Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:39, реферат
Последние десятилетия характеризовались — повсюду в мире — изменением форм занятости в пользу увеличения доли ее неформальной составляющей. Существует множество подходов к изучению этого явления включая разные способы его определения, измерения и интерпретации его природы. Украина не является исключением ни в плане существования самого феномена, ни в части исследований, ему посвященных.
ВВЕДЕНИЕ 
Последние десятилетия характеризовались — повсюду в мире — изменением форм занятости в пользу увеличения доли ее неформальной составляющей. Существует множество подходов к изучению этого явления включая разные способы его определения, измерения и интерпретации его природы. Украина не является исключением ни в плане существования самого феномена, ни в части исследований, ему посвященных.
Единого определения того, что же следует понимать под неформальной экономической деятельностью и неформальной занятостью не существует, как не выработано и единого взгляда на причины возникновения этого явления [9; С.123].
Основными характеристиками занятости в неформальном секторе являются:
     Понятие 
неформального сектора 
     МЕТОДЫ 
ОЦЕНКИ НЕФОРМАЛЬНОГО 
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 
В качестве прямых методов оценки возможно использование данных социологических опросов, например, о занятости в неформальном секторе. Существует также большое количество аналитических методов оценки масштабов скрываемой экономики. Метод диспропорций позволяет установить вероятное наличие и примерный размер неформального сектора за счёт разных методик подсчёта одного и того же показателя — например, ВНП отдельно по доходам и по расходам.
Обычно неформальная экономика в полном масштабе прямо не наблюдается, её размеры оцениваются косвенно следующими методами:
     Косвенные 
методы дают, как правило, завышенную 
оценку, прямые методы, наоборот, дают 
заниженную оценку, предположительно 
потому что при прямом анализе индивиды 
склонны скрывать своё участие в неформальной 
экономике доступными им методами, а при 
косвенном на оценку влияет множество 
не поддающихся коррекции факторов [3; 
С.226].  
     НЕФОРМАЛЬНАЯ 
ЗАНЯТОСТЬ В УКРАИНЕ 
Большую часть 1990-х гг. Украина переживала длительный экономический спад переходного периода. Попытки реформ были непоследовательными и несогласованными, так что Украина оказалась в числе отстающих стран с переходной экономикой. Только в конце 1990-х гг. усилия правительства Украины по реформированию экономики привели к реальному росту ВВП.
Неформальная занятость наемных работников и неформальная экономическая деятельность самозанятых определяется как работа без оформления официального договора и незарегистрированное предпринимательство. Формально занятыми считаются лица, имеющие официальные трудовые отношения и получающие заработную плату, даже если ее часть выдается "в конверте".
По разным оценкам в Украине уровень нелегального трудоустройства составляет от 2 до 4,7 миллионов человек. В частности, по подсчетам Всемирного Банка, в 2010 году в неформальном секторе рынка труда работало 4,7 миллиона человек в возрасте от 15 до 70 лет, что соответствует 33% общей занятости [8].
     Анализируя 
имеющиеся данные, видно, что с 1991 
по 2010 г. структура занятости 
Таблица 1
Структура занятости населения Украины за 1991-2010 гг. [8]
| Изменения 
  в занятости по 
  секторам, типу собственности 
  и размеру
   предприятия, 1991-2010 гг.  | ||||||||
| Сектор (доля, %)* | Тип 
  собственности
   (доля, %)**  | 
  Размер 
  фирмы
   (доля, %)  | ||||||
| Сельское
   хозяйство  | 
  Промышленность | Услуги | Приватизированные | Новые частные компании | Несельскохозяйственная самозанятость | Численность 
  более 100
   чел.  | 
  Численность менее 50 чел. | |
| 1991 | 15,98 | 32,01 | 47,21 | 1,59 | 1,26 | 0,33 | 33,77 | 23,54 | 
| 2000 | 16,30 | 26,21 | 52,89 | 11,73 | 8,33 | 2,02 | 41,36 | 30,13 | 
| 2010 | 13,59 | 23,07 | 59,18 | 19,59 | 20,09 | 4,36 | 53,98 | 43,52 | 
Примечание: *Исключая госслужащих ** Включая госслужащих
Занятость упала в сельском хозяйстве и промышленности (хотя сельское хозяйство Украины все еще было относительно крупным по сравнению со многими переходными экономиками) и выросла в секторе услуг. Однако отставание украинской экономики ясно видно по низкой доле занятых в приватизированных и новых частных предприятиях. Для сравнения: к 2000 г. в странах Центральной Европы средняя доля занятости в частном секторе составляла 65%. Удивляет также низкая (по сравнению с мировой) доля самозанятых (и предпринимателей) на Украине — всего 4% (для сравнения: в Чехии и Венгрии — 13%, в Польше — 16%, в России — 6%).
