Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 02:49, дипломная работа
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.
Таким
образом, так как хлебобулочная
продукция пользуется постоянным и
повсеместным спросом у населения, то
хлебозаводы имеют благоприятные условия
для увеличения объемов производства.
Однако, только правильно организовав
производство хлебобулочных изделий,
предприятие может получить положительные
результаты.
|
Надежное обеспечение населения продуктами
питания зависит от эффективности функционирования
продовольственного рынка, в том числе
и рынка хлебобулочной продукции. Рынок
хлебобулочной продукции, как конкретная
форма экономических связей, посредством
различных рычагов воздействия приспосабливает
структуру отрасли растениеводства и
перерабатывающей промышленности к объему
и структуре потребностей населения региона.
При этом эффективность функционирования
рынка определяется степенью удовлетворенности
потребностей населения в хлебе и хлебобулочных
изделиях, что подразумевает не только
поставку хлебобулочной продукции на
рынок, т.е. ее предложение, но и экономические
возможности потребителей приобрести
данную продукцию в необходимом количестве
и ассортименте.
В новых условиях хозяйствования в деятельности всех предприятий АПК центральным рычагом управления должен стать маркетинг. Только с его помощью можно создать производство, ориентированное на потенциального потребителя продукции. Маркетинговые методы традиционно применяются в организациях, ориентированных на получение прибыли. Вся деятельность фирмы, начиная с разработки новой продукции и технологий, формирования ассортимента, установления цен на различные товары и завершая их продвижением на рынок, установлением длительных связей с конечными потребителями, подчиняется законам маркетинга. При все более возрастающей конкуренции без грамотного использования маркетинга невозможно просто выжить, а тем более, преуспеть. [27,с.88] Маркетинг в перерабатывающей промышленности - это эффективная система деятельности предприятий по переработке и реализации продукции на основе комплексного изучения потребительских рынков с целью максимизации их прибыли, удовлетворения потребностей запросов покупателей. В условиях перехода к многообразию форм собственности и хозяйствования в основе организации сбыта хлеба и хлебобулочной продукции должны лежать маркетинговые исследования, обеспечивающие детальное изучение рынка хлебобулочной продукции и его конъюнктуры, а также оценку возможностей товаропроизводителей.
Для создания конкурентоспособного производства,
структурной перестройки экономики на
предприятиях хлебопекарной промышленности,
достижения сбалансированности спроса
и предложения требуются новые подходы
к организации органов управления производством
и сбытом продукции, в формах и методах
которых ведущими должны стать маркетинговые
начала, т. е. полная ориентация на удовлетворение
потребностей конкретных потребителей,
на приспособление хлебозаводов к требованиям
рынка. Основными функциями маркетинговой
службы должны стать: изучение спроса
и поведения потребителей, сегментирование
рынка, определение его емкости, анализ
условий конкуренции, исследование вопросов
сбыта и его прогноз, разработка стратегии
и тактики поведения производителей на
рынке.
Формирование и развитие маркетинговой деятельности на любом предприятии перерабатывающей промышленности означает организацию работы в области производства и сбыта продукции по конкретной программе. Современная концепция маркетинга определяет работу предприятия на основе информации о потребительском спросе и его изменениях в ближайшей перспективе. Маркетинг может быть использован на любом предприятии перерабатывающей промышленности независимо от объема и характера реализации продукции. Правильное определение его роли и организационной структуры имеет значительное влияние на удовлетворение запросов покупателей. Наиболее эффективной считается концепция маркетинга, когда в функциональный центр предприятия входит потребитель. В этом случае оно осуществляет ориентацию на клиента, в рамках которой все функциональные подразделения перерабатывающего предприятия работают сообща с целью наилучшего обслуживания потребителя и удовлетворения его запросов. Маркетинг здесь должен играть центральную роль, поскольку лишь в этом случае предприятие может точно обосновать и эффективно удовлетворить запросы потребителей. Безусловно, маркетинг играет наибольшую роль в первую очередь в организациях, действующих в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организаций существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем инструментам комплекса маркетинга. Возможности и эффективность применения маркетинга в значительной степени зависят от типа рынка, особенностей производимых и продаваемых продуктов, уровня конкурентной борьбы. [22,с.134]
Разработка мероприятий по |
Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
1. надежную, достоверную и своевременную
информацию о рынке, структуре
и динамике конкретного спроса,
вкусах и предпочтениях
2. создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
3. необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Методы маркетинговой деятельности (приложение 1) заключаются в том, что проводятся:
- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
- изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка;
- планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
- обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.;
- управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;
-удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара.
