Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:27, реферат
Научно-технический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.
    Научно-технический потенциал –  это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники  в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для  решения научно-технических проблем.
Научно-технический потенциал 
Научно-технический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.
Научно-технический потенциал –
Научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей и сырья, высвобождение рабочей силы, решение социальных задач путем улучшения условий труда и быта, повышения качества потребительских товаров.
Во многих странах мира развитие научно-технического потенциала это один из наиболее активных элементов воспроизводственного процесса. В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоёмкие отрасли.
Насколько та или иная страна уделяет 
внимание развитию научно-технического 
потенциала, можно судить по таким 
показателям, как размеры абсолютных 
расходов на научно-исследовательские 
и опытно-конструкторские 
По удельному весу расходов на НИОКР 
лидируют в основном промышленно 
развитые страны, у которых на научно-исследовательские 
и опытно-конструкторские 
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний.
Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь.
В Программе социально-
подтверждена необходимость 
в Республике Беларусь разработана 
Государственная программа 
Стратегическая цель Программы 
— создание инновационной, конкурентоспособной 
на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, 
социально ориентированной 
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
– создать благоприятную для инновационной деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;
- перестроить действующие 
- сформировать инновационную 
- обеспечить информационное 
- развивать инновационное 
- развивать финансовую 
- создать мотивационный 
- развивать институты 
- готовить кадры для 
- обеспечить государственное 
Основные показатели инновационной деятельности промышленности
Показатель  | 
  2004  | 
  2005  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
Число инновационно активных промышленных предприятий  | 
  325  | 
  314  | 
  292  | 
  318  | 
  378  | 
Уровень инновационной активности, %  | 
  13,9  | 
  13,6  | 
  13,0  | 
  14,1  | 
  16,3  | 
Затраты на технологические инновации, млрд. руб.  | 
  910,5  | 
  1060,9  | 
  1825,2  | 
  2362,1  | 
  2568,2  | 
Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. руб.  | 
  1733,0  | 
  2586,6  | 
  4350,1  | 
  7003,6  | 
  8206,1  | 
Развитие международного научно-технического сотрудничества
Международное 
научно-техническое 
Основные направления МНТС:
1. Двустороннее 
сотрудничество со странами 
Первостепенное внимание, в частности, уделялось двустороннему взаимодействию со странами Персидского залива.
2. Сотрудничество в рамках Союзного государства. Совместные программы Белорусско-Российского союзного государства:
3. Сотрудничество с государствами — участниками СНГ и ЕврАзЭС.
4. Развитие многостороннего 
сотрудничества и 
5. 
Развитие современной 
Одним из основных направлений по развитию экспорта высокотехнологичной продукции является развитие современной информационно-коммуникационной базы. На постоянной основе проводилась работа по развитию и актуализации веб-сайтов (ГКНТ, ГУ «БелИСА», Республиканский центр трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга НИР), на которых представлена информация о продукции научных, научно-производственных организаций и университетов республики на русском, английском и китайском языках. Информация о вышеупомянутых сайтах регулярно доводилась до сведения МИД и зарубежных представительств Республики Беларусь. ГКНТ изданы информационные материалы на английском, немецком, испанском языках о состоянии научно-технической сферы в республике, о высокотехнологичных разработках научных организаций и предприятий.
Результаты реализации совместных союзных программ и освоения нововведений, а также внедрения инновационных технологий для РБ:
1. дополнительный импульс для развития отечественной промышленности;
2. дополнительные поступления в государственную казну в виде налогов со стабильно работающих предприятий
3. новые рабочие места;
4. удешевление конечной продукции, повышение конкурентоспособности наших предприятий в борьбе за рынки сбыта;
5. конкурентоспособное развитие экономики;
6. обеспечение инновационного технологического развития отечественной промышленности;
7. укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке;
8. расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции;
9. освобождение от импортной зависимости;
10. решение ряда важнейших задач государственной безопасности и экономической независимости Союзного государства;
11. обеспечение технологических возможностей для улучшения экологической обстановки за счет снижения вредных выбросов в окружающую среду;
12. расширение возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий;
13. уменьшение материало- и энергоемкости производства
14. улучшение условий труда;
15. обеспечения возможности предоставления недорогих оперативных услуг массовому потребителю;
16. внедрения наукоемких технологий в различные сферы науки, техники и экономики в рамках Союзного государств.