Поскольку в плановой экономике большая часть производства приходилась на промышленные гиганты, доля занятости на относительно маленьких фирмах начала расти на Украине только в 2000-2010 гг. В 2010 г. почти половина всей рабочей силы была занята на фирмах с численностью работников менее 50 человек[7] .
     Из 
работавших в 2009 году в секторе неформальной 
занятости в Украине 4 млн. 469,9 тыс. 
человек 65,7% приходились на личные крестьянские 
хозяйства включительно с бесплатно 
работающими членами семей. Исследователи 
отмечают, что среди сельского 
населения Украины теневая 
     ОСОБЕННОСТИ 
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 
УКРАИНЫ 
Теневая экономика в Украине - это не отдельное явление, а результат системного кризиса экономики. Теневая экономика в Украине имеет существенное распространение во всех сферах экономической деятельности.
    Теневая 
экономика в сочетании с 
По данным некоторых исследований, в средине 90-х годов около 55 % деятельности частных фирм припадало на сферу теневой экономики. В 1992 году частные экспортеры 25 % операций осуществляли за пределами легальной экономики, а в 1994 году эта часть увеличилась до 75 %. В государственных торговых фирмах доля неофициальной деятельности за тот же период возросла с 10 % до 50 %. По данным Интерфакса Украины часть теневой экономики в Украине в настоящее время фактически сравнилась с официальной и составляет 45-60 %, то есть выше критического уровня, который по оценкам западных экспертов составляет 30-35% ВВП.
В теневом секторе экономики, по результатам социологических опросов, задействовано около 45 % граждан Украины.
По официальным данным, совокупный теневой капитал украинских граждан в настоящее время составляет примерно 40 млрд. долларов. Всего же за период независимости в Украине было получено, а потом «отмыто» незаконной прибыли на сумму более 100 млрд. долларов. Вне банковского оборота находится около половины денежной массы. Нелегальный внутренний валютный оборот достигает 12-16 млрд. долларов, что в 2-4 раза больше, чем наличная денежная масса. Минимальная сумма свободно конвертируемой валюты, незаконно вывезенной за пределы Украины, оценивается в 20 млрд. долларов [6] .
В Украине на данный момент остаётся острой проблема коррумпированности, наркобизнеса, нелегального производства и сбыта продукции, фиктивных сделок и денежных операций. Неэффективная налоговая политика ведет к уменьшению поступлений в госбюджет из-за разрастания теневого сектора.
Большой размах получили операции, осуществляемые на криминальной основе в ходе проведения приватизации.
Структура преступлений, совершенных в сфере налогообложения, характеризуется следующим образом:
· уклонения от уплаты налогов составляют 35,6% от общего количества преступлений, раскрытых в данной сфере;
· сокрытие валютной выручки – 1,9%;
· взяточничество – 1,3%;
· другие преступления – 61,1%.
    Подводя 
итоги вышесказанному, хотелось бы 
подчеркнуть, что в условиях той 
экономической системы, которая 
сложилась в нашей стране, теневая 
экономика просто не могла не возникнуть. 
     МЕТОДЫ 
БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ 
ЭКОНОМИКОЙ 
С 21.08.2010 года вступила в силу новая редакция закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Теперь ответственность за свои доходы будут нести как рядовые граждане, так и представители малого бизнеса, а под контроль Государственного комитета по финансовому мониторингу попадут многие операции, в т.ч. финансовые. Предполагаются значительные санкции за нарушения требований законодательства теми лицами, которые обязаны информировать компетентные органы о проводимых операциях.