Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель дипломной работы – проведение анализа конкурентоспособности организации на примере ООО «Строй-Стимул» и выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности данной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методические вопросы оценки и повышения конкурентоспособности;
- разработать модель конкурентоспособности строительной компании на примере ООО «Строй-Стимул» и определить внутренние резервы ее повышения;
Введение 3
1.1 Теоретико-методологические аспекты конкурентоспособности компании 5
1.1 Понятие конкурентоспособности 5
1.2 Факторы и стратегия конкурентоспособности компании 8
1.3 Основные методы оценки и повышения конкурентоспособности компании 13
2 Анализ конкурентоспособности организации на примере ООО «Строй-Стимул» 30
2.1 Характеристика ремонтно-строительной организации ООО «Строй-Стимул» 30
2.2 Состояние конкуренции на рынке ремонтно-строительных услуг Новоуральска 33
2.3 Анализ конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» 38
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» 56
3.1 Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» 56
3.2 Рекламная политика как фактор повышения конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» 61
3.3 Расчет рекламного бюджета ООО «Строй-Стимул» в газетах 69
Заключение 73
Библиографический список 79
Приложения 84
Объем и качество технического обслуживания оказывают влияние на потенциальных покупателей. Чтобы обеспечить клиента своевременным и качественным обслуживанием, ООО «Строй-Стимул» тесно сотрудничает с крупными отечественными и иностранными заводами по изготовлению стройматериалов. Сотрудничество с отечественными производителями дает возможность выгодного кредитования со стороны поставщиков.
2.2 Состояние конкуренции на рынке ремонтно-строительных услуг Новоуральска
Рынок ремонтно-строительных работ до сих пор нельзя назвать цивилизованным – нет ни четких критериев качества, ни надежных гарантий. Вместе с тем, ассортимент предоставляемых ремонтных услуг значительно увеличивается. Заметно увеличивается и спрос корпоративных потребителей на данный вид услуг.
Предприятиям приходится тратить на ремонт немалые средства, поскольку большая доля коммерческой недвижимости, которая представлена сегодня на рынке, требует серьезных капитальных вложений. По мнению специалистов, «львиная доля ремонтных затрат идет на исправление ошибок проектировщиков и строителей, а также ликвидацию недоделок» [23, с. 32]. Неудивительно, что объем рынка ремонтно-строительных работ продолжает расти и своим размахом он во многом обязан специфике российского стройкомплекса.
Важными характеристиками ремонтно-строительного рынка являются [38, с. 46]:
а) большая длительность жизненного цикла услуг.
б) стабильность технологий оказания услуг.
в) предлагаемые услуги стандартны. Характеристика стандартных услуг удовлетворяет нужды клиентов.
г) затраты клиентов на переключение с услуг одной фирмы на услуги другой фирмы достаточно низки.
д) существует большое количество клиентов, имеющих серьезную силу для снижения цены.
Состояние рыночной конкуренции целесообразно оценивать четырьмя конкурентными силами [12, с. 5]: прямые конкуренты; потенциальные конкуренты; покупатели; поставщики.
Характеристика конкурентных сил, действующих на рынке ремонтно-строительных услуг, приведена в таблице 5.
Таблица 5 – Характеристика конкурентных сил на рынке ремонтно-строительных услуг [38, с. 47].
| 1 группа фирм | 2 группа фирм | 3 группа фирм |
Прямые конкуренты | Ремонтно-строительные фирмы | Строительные комплексы, оказывающие ремонтно-строительные услуги как дополнительные | Частные лица |
Потенциальные конкуренты | Вновь организованные ремонтно-строительные фирмы | Вновь организованные строительные комплексы, оказывающие ремонтно-строительные услуги как дополнительные отдельные | Вновь появившиеся частные лица |
Покупатели услуг | «Одноразовые» предприятия | Постоянные клиенты-предприятия | Частные лица |
Поставщики важнейших инструментов | Организации, обеспечивающие жизнедеятельность конкурирующих организаций (аренда специализированных помещений, приобретение специализированного автотранспорта и инструментов и т.д.) | ||
Товары заменители | Кредитные карточки, чеки |
Изменение уровня конкуренции на рынке ремонтно-строительных услуг определяется следующими движущими силами [23, с. 32].:
а) общее состояние экономики;
б) изменения в законодательстве и в политике правительства;
в) глобализация сферы строительных услуг.
