Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:44, тест
Идеологи эксплуататорских классов всегда утверждали, что свобода и творчество могут быть достоянием лишь не¬многих избранных. Большинство же людей, презрительно именуемых толпой, способны лишь повиноваться и своим подневольным трудом воплощать замыслы выдающихся личностей, творцов истории и культуры. Вопрос о свободе и творчестве ока¬зывается, таким образом, тесно связанным с вопросом о роли личности и народных масс в историческом процессе. В самом деле, можно ли рассматривать исторический процесс как процесс нарастания человеческой свободы, если эта свобода доступна лишь отдельным личностям? Можно ли считать, что закономерный переход из царства необходимости в царство свободы означает, что это царство свободы позволит проявить свои творческие способности лишь единицам, а широчайшие народные массы так я останутся фоном для этих единиц, простыми исполнителями их воли и замыслов? Отвечая на эти вопросы, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистиче¬ское общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обрете¬нию свободы широчайшими народными массами — под¬линными творцами истории.
Народные массы в историческом процессе и роль
Идеологи эксплуататорских классов всегда утверждали, что свобода и творчество могут быть достоянием лишь немногих избранных. Большинство же людей, презрительно именуемых толпой, способны лишь повиноваться и своим подневольным трудом воплощать замыслы выдающихся личностей, творцов истории и культуры. Вопрос о свободе и творчестве оказывается, таким образом, тесно связанным с вопросом о роли личности и народных масс в историческом процессе. В самом деле, можно ли рассматривать исторический процесс как процесс нарастания человеческой свободы, если эта свобода доступна лишь отдельным личностям? Можно ли считать, что закономерный переход из царства необходимости в царство свободы означает, что это царство свободы позволит проявить свои творческие способности лишь единицам, а широчайшие народные массы так я останутся фоном для этих единиц, простыми исполнителями их воли и замыслов? Отвечая на эти вопросы, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистическое общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обретению свободы широчайшими народными массами — подлинными творцами истории. Само понятие «народ», или «народные массы», различно в различных общественно-экономических формациях.
    В 
антагонистических обществах 
Вместе с тем роль народных масс и степень их творческой активности в различные исторические эпохи различны. Читая книги по истории общества, посещая картинные галереи, слушая великие музыкальные произведения, мы постоянно сталкиваемся с именами выдающихся личностей: государственных деятелей, полководцев, художников, музыкантов. Имена же миллионов простых тружеников оказываются неизвестными. Именно на подобные факты ссылаются буржуазные идеологи, утверждая, что историю делают выдающиеся личности, а народ — это лишь пассивный материал истории. В действительности же дело обстоит не так. Среди миллионов простых тружеников, оставшихся безымянными, было немало в высшей степени одаренных и талантливых людей, способности которых не получили развития и должного применения именно потому, что антагонистическое общество не нуждалось в их способностях, с одной стороны, и не давало им развиться, душило «избыточные таланты» — с другой. Но почему дело обстояло так? Разве господствующие классы не выиграли бы, не получили бы выгоды от развития способностей всех трудящихся? Общественное бытие и культура общества сложны и противоречивы. Поэтому и ответ на вопрос не следует упрощать. Люди не руководствуются одной выгодой, и в эксплуататорском обществе отдельные талантливые личности могут выбиться и подняться вверх. Но сама жизнь предоставляет меньше возможностей, чем могло бы быть в обществе без эксплуатации, основанном на социальной справедливости, в котором социальная структура, вся духовная атмосфера содействуют развитию и продвижению талантов.
            Социально-
Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Критериями выделения глобальных проблем является следующее:
    Данные проблемы, 
которые существовали прежде 
как локальные и региональные, 
приобрели в современную эпоху 
планетарный характер. Таким образом, 
время возникновения 
    Вместе с тем существует разница между 
проблемами действительно глобальными 
и всеобщими. Нерешение глобальных проблем 
ведет человечество к неминуемой гибели, 
а всеобщие проблемы - это те, которые носят 
повсеместный характер и могут перерасти 
в глобальные. К числу всеобщих можно отнести 
проблемы здравоохранения, образования, 
социальной защиты и т.д. Например, больше 
всего в мире умирает сегодня людей не 
от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, 
а от сердечно-сосудистых заболеваний. 
Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:
    Интересно 
то, что при решении третьей 
проблемы первые две решаемы 
почти автоматически. Ведь 
Философские учения в XX веке и их основные направления.
·   НЕОКАНТИАНСТВО 
- направление философии последней трети 
XIX - первой трети XX вв., пытавшееся решать 
основные философские проблемы, исходя 
из идеалистического толкования учения 
Канта. Возникло в 60-х гг.; его расцвет относится 
к 1890-1920-м годам, когда оно господствовало 
в ряде немецких университетов и распространилось 
во Франции, России и других странах. К 
неокантианству относятся марбургская 
школа (Г.Коген, Н.Наторп, Э.Кассирер и др.) 
и баденская школа (В.Виндельбанд,Г.Риккерт 
и др.).  
     В структуре неокантианства выделяются 
две школы:
· марбургская
·  фрейбургская 
(баденская)  
     МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - течение в неокантианстве, 
исходящее из трансцендентально-логического 
истолкования учения Канта.  
     Основные представители - Г.Коген, П.Наторп, 
Э.Кассирер.  
     Основными представителями марбургской 
школы неокантианства являются 
· Г.Коген
· П.Наторп
·  Э.Кассирер  
     БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (фрейбургская школа) 
- течение в неокантианстве, исходящее 
из "трасцендентально-
     Основатели баденской школы - В.Виндельбанд, 
Г.Риккерт.
КОГЕН Герман 
(1842-1918) - немецкий философ, глава марбургской 
школы неокантианства.  
     Сохраняя характерный для Канта приоритет 
практического разума по отношению к теоретическому, 
Коген утверждает примат этики над наукой 
в логическом отношении. Его теория "этического 
социализма" была распространена в 
немецкой социал-демократии.  
     НАТОРП Пауль (1854-1924) - немецкий философ, 
наряду со своим учителем Когеном глава 
марбургской школы неокантианства.  
     Наторп уделял большое внимание проблемам 
социальной педагогики,которая связана 
с возникшей внутри марбургской школы 
идеей "этического социализма".
 КАССИРЕР 
Эрнст (1874-1945) - немецкий философ, представитель 
марбургской школы неокантианства. Профессор 
(1919-33) и ректор (1930-33) Гамбургского университета. 
С 1933г.: в Великобритании, Швеции, с 1941- 
в США.  
     В начале своей деятельности занимался 
философскими проблемами естествознания, 
после 1920 г. создает оригинальную философию 
культуры.  
     Основатели баденской (фрейбургской) 
школы неокантианства - это: 
· В.Виндельбанд
· Г.Риккерт
ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм 
(1848-1915) - немецкий философ, глава баденской 
школы неокантианства. В трудах по истории 
философии ("История древней философии",1888; 
"История новой философии",1880) рассматривал 
философские учения прошлого с кантианских 
позиций. Учение Виндельбанда о разделении 
наук оказало значительное влияние на 
философию, социологию и историографию.  
     РИККЕРТ Генрих (1863-1936) - немецкий философ, 
один из основателей баденской школы неокантианства. 
Философия, по Риккерту, представляет 
собой науку о ценностях, которые образуют 
"совершенно самостоятельное царство, 
лежащее по ту сторону субъекта и объекта".  
     ПОЗИТИВИЗМ (от латин. positivus 
- положительный) - философское направление, 
основанное на принципе, что все подлинное, 
позитивное знание может быть получено 
лишь как результат специальных наук и 
их синтетического объединения и что философия 
как особая наука, претендующая на самостоятельное 
исследование реальности, не имеет право 
на существование.  
     Представители первой формы позитивизма 
XIX века - О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и 
др.  
     Второй этап эволюции позитивизма - махизм 
(эмпириокритицизм) -Э.Мах, Р.Авенариус.  
     Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм, 
появление которого относится к 20-м годам 
XX века.
http://www.youtube.com/watch?
http://www.youtube.com/watch?
http://www.youtube.com/watch?
Информация о работе Народные массы в историческом процессе и роль