностям. – 
М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.
2. Бункина М.К. Национальная 
экономика: Учеб. М.: Логос, 2003. – 36 
c.
3. Валюта: регулирование 
операций в Беларусц: Сб. нормативных 
актов. Мн.: ООО Вехи, 1995. – 256 c.
4. Градов А.П. Национальная 
экономика: Курс лекций. СПб.: Спец. 
лит., 1997. – 84 c.
5. Комплексный прогноз 
научно-технического прогресса в 
Республике Беларусь на 2001—2020 годы: 
В V т. Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т. V. 
– 123 c.
6. Козырев В.М. Основы 
современной экономики: Учебник. 
– М.: Финансы и статистика, 1999 
г. – 368 с.
7. Колотущкин В., Белкин 
В., Белкина Н. Система РОСТ 
в действии // Трудовые отношения, 
2001 г., №3, с.3-10.
8. Костюк В.Н. История 
экономических учений. Учебное пособие. 
– М.: Издательство Центр, 1997 г. 
– 224 с.
9. Курс экономики: Учебник/Под 
ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 
2001 г. – 720 с.
10. Концепция национальной 
продовольственной безопасности. Мн.: 
ГНУ Институт аграрной экономики 
НАН Беларуси, 2004. – 87 c.
11. Лукашенко А.Г. Исторический 
выбор Беларуси: Лекция Президента 
Республики Беларусь в Белорусском 
государственном университете. Минск, 
14 марта 2003 г. Мн.: БГУ, 2005. – 236 c.
12. Майбурд Е.М. Введение 
в историю экономической мысли. 
От пророков до профессоров. 
– 2-е изд., испр. И доп. – 
М.: Дело, 2000 г. – 560 с.
13. Статистический ежегодник 
Республики Беларусь, 2005.
14. Экономическая теория. 
Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. 
– М.: ПРОСПЕКТ, 2000 г. – 448 с.
15. Программа социально-экономического 
развития Республики Беларусь 
на 2001—2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. – 123 
c.
16. Национальный центр 
правовой информации Республики 
Беларусь, 2004.
17. Экономическая теория/Под 
ред. А. Добрынина, Л. Тарасевича: 
Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР 
КОМ, 2000 г. – 544 с.