Система обязательного медицинского страхования и источники финансирования здравохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 11:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение нововведений в систему обязательного медицинского страхования, связанных с введением закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Работа содержит 1 файл

реф Система обязательного медицинского страхования и источники финансирования здравоохранения.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Рисунок 3.Доля пациентов, оплачивающих необходимую  медпомощь неофициально в общем числе плативших

Источник: по данным РМЭЗ, 1994-2009 гг.

При амбулаторном, и при стационарном лечении в последние годы на первое место выходит «оплата-благодарность». Преобладает она в стационарах — 59% респондентов, среди плативших неформально, использовали именно такую форму оплаты в 2009 г. по сравнению с 44% в 2002 г. А в амбулаторном секторе она возросла в два раза по сравнению с 22%-ным уровнем семилетней давности.

В общей структуре  источников госфинансирования растет доля федерального бюджета, например, в связи с реализацией национального проекта «Здоровье», а доля бюджетов субъектов в финансировании здравоохранения, соответственно, снижается.

Добровольное  медстрахование остается маргинальной системой финансирования. Доля граждан, имеющих полис ДМС, достигла максимума в 2007 г. и составила 6,2% (по расчетам Е.В. Селезневой на основе данных РМЭЗ, 2000-2009). А вот доля государственных средств, объединяемых в системе ОМС, медленно растет на протяжении 17 лет, то есть с 1993 г. В 2009 г. она составила примерно 36% общего объема госфинансирования здравоохранения.

В ближайшие  годы движение в этом направлении  резко ускорится, и в 2013 г. на долю обязательного медстрахования придется порядка 69% от общего объема госфинансирования  здравоохранения. Это предусмотрено новым, принятым 19 ноября 2010 г. и вступившем в силу с 1 января 2011 г. законом «Об обязательном медицинском страховании». Закон предусматривает полную централизацию обязательных страховых взносов и обещает гражданам возможность выбора страховой компании и получение медпомощи по всей стране. Отчисления на ОМС повысятся с 3,1% до 5,1% с начала 2011 г.

Закон об ОМС  также позволит выравнить финансовое обеспечение региональных программ страхования на уровне единого подушевого норматива затрат. Ведь разница между регионами в финансировании здравоохранения достигла в последние годы значительного размера, несмотря на программы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Индекс Джини, характеризующий уровень различий в подушевом финансировании здравоохранения из региональных бюджетов, вырос с 0,195 в 1996 г. до 0,252 в 2009 году.

Наконец, новый  закон об ОМС позволяет унифицировать  методы оплаты медицинской помощи, позволяет привести к единому  знаменателю региональные модели оплаты стационарной помощи, сделать их более рациональными.

Однако стремление выравнить финансовое обеспечение  регионов чревато новыми рисками. Например тем, что регионы-доноры при распределении  средств получат намного меньше, чем ими было отдано в систему  ОМС. Тогда им придется либо создавать параллельную систему финансирования медучреждений, чтобы добавлять из бюджета недостающие медучреждениям средства, восполнять финансовый пробел не за счет внутренних резервов, а переложив эту задачу на население, которое начнет платить за услуги медперсонала.

С другой стороны, доселе бедные субъекты федерации, получившие дополнительные средства, могут «поплатиться»  искусственным упрощением работ  медучреждений с последующим  «откомандированием» сложных больных  в другие регионы, где оплата их лечения обойдется дороже.

 

Заключение

Обязательное  медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС.

Особенностью  нового закона об обязательном медицинском  страховании - одноканальное финансирование системы обязательного медицинского страхования (всё финансирование пойдет из системы обязательного медицинского страхования).

Проанализировав развитие финансирования здравоохранения, можно сделать выводы:

-сточки зрения формирования денежных средств для здравоохранения, за последние 20 лет очевидно движение в сторону государственно-частной системы.

-в общей структуре источников госфинансирования растет доля федерального бюджета, например, в связи с реализацией национального проекта «Здоровье», а доля бюджетов субъектов в финансировании здравоохранения, соответственно, снижается.

-добровольное медстрахование остается маргинальной системой финансирования. Доля граждан, имеющих полис ДМС, достигла максимума в 2007 г. и составила 6,2%. А вот доля государственных средств, объединяемых в системе ОМС, медленно растет на протяжении 17 лет.

В ближайшие  годы движение в этом направлении  резко ускорится, и в 2013 г. на долю обязательного медстрахования придется порядка 69% от общего объема госфинансирования  здравоохранения.

Закон об ОМС  также позволит выравнить финансовое обеспечение региональных программ страхования на уровне единого подушевого норматива затрат. Также закон об ОМС позволяет унифицировать методы оплаты медицинской помощи, позволяет привести к единому знаменателю региональные модели оплаты стационарной помощи, сделать их более рациональными. 
Список использованной литературы

  1. Закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  2. Александрова, О.Ю. Организационно-правовые проблемы реализации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования // Здравоохранение. – 2009. – №9. – с. 157–164.
  3. Альтман Н.Н. Финансирование здравоохранения в свете государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью//Здравоохранение-№2, 2008, 34-41 с.
  4. Бевеликова Н.М. Правовой мониторинг в сфере здравоохранения // Медицинское право. – 2008. – №4. – с. 3–9.
  5. Большакова Т.С. Совершенствование системы финансирования здравоохранения федерального подчинения в связи с проблемой повышения эффективности планирования и использования ресурсов//Экономика здравоохранения. - 2007. - № 1(51). - С. 14-16.
  6. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении//Экономика здравоохранения. - 2007. - № 1(51). - С. 5-11.
  7. Габуева Л.А. Разработка финансовой модели деятельности лечебно-профилактического учреждения при переходе к одноканальному финансированию здравоохранения // Экономика здравоохранения. – 2009. – №10. – С. 5–15.
  8. Комаров Ю.М. Стратегия развития здравоохранения в РФ// Здравоохранение. – 2008. – №2. – с. 53–62.
  9. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики// Финансы №1. - 2008. – С 3 – 5.
  10. Кучеренко В.З. Бюджетная система России на сегодняшний день// Здравоохранение -№15, 2009, 47-59 с.
  11. Пронина Л.И. Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования//Экономика здравоохранения.- № 12, 2007, 46-47 с.
  12. Рейхарт Д.В. Система обязательного медицинского страхования: актуальные вопросы и перспективы развития// Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2008. – №5. – с. 22–29.
  13. Архипов, А.П. Страховое дело: учебно-методический комплекс / А.П. Архипов, А.С. Адонин. – М.:Изд.центр ЕАОИ, 2008. – 424 с.
  14. Зенина Л.А. Экономика и управление в здравоохранении – М.: издат. центр «Академия», 2008.-205 с.

Информация о работе Система обязательного медицинского страхования и источники финансирования здравохранения