Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 01:39, курсовая работа
Система национальных счетов (СНС) — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Единство принципов составления всех счетов проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций основных единиц, секторов и т.п., что обеспечивает получение сводной количественной характеристики всех экономических процессов, в совокупности отражающих функционирование экономики в целом.
Основные
методологические принципы национального
счетоводства обеспечивают получение
на базе СНС характеристик реальной
ситуации в экономике, сопоставимость
получаемой информации на межстрановом
и международном уровнях.
Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.
СНС содержит следующие основные консолидированные счета, разрабатываемые в текущих ценах:
I. Счета внутренней экономики:
а) счет производства продуктов и услуг;
б)
счета образования и
• счет образования доходов;
•
счет распределения первичных
• счет вторичного распределения доходов;
• счет перераспределения доходов в натуральной форме;
• сводный счет распределения доходов;
в) счета использования доходов:
• счет использования валового располагаемого дохода;
• счет использования скорректированного располагаемого дохода;
г) счета накопления:
• счет операций с капиталом (счет капитальных затрат);
• финансовый счет;
д) счет товаров и услуг.
II. Счета внешнеэкономических связей («остального мира»):
• субсчет текущих операций;
•
субсчет капитальных затрат.
В СНС важнейшими являются следующие классификации:
Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:
В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.
Сектор 2 включает финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
Сектор 3 включает бюджетные государственные организации, функция которых – перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам( выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.
Сектор 4 включает домашние хозяйство, т.е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины и т.д. в этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Свои издержки с единицы, входящие в этот сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в этот сектор.
Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членами этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.
Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность связана с резидентами данной страны. Счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.
Отраслевая классификация в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства (МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством (сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и т.д.). В соответствии с этим стандартом в классификации отраслей экономики единицей классификации является заведение – относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящиеся в одном месте предприятия или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.
Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций.
Все экономические операции подразделяются в СНС на следующие виды:
Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на:
а) операции на компенсационной основе, когда поток благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег
б) трансферты – операции, при которых поток благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.
Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).
В СНС предусматривается также классификация активов. Они подразделяются на следующие виды: нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах-балансах активов и пассивов.
Классификация
товаров и услуг в СНС
Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение по назначению: общее управление, оборону, просвещение здравоохранение и т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.
Доходы
государства в основном складываются
из налогов, сборов и доходов, получаемых
от государственной собственности.
В СНС предусматривается
Налоги в СНС разделены на две группы:
Классификации
СНС позволяют упорядочить
В экономической теории и статистике зарубежных стран для характеристики конечных результатов годового производства используются макроэкономические показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП) и др.
В национальной статистике некоторых государств (США, Японии) основным показателем результативности национальной экономики считается валовой национальный продукт. Он представляет собой рыночную ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). Следует отметить, что конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (т.е. в производстве других товаров и услуг). ВНП характеризует стоимостной объем конечной пропорции, созданный резидентами на территории данного государства и иностранным сектором экономики, но не включает деятельность нерезидентов на экономической территории этой страны. При его расчете учитывается вся стоимость конечных товаров и услуг, которые производятся отечественными предприятиями (фирмами, организациями) внутри страны и к этой сумме прибавляется (или отнимается) сальдо между платежами за границу и платежами из–за границы. Таким образом, в основу расчета ВНП положен национальный принцип: учитывается стоимость продукции, произведенной резидентами данной страны независимо от их нахождения.
Валовой внутренний продукт. Этот показатель является своеобразной модификацией ВНП, но в отличие от последнего охватывает результаты деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности. Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.д.). С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране. Например, дивиденды, получаемые иностранными инвесторами, учитываются в ВНП страны их постоянного проживания и в ВВП страны, акции корпораций которой приобретены иностранцами. Таким образом, величина ВНП отличается от величины ВВП на сумму, равную сальдо торгового баланса, т.е. это разность между стоимостью экспорта и импорта страны. Положительное сальдо увеличивает размеры продукта общества, и, следовательно, ВНП будет больше ВВП.
В экономической теории различают следующие виды ВВП (ВНП):
- номинальный ВВП (ВНП) – исчисляется в текущих или действующих ценах;
- реальный
ВВП (ВНП) – скорректированный номинальный
ВВП с учетом уровня цен (инфляция или
дефляция). Например, реальный ВВП рассчитывается
по формуле:
Реальный ВВП = | Номинальный ВВП | х 100 |
Индекс цен |
(2.1.)
Реальный ВВП – более точная характеристика национальной экономики. Отношение номинального к реальному ВВП показывает изменение ВВП в результате изменения цен и называется дефлятором ВВП. При этом нужно иметь в виду, что дефлятор ВВП включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров, товаров, покупаемых правительством, а также товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке.