Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:05, реферат
Исторически Норвегия была обществом с относительно гомогенной культурной средой. Иммиграция в Норвегию из государств третьего мира началась сравнительно поздно. До середины 1970-х  гг. присутствие представителей стран, явно отличавшихся от этнических норвежцев, не являлось элементом повседневной жизни. В 2002 г. численность иммигрантов  в Норвегии составила около 310700 чел., или 6,9% населения страны.
Статистика Норвегии относит в категории «иммигранты» лиц, родившихся вне пределов Норвегии, и тех, кто родился в Норвегии, оба родителя которых родились за пределами страны.
В иммиграционной политике Норвегии можно выделить три главных  составляющих:
Исторически Норвегия была обществом с относительно гомогенной культурной средой. Иммиграция в Норвегию из государств третьего мира началась сравнительно поздно. До середины 1970-х гг. присутствие представителей стран, явно отличавшихся от этнических норвежцев, не являлось элементом повседневной жизни. В 2002 г. численность иммигрантов в Норвегии составила около 310700 чел., или 6,9% населения страны.
Статистика Норвегии 
относит в категории «
В иммиграционной политике Норвегии можно выделить три главных составляющих:
Вопросы миграции в 
Норвегии координирует Департамент 
миграции Министерства местного самоуправления 
и регионального развития. В подчинении 
Министерства находится Иммиграционное 
управление, деятельность которого непосредственно 
связана с реализацией 
Принципы миграционной политики страны определены законом об иммиграции, вступившим в силу 28 июня 1988 г. Национальное законодательство дополняют ратифицированные Парламентом страны международные соглашения в сфере миграции и помощи беженцам: Конвенция (1951 г.) и Протокол (1967 г.) о статусе беженца, Дублинская конвенция (2001 г.), Шенгенское соглашение (2001 г.), «Северное» соглашение (1954 г.).
Возможность въезда в 
страну законодательно закреплена для 
следующих категорий 
Инструментом регулирования долгосрочных перемещений является процедура выдачи разрешений на пребывание и разрешений на работу. Разрешение на пребывание дает его обладателю лишь право находиться в стране, тогда как получение разрешения на работу предполагает как возможность пребывания в Норвегии, так и возможность трудоустройства. Существует также третья категория разрешений — вид на жительство, в результате получения которого иностранец приобретает право на постоянное пребывание и работу в Норвегии. Вид на жительство может быть выдан после трех лет пребывания в стране.
Въезд и краткосрочное пребывание в стране регулируются практикой выдачи виз. Виза выдается для туристических и деловых поездок, визитов к родственникам в Норвегии и пр. на срок до 90 дней и не дает ее держателю право на трудоустройство.
В настоящее время 
ведется подготовка к принятию нового 
иммиграционного 
Организация миграционной службы
Норвежское иммиграционное управление было образовано 1 января 1988 г. в качестве центральной правительственной структуры, ответственной за реализацию иммиграционной политики страны.
В задачи Иммиграционного управления входит:
Структура Иммиграционного управления изображена на рис. 3.
Рисунок 3 
Иммиграционное 
управление Норвегии  
В настоящее время 
численность персонала 
В реализации своих функций Иммиграционное управление взаимодействует с:
Основные категории мигрантов
Беженцы
Норвегия предоставляет убежище лицам, подвергающимся преследованию по религиозным, расовым или национальным признакам, а также вследствие принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. С 1998 г. лица, не подпадающие под действие Женевской конвенции о предоставлении статуса беженца, могут получить разрешение на пребывание по причинам гуманитарного характера.
В последние годы число обращений с просьбой о предоставлении убежища в Норвегии неуклонно растет. В 2002 г. количество заявлений варьировало от 1200 до 1700 в месяц. Столкнувшись с проблемой увеличения сроков рассмотрения заявлений, Иммиграционное управление инициировало проведение ряда преобразований: введение ускоренной процедуры рассмотрения явно необоснованных заявлений и образование двух новых типов центров приема лиц, ищущих убежища, в одном из которых размещаются те, кто ждет проведения интервью, второй представляет собой транзитный центр, в котором ожидают отъезда из страны лица, получившие отказ в пребывании. Кроме того, сделан акцент на развитии программ добровольного возвращения иммигрантов, которым было отказано в предоставлении статуса беженца, и принято решение о лишении денежной поддержки лиц, остающихся в центрах размещения после установленной даты их отъезда из страны.
Иностранцы, получившие статус беженца, обладают свободой передвижения и, в принципе, могут выбрать место дальнейшего проживания. Однако на практике большинство из них зависит от социальной помощи и вынуждены устраиваться на территории тех муниципальных образований, власти которых предоставляют им жилье.
