Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа
Целью нашей работы является  изучение теоретических аспектов  бюджетно-налоговой политики и  особенностей её в Республике  Беларусь.
     Задачи:
     1)Рассмотреть  сущность, виды и формы бюджетно-налоговой  политики в мировой экономической  литературе.
     2)Выяснить  вопрос экономической эффективности  бюджетно-налоговой политики и  её измерение.
     3)Рассмотреть  кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Цели  и формы реализации бюджетно-налоговой  политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой  политики
1.2 Эффективность  бюджетно-налоговой политики. Её  измерение
2.Монетаризм  и кейнсианство о механизме  реализации и эффективности бюджетно-налоговой  политики
2.1 Бюджетно-налоговая  политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая  политика. Монетаристская концепция
3.Особенности  формирования и реализации бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь
3.1Основные  направления бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь
3.2Особенности  фискальной политики в условиях  современной Беларуси
Заключение
Список  использованных источников
Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
    Кафедра 
«Экономика и право» 
 
 
 
КУРСОВАЯ 
РАБОТА 
по дисциплине: «Макроэкономика»
    на 
тему: «Налогово-бюджетная политика государства» 
 
 
 
    Исполнитель:              
                              
 
    Руководитель:             
                           
Мотько Наталья Александровна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минск 2010
     Содержание 
Введение
1.Цели 
и формы реализации бюджетно-
1.1 Сущность, 
виды и формы бюджетно-
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм 
и кейнсианство о механизме 
реализации и эффективности 
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности 
формирования и реализации 
3.1Основные 
направления бюджетно-
3.2Особенности 
фискальной политики в 
Заключение
Список 
использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного валового продукта. В отечественной экономической литературе часто используется несколько категорий для одного и того же понятия: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налогово-бюджетная политика и др. Очевидно, что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в русском языке при переводе с латыни или английского языка (fiscal - фискальный, финансовый). Понятие бюджетно-налоговой политики в экономической литературе тесно связано с бюджетно-налоговой системой, которая посредством неё создаётся, и рассматривается как составная часть экономической политики, проводимой государством в области государственных расходов и налогов. Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство и его институты выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование.
     Бюджетно-налоговая 
(фискальная) политика может преследовать 
тактические и стратегические цели, 
в зависимости от того, какой период 
она охватывает и какой эффект 
(краткосрочный или 
     Используя 
ту или иную форму воздействия 
на экономику, государство его институтов 
выбирает методы, с помощью которых 
осуществляет регулирование. В данной 
главе будет рассмотрена 
Национальная фискальная политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.
В настоящее время существует множество публикаций, имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В.Леонтьев, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Х. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы эффективности бюджетной политики были приоритетными в работах В.Г. Панскова, С.Ю. Глазьева, В. Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.
   
Целью нашей работы является 
изучение теоретических 
Задачи:
     1)Рассмотреть 
сущность, виды и формы бюджетно-
     2)Выяснить 
вопрос экономической 
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
1. Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 
Сущность и виды 
бюджетно-налоговой 
политики 
     Фискальная, 
или бюджетно-налоговая, политика – 
это совокупность средств и мероприятий 
государства, направленных на изменение 
порядка государственных 
     Основными 
инструментами налогово-
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объём национального продукта, уровня занятости, инфляции и цен.
     Независимо 
от решений правительства 
В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики складывается противоположная ситуация. Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной). Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов. Воздействие налогов и госрасходов на экономический рост. Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов (МРг), равный отношению
                              
     (где 
МРС - предельная склонность к 
потреблению), показывает приращение 
ВНП в результате роста 
      
Мультипликатор чистых налогов 
(МРн) – это отношение величины смещения 
совокупного спроса к величине заданного 
изменения реальных чистых налогов. Его 
абсолютная величина определяется по 
формуле: 
                              
     Налоги 
по сравнению с государственными 
расходами в меньшей степени 
воздействуют на изменение национального 
продукта. Налоговый мультипликатор 
меньше мультипликатора 
                            
MPH=MMP* ММР=
              
(3) 
          
Модели стабилизационной 
     Выбор 
правительства форм и методов 
осуществления стабилизационной фискальной 
политики зависит и от используемой 
концептуальной модели государственного 
регулирования. В теории и практике 
государств с рыночной системой выделяют 
две такие модели - неокейнсианская 
и неоклассическая. Дж. Кейнс особое значение 
придавал недискреционной бюджетно-налоговой 
политике, которая, по его мнению, способна 
амортизировать кризис. Встроенная стабильность 
возникает вследствие наличия функциональной 
зависимости между налогами и национальным 
доходом. Так, величина собираемого чистого 
налога варьируется пропорционально величине 
чистого национального продукта (ЧНП), 
следовательно по мере изменений уровня 
ЧНП возможны автоматические колебания 
(увеличение или уменьшение) размеров 
налоговых поступлений и возникающих 
бюджетных дефицитов и излишков. (рис.1) 
Рисунок 1. Встроенная стабильность: T – налоговые поступления; G- государственные расходы.
        
Как показано на рисунке 1, размер 
автоматически возникающих