Состояние конкуренции на рынке в значительной степени зависит от этапа жизненного цикла рынка услуг. Для идентификации этапа жизненного цикла рынка ремонтно-строительных услуг воспользуемся методикой. Согласно этой методике жизненный цикл рынка зависит от состояния следующих характеристик: сбыт, прибыль, потребители, число конкурентов, основные стратегические усилия продавцов, затраты на маркетинг, основные усилия маркетинга, распространение услуг, цена.
Для рынка ремонтно-строительных услуг названные характеристики имеют следующее состояние [30].:
а) сбыт – быстрорастущий;
б) прибыль – растущая;
в) потребители – массовый рынок;
г) число конкурентов – большое;
д) основные стратегические усилия продавцов – отстаивание своей доли рынка;
е) затраты на маркетинг – сокращающиеся;
ж) основные усилия маркетинга – создание приверженности фирме;
з) распространение услуг – интенсивное;
и) цена – средняя.
В этом случае, согласно методике, рынок находится на этапе «зрелость». Другими важными характеристиками рынка ремонтно-строительных услуг являются следующие [38, с. 46]:
а) высокий рост спроса;
б) потребители услуг становятся все более привередливыми и требуют от поставщика услуг все больших выгод;
в) большое число соперничающих фирм, среди которых есть крупные фирмы-лидеры;
г) острая ценовая конкуренция за долю рынка; конкуренты не удовлетворены своей долей рынка и пытаются увеличить ее за счет доли конкурентов;
д) действия фирм-лидеров оказывают сильное давление на поведение других фирм;
е) конкуренция оказывает большое влияние на цены и уровень сбыта;
з) таким образом, конкурентная ситуация на рынке ремонтно-строительных услуг является сложной.
По данным исследования рынка ремонтно-строительных работ Новоуральска отделом статистического анализа городской администрации, в ходе которого было опрошено 30 предприятий различных отраслей промышленности, более половины (57 %) всех опрошенных предприятий уже проводили ремонтные работы за последние 1 – 2 года, а 70 % и в этом году планируют ремонт офисного помещения.
Причиной довольно большого спроса на ремонтные услуги, в первую очередь, является тот факт, что большая часть офисных помещений, арендуемых предприятиями города Новоуральска, это помещения класса «С» – типичные институтские здания в состоянии «без ремонта», требующие частичного или капитального ремонта, иногда с перепланировкой. Как правило, ремонтируют в основном офисные помещения (60 %), бюджетные организации (40 %), а также объекты торговли и сферы обслуживания (9 %). Изменений структуры спроса относительно объектов ремонта до конца текущего года не предвидится.
Сегодня на рынке ремонтно-строительных работ города Новоуральска наблюдается быстрое увеличение ассортимента предлагаемых услуг. Если на начало 2006 года полный перечень услуг содержал более 100 позиций, то сейчас – около 300. Заказчик может выбрать то, что ему наиболее подходит и по качеству, и по стоимости. Среди предприятий Новоуральска самым востребованным видом ремонтных услуг являются штукатурные работы и наклейка обоев (96 %). Стабильность спроса на данный вид работ объясняется тем, что ремонт с применением обоев – это возможность быстрого, легкого и относительно недорого обновления помещения. Далее следуют малярные работы, отделка фасада (90 %); на третьем месте – установка перегородок, отделка стен ГВЛ и ГКЛ (35 %); затем - монтаж подвесных потолков, установка и отделка полов, установка дверей и окон (по 25 %). К числу наименее распространенных видов ремонтных услуг можно отнести монтаж сантехники, а также установку кафельных и керамических покрытий. В среднем, каждое отдельное предприятие, которое уже пользовалось услугами ремонта за последние два года, использовало не менее 3-х различных видов ремонтных услуг, а отделку стен, в этом случае, можно назвать обязательной составляющей в комплексе всех внутренних отделочных работ.
Что касается общих затрат на ремонтно-строительные услуги, то все предприятия из числа корпоративных потребителей распределились следующим образом.
Первая группа заказчиков – это те, кому нужен косметический или так называемый частичный ремонт: наклейка обоев, монтаж полов и т.п. Данная группа за 2 года потратила на ремонт до 100 тыс. рублей и составила 70 % от числа корпоративных потребителей ремонтных услуг.
