Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
3. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
4. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6. выявить перспективные направления использования нетарифных инструментов в РФ.
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений  во внешней торговле.
1.1. Нетарифные ограничения  как часть протекционистской  политики: понятие и сущность.
1.2. Классификация нетарифных  ограничений.
1.3. Эффективность использования  нетарифных ограничений.
Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании  внешней торговли РФ.
2.1. Анализ использования  нетарифных ограничений во внешней  торговле РФ.
2.2. Эффективность использования  нетарифных ограничений в российской  экономике.
2.3. Перспективы использования  нетарифных ограничений в российской  экономике.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Импортные квоты в России 
действуют в целях защиты внутреннего 
рынка и часто устанавливаются 
после отмены временного запрета 
на ввоз отдельных видов иностранной 
продукции или проведенных 
В последние года в составе 
количественных ограничений импорта 
в России используются тарифные квоты 
(в пределах стоимости или количества 
которых импортируемые товары облагаются 
таможенными пошлинами в 
Лицензирование импорта 
в России осуществляется в соответствии 
с указами Президента РФ, в основном, 
в отношении ввоза драгоценных 
природных камней и металлов, ядерных 
материалов (технологии, оборудование, 
источники радиоактивного излучения, 
включая отходы), спирта этилового, 
химических средств защиты растений, 
продукции, работ и услуг военного 
назначения в целях контроля. В 
отдельные периоды 
«Добровольное» ограничение экспорта в составе нетарифных ограничений России появилось в середине 1999 г. В связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам российской стали на их рынок после проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких антидемпинговых пошлин Россия подписала в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.
Временные запреты иногда вводятся на экспорт продукции из России, например, мазута в связи с невыполнением компаниями обязательств по поставкам топлива на внутренний рынок.
 
Эффективность использования нетарифных ограничений в
российской экономике.
 
Россия несет убытки в размере свыше $,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая. Об этом заявила на заседании коллегии Минпромнауки РФ, рассмотревшей проблемы присоединения России к ВТО, руководитель департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Светлана Степанова.
Она сказала, что в России 
созданы базовые условия для 
вступления во Всемирную торговую организацию, 
однако современное состояние 
Так, на сегодня выдвинуто более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры проводятся также в отношении российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.
С.Степанова при этом признала, что в настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе - около 30 % по шинам для грузовых автомобилей - около 30 % а легковых автомобилей - более 50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза, а льняным тканям - более чем в 2 раза.
В предыдущем пункте упоминалось 
об экспортных квотах на драгметаллы. 
На долю России на мировых рынках палладия, 
например, приходится 70%, платины – 
до 20%. Часть драгметаллов, на которые 
введена квота, используются для 
изготовления ювелирных изделий 
на экспорт. Однако их объем не превышает 
5% общего выпуска ювелирных изделий 
в РФ из-за сложной процедуры 
 
Перспективы использования нетарифных ограничений в
российской экономике.
 
В целях интеграции экономики 
России в мировую экономику Российская 
Федерация в соответствии с общепризнанными 
принципами и нормами международного 
права участвует в 
Совершенствование нетарифного 
регулирования внешнеторговой деятельности 
РФ предполагает его гармонизацию с 
нормами и правилами ВТО, изменение 
и дополнение законодательной базы 
с целью упрощения порядка 
лицензирования и процедуры выдачи 
лицензий, а также создания необходимых 
правовых условий для реализации 
российскими предпринимателями 
прав и возможностей по продвижению 
российских товаров на мировой рынок. 
На случаи установления торговыми партнерами 
России дискриминационных ограничений 
в отношении экспорта российских 
товаров в действующее 
Все это позволит в перспективе 
получить для российских участников 
внешнеэкономической 
В настоящее время Правительство России 
уделяет большое внимание проекту Федеральной 
программы развития экспорта России, основной 
целью которой является увеличение стоимостного 
объема российского экспорта, расширение 
его номенклатуры за счет продукции с 
повышенной степенью обработки, наукоёмких 
товаров, технологий. Механизм реализации 
программы предусматривает образование 
фонда развития высокотехнологического 
экспорта, пополняемого за счет получения 
бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений 
от налога на добавленную стоимость и 
направляемых на кредитование экспортоориентированных 
проектов.
Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.
 
Заключение.
 
В современной практике регулирования 
внешней торговли нетарифные ограничения 
играют очень важную роль. Большинство 
стран мира активно применяют 
такие меры, следуя идее протекционизма. 
Исследователи насчитывают 
В результате проведенного исследования 
можно сделать следующие ВЫВОДЫ
1. В итоге изучения особенностей нетарифных ограничений было отмечено, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;
2. В разделе 1.2. была выстроена система нетарифных ограничений, включающая меры финансового воздействия и административные инструменты, также было отмечено, что наиболее распространенной классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО;
3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;
4. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм;
5. В разделе 2.3. были рассмотрены перспективы использования нетарифных ограничений в РФ в процессе присоединения России к ВТО. В соответствии с одним из основополагающих принципов системы ГАТТ/ВТО, ограничения экспорта и импорта, должны элиминироваться.
Однако, сейчас, как и до возникновения ГАТТ, в России и во многих других странах с помощью нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового оборота. Ведь, впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.
Список использованной литературы.
 
1. Федеральный Закон от 
08.12.2003 №164 – ФЗ «Об основах 
государственного 
2. Постатейный комментарий 
к Федеральному Закону «Об 
основах государственного 
3. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. – Ростов н/Д: Феникс. – 2001.
4. Доклад руководителя 
Департамента нетарифного 
5. Доклад руководителя 
Департамента поддержки и 
6. Внешнеэкономическая 
7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2002.
8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис». – 2004.
9. Покровская В. В. 
10. Пугель Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика. Учебник: Пер. с англ. – М.: Дело и сервис. – 2003.
11. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. Учебник. – М.: Юристъ. – 2000.
12. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции. // МЭ и МО. - 2004, №3.
13. Рубан О. Русский бизнес/
14. Татаркин А. Региональные последствия вступления России в ВТО. // Эксперт. – 2003. - №5.
15. Шохин А. Экономика и финансы/за и против. // Эксперт. – 2005. - №13.
16. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2003. - №3.
17. http: //www.wto/ (Россия и ВТО)
18. http: //www.есоnomy.gov/ (Минэкономразвития и торговли РФ)
Приложения.
 
Приложение 1.
 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2003 г. N 48
 
О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ РОССИЙСКОГО ПТИЦЕВОДСТВА
 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.2003 N 348,
от 29.11.2003 N 724, от 30.12.2004 N 880)
 
В целях защиты экономических 
интересов российского 
Информация о работе Нетарифные методы государственного регулирования