Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.
Введение 3
1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6
2. Инструменты ситуационного менеджмента 13
3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19
4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23
Заключение 27
Литература 31
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время. Ситуационное управление - оперативное управление, заключающееся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.
При ситуационном подходе, возникшем в конце 60-х годов, не считается, что концепции традиционной теории управления. школы человеческих отношений и школы науки управления неверны. Более того, при ситуационном подходе рассматриваются возможности прямого приложения управленческой науки к конкретным ситуациям и условиям.
Считается, что ситуационный подход тесно связан с системным.
Ситуационный подход так же, как и системный, представляет собой лишь способ мышления об организационных проблемах и их возможных решениях, не давая практикам нужного эффективного алгоритма - набора руководств по управлению организацией.
Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям, сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного управления, могут значительно варьироваться. Сущность же таких "специфических приемов" в рамках ситуационного подхода не раскрывается.
Само
возникновение ситуационного
С точки зрения ситуационного подхода не существует единого способа управления. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, а также определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации.
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков. Этот перечень требований к руководителю, выдвинутых ситуационным подходом, можно было бы продолжать очень долго.
Сам тезис о том, что с точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует, может завести нас в тупик. Ведь данный тезис фактически постулирует невозможность создания какой бы то ни было эффективной модели управления, "не различающей" ситуаций, иначе говоря, способной обеспечить адаптивность процесса управления к любой из них. Тем самым этот тезис становится препятствием на пути развития управленческой мысли.
Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.
Ситуационный подход, давая описание того, как действовать в определенной ситуации наиболее рационально, тем не менее, отрицает наличие универсальных приемов, оставляя только наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления определенной деятельности.
В таможенных органах основная идея ситуационного метода заключается в наиболее раннем выявлении риска в процессе работы и в повышении профессионального уровня сотрудников таможенных органов при использовании данного подхода в сфере профессионального обучения. Ситуационный подход содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, сотрудники таможенных органов могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей таможенным органом в конкретной ситуации.
Кроме того, ситуационное руководство является наиболее признанной во всем мире прикладной моделью влияния на поведение других людей с целью эффективного достижения результата.
«Ситуационное
руководство» позволяет опытным
руководителям
1 Щекин Г. Социальное управление как систем. // http://www.ptpu.ru/archive.htm
2 Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. –М.: Центр, 2008. С.94.
3 Вершигора Е. Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008. С.92.
4 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2007. С.57.
5 Фатхутдинов
Р.А. Стратегический менеджмент. –М.: ЗАО
''Бизнес-школа''Интел-Синтез''
6 Герчикова И.Н. Менеджмент. –М.: Юнити, Банки и биржи, 2007. С.112.
7 Слонов Н. Ситуативность и системность в менеджменте. Методический сборник трудов Поволжской академии государственной службы // http://www.ptpu.ru/archive.htm
8 Герчикова И.Н. Менеджмент. –М.: Юнити, Банки и биржи, 2007.
9 Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2008.
10 Драчева Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент. – М.: Издательство Академия, 2008. С.84.
11 Драчева Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент. – М.: Издательство Академия, 2008. С.87.
12 Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2007.
13 Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2007.
14 Кнышова Е. Н. Менеджмент. – М.: Издательство Форум, 2008.
15 Юрасюк, Н.В. Ситуационный подход к формированию правовой компетентности менеджера / Н.В. Юрасюк // Проблема образования современной России и на постсоветском пространстве (июль 2008; Пенза): Материалы XII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2008.
16 Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников / З.И. Лаврентьева // Педагогика и психология игры: межвузовский сборник научных трудов.- Новосибирск: НГПИ, 2005.- С. 188.
17 Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников / З.И. Лаврентьева // Педагогика и психология игры: межвузовский сборник научных трудов.- Новосибирск: НГПИ, 2005.- С. 179.
18 Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. – 2.е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. с. 208-210.