Вторая группа – это заказчики, которым требуется комплексная отделка эконом-класса с небольшой перепланировкой, и общий объем затрат которых составил от 100 тыс. до 1 млн. рублей – 19,2 % предприятий.
Третья группа – заказчики, затраты на ремонт которых составили более 1 млн. рублей – 9,5 %. Примечательно, что, в среднем, около 60 % от общей стоимости ремонтных работ предприятия тратят на отделочные материалы.
Специалисты отмечают, что сегодня уже появляются симптомы «затоваривания» рынка ремонтно-строительных услуг. Каждый месяц в прессе появляется множество совершенно новых предложений от фирм, бригад и частных лиц на подобные услуги. Однако обращаются в фирмы, занимающиеся ремонтом коммерческих помещений, лишь немногие корпоративные потребители. Обычно фирма забирает себе треть суммы от стоимости ремонтных работ. Поэтому 25% предприятий г. Новоуральска организовывало ремонт собственными силами, либо нанимало частных подрядчиков. 75% заказывали ремонт и отделку в специализированных фирмах, название которых смогли вспомнить лишь 28% корпоративных пользователей услуг ремонта.
Как показали данные исследования, на указанные респондентами строительные компании приходится лишь по 1% сектора корпоративных клиентов. Назовем некоторые из них: ООО «Альтаир», ООО «Аркада», СК «Миг», ООО «Полистрой», ООО «Реммедстрой», СК «Спецстройсервис», ООО «Строительство и перспективы», ЗАО «СтройАгро», ЗАО «Уралстройэкспо», ООО «Фронт ремонт», АО «Уралметаллургремонт» и др.
Всего к концу 2007 году в Новоуральске насчитывалось 22 строительные компании. Все перечисленные предприятия одинаково ориентированы на широкий спектр ремонтно-строительных услуг и на различные объемы работ. Более того, корпоративные потребители ремонтных услуг сравнительно одинаково оценивают того или иного участника рынка. По оценке корпоративных заказчиков подавляющее большинство из них лишь «частично удовлетворены» качеством выполненных работ, сроками и стоимостью. Больше всего респондентов не устраивает качество работ и предоставленные гарантии.
2.3 Анализ конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул»
Для оценки конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» сначала необходимо провести анализ его состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Его особенность – установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности оказываемых услуг, эффективности и устойчивости функционирования фирмы на рынке.
Рассмотрим основные показатели оценки конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» (таблица 6).
Таблица 6 – Основные показатели оценки конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» [12, с. 5]:
Показатели | Характеристика |
1 | 2 |
| |
показатель социального назначения | соответствие совокупности ремонтно-строительных услуг массового спроса определенного назначения сложившейся структуре общественных потребностей. Обусловливает возможность с помощью этих услуг удовлетворять эти потребности в конкретных условиях потребления. Характеризует соответствие услуги структуре потребностей целевого сегмента. |
функциональные показатели | характеризуют их использование по назначению и включают показатели, определяющие выполнение основной функции, показатели универсальности, выполнения вспомогательных операций. Показатель совершенства выполнения вспомогательных операций (транспортировки, подготовки к эксплуатации, обслуживание, ремонт) оценивает особенность услуг на этапах, сопутствующих выполнению основной функции. |
надежность в потреблении | характеризуют безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость услуг. |
эргономические | устанавливают соответствие услуг любым эргономическим требованиям человека. Они характеризуют потребность клиентов в удобстве и комфорте потребления данных услуг. |
безопасность потребления | определяют степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов и включают в себя механическую безопасность, электрическую безопасность, химическую безопасность, биологическую безопасность, пожарную безопасность и безопасность от взрывов. |
| |
себестоимость | относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности ООО «Строй-Стимул», ее достижения и недостатки. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Себестоимость услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость является частью стоимости услуг и показывает, во что обходится их оказание для предприятия. |
оптовая цена | Оптовая цена услуг в условиях их оптовой продажи также является не менее важным показателем для диагностики конкурентоспособности услуг, осуществляемых ООО |
| «Строй-Стимул». Оптовая цена обычно ниже розничной, так как при оптовой продаже меньше издержки обращения в расчете на единицу услуги. |
| |
технологичность | способность услуг включаться в технологическую систему с улучшением ее характеристик. |
показатели комфортабельности | производятся в баллах. |
Информация о работе Повышение конкурентоспособности организации (на примере ООО «Строй-Стимул»)