Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:32, шпаргалка
Предмет экономики  как науки определился не сразу. Он является результатом длительного  исторического развития. В нем  можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей, область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.
Отношения между субъектами по поводу объекта собственности, которые возникают:
С 1 января 1991 года в России начал действовать закон о собственности, в котором закреплены 4 формы собственности:
Разгосударствление - снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача хозяйственных полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Приватизация - это 
процесс преобразования государственной 
собственности в коллективную или частную 
посредством передачи или продажи. 
 
 
 
 
 
11) Преобразование отношений собственности в России.
В 1917 г. социалистическая революция провозгласила цель - заменить капитализм социализмом. Но для исторического перехода к новому, более высокоразвитому общественному строю не было необходимых предпосылок. Более того, Россия не имела даже тех достижений цивилизации, которые были в высокоразвитых странах:
За короткий исторический 
срок в СССР были созданы современное 
промышленное производство, плановая 
организация народного хозяйства, проведена 
культурная революция. Но все эти преобразования 
проводились ценой низкого жизненного 
уровня населения, отсутствия демократии 
и гражданских свобод. Важно отметить, 
что огромную долю создаваемого богатства 
государство направляло на развитие мощной 
оборонной промышленности. 
В СССР с 30-х годов утвердился общественный 
строй, который может быть назван государственным 
социализмом. Государственный социализм 
- это искусственная социально-экономическая 
система, для которой характерен полный 
захват собственности государством. В 
руках государства оказалась вся система 
отношений присвоения. Во-первых, собственность 
народа на основные средства производства 
была превращена в безраздельную собственность 
государства. Во-вторых, государственный 
аппарат сосредоточил в своих руках управление 
народным хозяйством. В-третьих, государство 
в максимальной степени централизовало 
у себя основную массу выпускаемой всеми 
предприятиями продукции и финансовые 
средства. Трудящиеся же оказались у государства 
наемными работниками, отчужденными от 
материальных условий труда и его плодов, 
от управления производством и превратились 
в простых исполнителей распоряжений 
вышестоящих органов. Они, естественно, 
не были материально заинтересованы в 
конечных результатах хозяйствования. 
Не случайно государство широко и часто 
применяло административные, внеэкономические 
способы привлечения миллионов людей 
к труду. 
Стало быть, всеохватывающее огосударствление 
экономики породило все более обостряющееся 
противоречие между действительным уровнем 
обобществления производства и господством 
государственной собственности, а тем 
самым - противоречие между коренными 
интересами всех трудящихся, приумножающих 
эту собственность, и интересами присваивающей 
результаты их труда государственной 
власти.
Реформа государственной собственности
Указанное противоречие 
может быть разрешено посредством 
реформы - изменения господствующей 
формы собственности. Существо реформы 
состоит в том, чтобы произвести 
в значительных масштабах разгосударствление 
собственности - превращение государственной 
формы присвоения в разнообразные 
иные формы хозяйства. 
Однако реформирование государственной 
собственности отнюдь не должно вести 
к полной ее ликвидации. Ибо, как нам известно, 
во второй половине XX в. общее нераздельное 
имущество везде используется в национальных 
интересах. Поэтому речь может идти о правильном 
определении границ разгосударствления 
и установлении нормальных соотношений 
между государственным и негосударственным 
секторами экономики страны. 
Во всех странах реформирование государственной 
собственности именуют приватизацией. 
Означает ли это, что государственные 
предприятия, средства транспорта, жилые 
здания и другое имущество передаются 
(или продаются) только отдельным лицам? 
Так, наверное, могло бы быть только в условиях 
классического капитализма. Но и это маловероятно, 
поскольку у государства тогда не было 
производственного имущества. Во второй 
половине XX в. приватизация означает, по 
существу, разгосударствление. 
В России приватизация началась с октября 
1992 г. На первом ее этапе все граждане страны 
бесплатно получили так называемые ваучеры 
- приватизационные чеки. Каждый ваучер 
соответствовал стоимости государственного 
имущества на сумму 10 тыс. руб. Были провозглашены 
задачи приватизации: а) покончить с господством 
государственной собственности и б) сформировать 
класс частных собственников, который 
по уровню доходов превратится в зажиточный 
"средний класс" (это совершенно недостижимая 
цель, особенно в условиях громадного 
обесценения рубля и кризисного спада 
производства). По официальным данным, 
за период ваучерной приватизации (до 
1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% 
промышленных предприятий. Доля государственной 
собственности в общем объеме стоимости 
имущества составила 35%. 
С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап 
приватизации, во время которого имущество 
государственных и муниципальных предприятий 
должно продаваться за деньги. Для этого 
предполагалась продажа предприятий или 
из акций на аукционах (публичных торгах), 
разного рода конкурсах; выкуп арендованного 
имущества и другие способы приватизации. 
При этом была объявлена основная цель 
- способствовать появлению новых собственников, 
которые будут заинтересованы развивать 
производство и вложат в него средства, 
повышающие эффективность (результативность) 
хозяйственной деятельности. 
Между тем появлению "эффективных собственников" 
с самого начала мешали ряд обстоятельств: 
многие крупные промышленные предприятия 
были проданы по чрезмерно низким ценам 
(нередко путем преступных сделок); их 
новые владельцы не заинтересованы вкладывать 
значительные суммы денег в техническое 
обновление производства;  
3/4 акционированных промышленных предприятий 
