ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВ АДАМА 
СМИТА
Наследуя философов-просветителей, 
которые за исходный пункт своей системы 
брали «социального человека», Смит ставит 
перед собой научную задачу его комплексного 
исследования.
 
В своих работах 
он рассматривает отдельные аспекты, стороны человеческой 
природы: моральные, общественные, экономические. 
В «Богатстве народов», в частности, Смит исследует 
«человека экономического», однако не 
изолирует ее отдвух других аспектов человеческой 
природы.
Метод, который применяет 
Смит, можно назвать дедуктивно-индуктивным. 
Он анализирует внутренние закономерностиэкономических 
явлений, так и описывает их внешние проявления. Трудам Смита 
присущи системность, историзм и эволюционизм. Относительно историзма, 
который отрицался в марксистской литературе 
(на том основании, что Смиттрактует капитализм 
как вечный способ производства), то он 
проявляется в том, что Смит признает изменения 
обычаев,институтов, экономических категорий, 
неодинаковость таких у разных народов, 
и считает, что изучение и познание их 
возможно только в процессе эволюции.
Общество Смит рассматривает 
как совокупность индивидов, наделенные 
от природы определенными свойствами, 
которые заранее определяют их экономическое 
поведение. Главными являются такие, как 
трудовое происхождение жизненных благ, 
склонность к обмену услугами или результатами 
своего труда, эгоистичные интересы - попытка 
улучшить свое положение.
Трудовое происхождение жизненных благ 
вынуждает человека жертвовать ради них 
«своим досугом, свободой, спокойствием». 
Склонность к обмену, «склонность менять, выменивать, обменивать 
один предметный другой» 2 - один из решающих 
признаков человеческой природы. Она предопределяет 
то, что люди через разделение труда концентрируют 
свою деятельность на какой-либо ее форме, 
что повышает ее производительность. Руководствуясь 
эгоистическимиинтересами, поиском личной 
выгоды, человек оптимизирует свои усилия, 
а это оборачивается выгоду для всего общества.
Развивая учение 
основоположников классической политической 
экономии о «естественный порядок», Смит освобождает 
его от феодальных наслоений. Он подчеркивает, 
что в условиях «естественного порядка» 
(свободной конкуренции) сложнымвзаимодействием 
хозяйственной деятельности людей руководит 
«невидимая рука», то есть экономическую 
жизнь людейподчиняется объективным закономерностям. 
В трактовке «естественного порядка» Смит выходит 
из двух принципов: объективной закономерности природы 
- действия объективных законов природы 
- «невидимой руки» и «естественной свободы» 
человека.
Действие объективных законов направлена на 
благо человека. Однако благотворность 
действия объективных законов не абсолютна. 
Она предусматривает определенные социальные 
условия, а именно - естественную свободу 
человека, которая проявляется в возможностях 
каждого человека (при условии соблюдения 
ею «законов справедливости») свободно 
защищать собственные интересы. Только 
при этих обстоятельствах естественная 
поведение человека совпадать с действием 
природных сил, «невидимой руки», т.е. с 
законами природы.
В концепциях преемников 
А. Смита - Рикардо, Сен-Симона и особенно 
К. Маркса - именно этот тезис отсутствует. 
У них осталась только объективная закономерность, 
управляющий поведением человека. Идею 
естественного порядка Смитраспространяет 
и на деятельность государства. Он является 
сторонником экономического либерализма, 
свободной игрыхозяйственных сил, невмешательства 
государства в экономическую жизнь. Но 
вместе с тем Смит признает роль государства 
в выполнении ею функций таких как оборона 
страны, правосудие, народное образование, 
содержание общественных учреждений и 
т. п. Он также высказывался за государственное 
регулирование нормы процента и минимума 
заработнойплаты.