В 2002 г. была введена новая процедура размещения беженцев. Если ранее муниципалитеты были полностью независимы в своем праве определять число принимаемых беженцев, то теперь устанавливается региональная квота беженцев, что, как предполагается, поможет сократить период их нахождения в центрах приема.
Воссоединение семей
Разрешение на пребывание с целью воссоединения семьи может быть выдано близким родственникам резидентов Норвегии, к которым относятся: супруги, состоящие в зарегистрированном браке; супруги, в течение двух лет состоящие в гражданском браке; дети до 18 лет. Другие родственники (родители, дети старше 18 лет) могут получить разрешение на пребывание по причинам гуманитарного характера.
Трудовые мигранты
Действующий режим трудовой иммиграции в Норвегии сохраняется в целом с 1975 г., когда в силу вступили ограничения на въезд в страну иммигрантов с целью получения работы. Вместе с тем, в последнее время контроль трудовой иммиграции становится более либеральным. За первое полугодие 2002 г. более 700 специалистов и 12600 сезонных рабочих получили разрешение на работу в Норвегии. Большинство трудовых иммигрантов были выходцами из Польши.
Норвежская служба занятости активно содействует работодателям, желающим привлечь служащих из других европейских стран. С 1997 г. действует программа по привлечению через службу занятости медицинского персонала из Польши, Германии, Франции, Венгрии и Италии.
Основным требованием 
для граждан стран, не входящих в 
Европейский союз, является получение 
разрешения на работу до въезда в Норвегию. 
Соответствующее заявление 
Иностранцам, обладающим 
специальной квалификацией, может 
быть выдано разрешение на работу в 
качестве специалистов. Необходимыми 
условиями его получения 
Разрешение выдается на 1 год и должно быть возобновлено по истечении этого срока. После трех лет работы в Норвегии в качестве специалиста, иностранец может получить вид на жительство, что дает ему право работать на всей территории страны.
Другим категориям трудовых мигрантов — сезонным рабочим, ухаживающим за детьми в семьях, спортсменам, исследователям — выдается временное разрешение на работу. Существует также особый вид разрешений на трудоустройство в отрасли, связанной с рыбным промыслом, для россиян, проживающих на побережье Баренцева моря. Наибольшее число разрешений выдается сезонным рабочим для работы в секторах с сезонной активностью. Разрешение выдается сроком на 3 месяца за календарный год.
В январе 2001 г. в иммиграционное законодательство страны были внесены поправки, имеющие целью упрощение процедуры рекрутирования рабочей силы из стран, не входящих в Евросоюз:
Норвежское правительство 
признает, что принятых мер недостаточно 
для того, чтобы восполнить дефицит 
рабочей силы. Страна ощущает недостаток 
не только специалистов, но и неквалифицированных 
рабочих. Ввиду этого, в настоящее 
время рассматриваются 
Студенты
Иностранцы, желающие пройти курс обучения в университетах и колледжах Норвегии, могут получить разрешение на пребывание, если способны оплатить свое обучение и проживание в стране. По завершении обучения студенты обязаны покинуть Норвегию. Разрешение на пребывание, выдаваемое студентам, не дает им права работать в стране, однако студенты могут обратиться за разрешением на работу во время каникул, получив предварительно приглашение на работу от конкретного работодателя.
Нелегальная иммиграция
Поправки в закон об иммиграции, вступившие в силу в январе 1997 г., ужесточили законодательные меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Максимальное наказание для лиц, содействующих нелегальному въезду иностранных граждан, увеличено с 2 до 5 лет лишения свободы. Более того, криминальным преступлением, которое наказывается двумя годами тюрьмы, считается передача в распоряжение другого лица паспорта или дорожных документов, зная или предполагая, что это может быть использовано иностранцами для въезда в Норвегию или какую-либо другую страну.
В Норвегии не существует 
специальной программы 
Политика в области интеграции и адаптации мигрантов
Постулируемый правительством Норвегии принцип мультикультурного развития общества лежит в основе политики интеграции иммигрантов, целью которой является участие иммигрантов в жизни норвежского общества на тех же условиях и с теми же обязанностями, какие имеет остальное население страны.
Выделяются два основных направления политики интеграции иммигрантов: во-первых, реализация программ обучения иммигрантов, направленных на овладение норвежским языком и получение необходимой профессиональной квалификации, и, во-вторых, борьба с расизмом и проявлениями расовой дискриминации в норвежском обществе.
Правительство Норвегии оказывает финансовую поддержку муниципалитетам, принимающим иммигрантов, государственным и общественным организациям, чья деятельность связана с активизацией участия иммигрантов в социальной жизни.