Развивая маркетинговую
Основными принципами маркетинговой деятельности выступают:
- ориентация деятельности предприятия на нужды потребителей, удовлетворение рыночного спроса потребителей;
- гармонизация спроса и предложения на рынке;
- системное, гибкое и постоянное реагирование на тенденции, конъюнктуру рынка, состояние и диалектику спроса;
- программно-целевое и комплексное решение проблем, достижение целей и задач маркетинга;
- единство стратегии, тактики и оперативной деятельности маркетинговой деятельности;
- ориентация маркетинговой деятельности на перспективу;
- формирование высоконравственного, высококультурного, гармоничного, интеллектуального потребителя и соответствующих запросов и потребностей.
Концепция развития
Комплексная
программа маркетинговой
В любой организации осуществляется контроль за деятельностью. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях организации и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает:
- контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта;
- контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат;
- стратегический контроль маркетинга.
Таким образом, маркетинговый
контроль является
Формирование маркетинговых служб на сельскохозяйственных предприятиях находится на стадии становления и развития. Большинство предприятий не имеют в своей организационной структуре службы по маркетингу. Такая ситуация является широко распространенной. Основными причинами, по которым предприятия отказываются от создания службы маркетинга являются:
- большие затраты на создание такой службы;
- ориентация предприятия на производство, на управление финансами;
- сомнения по поводу практической полезности создания маркетинговой службы. [19,с.37]
Измерение финансовой эффективности маркетинга – одна из сложнейших задач в теории и практике управления. Нужно уметь выделять инвестиционные расходы на маркетинг и соотносить их с дополнительным денежным потоком, который генерируется за счет маркетинговых мероприятий. Существуют общие подходы, но нет решений, пригодных для всех. Каждая компания вырабатывает собственные подходы к управлению инвестициями в маркетинг. Обычно выделяем три группы расходов на маркетинг: управленческие расходы, расходы на поддержку продаж, расходы на создание и поддержание бренда. Первые две группы – это расходы текущего периода, они учитываются при расчете прибыли, а третья – инвестиции. Точно определить величину денежного потока, созданного за счет этих инвестиций можно только при наличии «воронки продаж», позволяющей отследить источники поступления контактов за счет маркетинговых мероприятий, и зафиксировать результативность всех этапов работы с клиентами. В этом случае показатели отдачи на инвестиции в маркетинг становятся практически полезным инструментом, поддерживающим принятие стратегических решений.
Инвестиции в маркетинг стоит начинать с вопросов о предполагаемом сроке инвестиций, ожиданиях роста и расположенности к риску. Ответив на них, будет проще увязать цели маркетологов и цели всей компании. Например, компании необходим рост в смежных отраслях бизнеса. Значит, маркетологи должны сделать так, чтобы как можно больше людей узнали ее бренд, полюбили его и стали охотно покупать ее самые разные продукты.
Чтобы оптимизировать инвестиции с разными сроками и критериями окупаемости, да к тому же предназначенные для разных брендов и медиаресурсов, очень важно, определяя свои цели в отношении тех или иных сегментов и медиаканалов, разделять задачи «поддержки» и «роста». Под инвестициями «в поддержку» мы понимаем минимальные расходы, необходимые, чтобы удерживать твердые позиции на рынке. Рассчитывают объем инвестиций «в поддержку», оценивая расходы конкурентов, анализируя динамику насыщения рынка и циклы покупок. Цель инвестиций «в рост» — увеличить долю бренда на рынке, добиться последовательного роста потребления или привлечь новых покупателей для той или иной категории товаров.
С точки зрения директоров, залог экономической эффективности — инвестирование в те направления бизнеса, которые приносят максимальную прибыль. С точки зрения маркетологов, залог экономической эффективности — ставка на самые сильные стороны бренда, и от этого нужно отталкиваться, разрабатывая рекламные кампании и планируя расходы на них. В этом случае маркетологи смогут более точно формулировать рекламные сообщения, нацеливая их на конкретных потребителей и подбирая соответствующие СМИ. Это позволит им добиться оптимального (в смысле скорости и величины) «возврата» на инвестированный капитал, что особенно важно в условиях стремительного увеличения количества медиаканалов и потребительских сегментов. Когда маркетологи мыслят категориями экономической эффективности, они начинают лучше понимать, например, что выгоднее — бороться за узнаваемость бренда или развивать лояльность потребителей к нему, какие потребители обещают большую прибыль, а какие более всего подвержены воздействию маркетинговых программ на тех или иных стадиях принятия решений о покупке.
Кроме положительных сторон в маркетинге также существуют и проблемы. Как известно, маркетинг является достаточно молодым направлением экономики в нашей стране, в связи, с чем хочется отметить, что существует такая проблема как неправильная интерпретация данной науки. Причем, к сожалению, такое непонимание со стороны руководства сути маркетинга встречается очень часто во многих организациях, не говоря уже о том, какое мнение, бытует среди рядовых граждан. С недавних пор, практически в каждой фирме имеется отдел маркетинга.