находятся в собственности трудовых коллективов, 
которые имеют контрольный пакет акций 
и не собираются продавать его какому-то 
постороннему лицу; большое количество 
акций приобрели бесплатно за ваучеры 
мелкие собственники. Они заинтересованы 
лишь в получении наибольших дивидендов 
(доходов на акции) и на дают акционированным 
предприятиям никаких денежных средств. 
В итоге сложилось явно ненормальное экономическое 
положение. Приватизация не принесла обществу 
и государству сколько-нибудь существенного 
положительного результата. Более того, 
новоявленные собственники, как правило, 
не проявляют заинтересованность в расширении 
и техническом совершенствовании производства. 
Начало реформирования государственной 
собственности открыло переходный период 
от государственного социализма к новой 
социально-экономической системе. Сейчас 
преждевременно описывать эту еще не сложившуюся 
систему. Однако можно отметить некоторые 
ее наметившиеся черты. 
Во-первых, речь идет о бывшей социалистической 
экономике, поскольку разрушено господство 
государственной собственности как основа 
социализма. 
Во-вторых, стала формироваться многоукладная 
экономика, включающая все типы присвоения: 
а) общее совместное (государственная, 
а также общинная собственность казачества 
и монастырей); б) частное и в) общее долевое 
(акционерные общества, товарищества, 
кооперативы, ассоциации и др.). 
В-третьих, государство и право во все 
большей мере регулируют структуру и характер 
развития отношений собственности в стране.
12) Модели организации экономических систем.
Экономическая система - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления, в рамках определенной географической территории.
Элементы экономической системы:
Традиционная экономика - это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.
Черты традиционной экономики:
Модели экономических систем:
13) Рынок, его сущность, условия существования и функции.
В экономической жизни общества исторически первой возникла натуральная форма хозяйства, в которой производство благ направлено было на внутрихозяйственное потребление. Происходящая с тех пор эволюция форм хозяйствования выступает следствием поиска лучших способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны». Относительная ограниченность ресурсов в известной степени преодолевается при условии роста производительности труда. На повышение производительности труда оказывали влияние, во-первых, общественное разделение труда и специализация ресурсов, во-вторых, расширение взаимовыгодного обмена продуктами.
Разделение труда – это относительное обособление людей для выполнения разных видов работ.
Работник, специализируясь на выполнении какой-либо работы, совершенствует технические приемы ее выполнения. Благодаря этому, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический прогресс..
Товарное производство невозможно и без экономического обособления производителей как различных собственников. Оно стало условием, необходимым для превращения случайного обмена в товарный обмен. Таким образом, общественное разделение труда и экономическое обособление производителя товара стали двумя необходимыми объективными причинами возникновения товарного обмена, рыночных отношений. Происходившая эволюция общинных экономических отношений в направлении возникновения товарных была связана со становлением традиций и прав частной собственности, прежде всего, на землю как ресурс хозяйствования.
Постепенно развивалось понимание рынка. Первоначально он рассматривался как место встречи продавцов и покупателей, где происходило добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой, т. е. взаимная передача прав собственности. Затем – как специфическая форма товарно-денежного обмена (обращения). В развитом индустриальном обществе рынок стал рассматриваться как социально-экономический механизм, обеспечивающий взаимосвязь производителей и потребителей экономических благ и корректировку их экономического поведения. В настоящее время он характеризуется наличием сложной структуры, представленной группами видов рынка, различающихся в зависимости от применяемых критериев:
1) по экономическому назначению объекта рыночных отношений различают: потребительский (рынок товаров и услуг), рынок средств производства, рынок рабочей силы (труда), финансовый рынок и т. д.;
2) по географическому положению: местный рынок (города, района, области, края), региональный рынок (Поволжья, Сибири и т. д.), национальный рынок (России, Украины, Японии и т. д.), рынок интернациональный (ЕС, СНГ), мировой рынок;
3) по масштабу торговли: оптовый рынок, розничный рынок;
4) по ритмичности работы: постоянно действующий рынок (оптовый и розничный), периодически функционирующие рынки (ярмарки, аукционы, выставки);
5) по отраслевой принадлежности объекта рыночных отношений: сельскохозяйственной продукции, автомобильный рынок и т. д.;
6) по степени ограничения конкуренции различают: свободный рынок (рынок совершенной конкуренции); рынок несовершенной конкуренции (монополистический, монопсонический, олигополистический, олигопсонический), рынок монополистической конкуренции (смешанный рынок).
Возможно применение и иных критериев для характеристики структуры и системы рынка, например, по субъектам рынка, по уровню насыщения, по формам хозяйствования и т. д.
   Цивилизованный 
рынок требует и развитой инфраструктуры, 
т. е. комплекса систем, служб, организаций, 
обслуживающих рынок. Классическая инфраструктура 
Сущность рынка находит свое выражение в функциях, т. е. в основных назначениях, которые он призван выполнять:
1) согласование и поддержание сбалансированности производства и потребления по ассортименту производимой продукции и его объёмов;
2) соизмерение затрат и результатов, выявление ценности товаров;
3) экономическое стимулирование эффективности производства и научно-технического прогресса (НТП);
4) обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных отраслей, регионов, национального хозяйства и т. д.
В рыночной системе принято полагаться не на чувства, а на рационализм людей, их выгоды и интересы. Понимание специфики взаимосвязей в рыночной экономической системе можно достичь лишь при раскрытии ее основ.