Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск. В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают, прежде всего, в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Система регулирования рынка ценных бумаг……………………...6
1.1 Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг….6
1.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………….9
1.3 Система управления рынком ценных бумаг в России…………………..11
Глава 2. Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………...22
2.1 Современное состояние рынка ценных бумаг…………………………..22
2.2 Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России…..23
2.3 Совершенствование рынка ценных бумаг………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг (1).docx

— 78.10 Кб (Скачать)

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Конституция Российской Федерации 1991г.
  2. Указ Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994г
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. От 01.12.2007) « Об акционерных обществах». (С изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2008)
  4. Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Версия 13 января 2007г
  5. Федеральный закон от 3 февраля 1996г. № 17-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Версия 13 января 2007г
  6. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. От 26.04.2007, с изм. От 26.12.2007) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
  7. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. От 06.12.2007) «О Рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. вступающими в силу 01.01.2008)
  8. Федеральный закон от 20 февраля 1992г. № 2383-I “О товарных биржах и биржевой торговле”. Версия 13 января 2007г
  9. Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу
  10. Архипов А.Ю. [и др.]/ Рынок ценных бумаг; под ред. А.Ю. Архипова, В.В. Шихирева. – Ростов Н./Д.: Феникс, 2006. – (Высшее образование)
  11. Аскинадзеи М.В. «Рынок ценных бумаг» учебно-методическое пособие 2008г.
  12. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.:Инфра – М., 2006
  13. Галанов В.А. «Рынок ценных бумаг»  2006г
  14. Жуков Е.Ф «Рынок ценных бумаг» 2009г
  15. Янукян М.Г. «Практикум по рынку ценных бумаг» 2006г
  16. http://www.invest-profit.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

ДОКЛАД

О мерах по совершенствованию  регулирования

и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы

и на долгосрочную перспективу

     Задача  развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства  Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной  экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового  рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства  Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р (далее – Стратегия). С принятием  Стратегии были сформулированы среднесрочные  рамки модернизации институтов и  инструментов российского финансового  рынка в условиях нарастания процессов  глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

     К началу 2008 года указанные тенденции  приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры  мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии  в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации. В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

     Согласно  разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться  и продолжать функционировать полноценные  рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже  в ближайшее десятилетие сохраняющиеся  немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму  мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков  конкурентоспособности экономик таких  стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского  финансового рынка, формирование в  России мирового финансового центра не может рассматриваться как  сугубо «отраслевая» или «ведомственная»  задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом  долгосрочной экономической политики России.

     Опорными  элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.   

      В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового  рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых  нацелено на долгосрочное развитие российского  финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

     консолидация  и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;

     формирование  благоприятного налогового климата  для участников рынка ценных бумаг;

     снижение  административных барьеров и упрощение  процедур государственной регистрации  выпусков ценных бумаг;

     создание  широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;   

     расширение  спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;

     внедрение механизмов, обеспечивающих широкое  участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

     развитие  коллективных инвестиций;

     обеспечение эффективной системы раскрытия  информации на рынке ценных бумаг;

     развитие  и совершенствование корпоративного управления;      

     предупреждение  и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

     совершенствование регулирования на финансовом рынке;

     формирование  и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

     Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных  на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых  содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства  Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений  развития финансового рынка, предусмотренных  проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. 

     В период 2006-2007 годов динамичное развитие рынка ценных бумаг сопровождалось работой ФСФР России по дальнейшему  совершенствованию нормативной  правовой базы регулирования рынка  ценных бумаг. В соответствии со Стратегий  ФСФР России были утверждены ведомственные  нормативные правовые акты и совместно  с Минэкономразвития России, Минфином России, а также Банком России разработаны  проекты федеральных законов, затрагивающие  широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

     В центре внимания ФСФР России были, прежде всего, вопросы повышение конкурентоспособности  российского финансового рынка, бирж и торговых систем, в том  числе посредством расширения спектра  инвестиционных инструментов на российском финансовом рынке.

     Важным  шагом стало создание регулятивной основы для выпуска Российских депозитарных расписок (РДР). Был подготовлен и  принят Федеральный закон от 30.12.2006 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг», а  также в развитие положений этого  закона утверждены соответствующие  приказы ФСФР России. В дополнение к этому ФСФР России выступила  с инициативой о допуске на Российский финансовый рынок иностранных  ценных бумаг.

     По  мнению ФСФР России допуск иностранных  ценных бумаг для размещения и  обращения на российском финансовом рынке будет содействовать существенному  расширению инвестиционных возможностей для российских финансовых институтов и граждан, приближению к ним  таких финансовых инструментов, сдерживанию  вывода инвестиционных средств за рубеж. Кроме этого, сделки с иностранными ценными бумагами на российском рынке  будут содействовать гармонизации стандартов деятельности российских финансовых, в том числе учетных институтов и всей инфраструктуры финансового  рынка со стандартами деятельности их зарубежных конкурентов. Все это  создает условия расширения объема операций с финансовыми инструментами  на российском рынке, концентрации на нем ликвидности, а, следовательно, повышения общей конкурентоспособности  и роли российского рынка ценных бумаг в глобальной финансовой системе.

     В развитие указанной идеи ФСФР России, совместно с Минэкономразвития  России, Минфином России и Банком России разработала концепцию соответствующих  изменений и дополнений в Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг», а  также совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) проект указанного закона. После утверждения концепции  закона  Правительством Российской Федерации проект закона был внесен в Государственную Думу.

     Для обеспечения совершения сделок с  иностранными ценными бумагами в  соответствии с требованиями российского  законодательства ФСФР России был утвержден  Приказ о квалификации иностранных  ценных бумаг, создавший условия  для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Данная мера обеспечила большую защиту прав инвесторов и  иных участников рынка ценных бумаг  при совершении таких операций.

     В целях увеличения количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, а также упрощения процедур привлечения инвестиционных средств  на рынке ценных бумаг российскими  предприятиями ФСФР России создала  нормативную базу для эмиссии  выпусков биржевых облигаций. Соответствующие  поправки в Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг» закреплены Федеральным законом от 27.07.2006 № 138-ФЗ « О внесении изменений в  Федеральный закон О рынке ценных бумаг и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».  За последние годы важной тенденцией на рынке ценных бумаг стало расширение операций с производными финансовыми инструментами. Реальным импульсом для качественного роста объемов сделок с этими инструментами стали поправки в статью 1062 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом от 26.01.2007 № 5-ФЗ  « О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам.

     Также в соответствии со Стратегией Федеральным  законом от 27.07.2006 № 141-ФЗ внесены  изменения в Федеральный закон  «Об ипотечных ценных бумагах», направленные на совершенствование регулирования  эмиссии и обращения  ипотечных  ценных бумаг. Одновременно ФСФР России были разработаны необходимые нормативные  правовые акты, регулирующие процедуру  эмиссии и обращения облигаций  с ипотечным покрытием.

     В целях обеспечения доступности  информации о ценных бумагах и  прозрачности сделок с ними были разработаны  изменения в Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг», направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию. В  частности, к числу таких фактов были отнесены данные, характеризующие обеспечение облигаций, информация об инсайдерских сделках с ценными бумагами и ряд других сведений.

     В 2006-2007 годах были разработаны нормативные  правовые акты, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ  по привлечению инвестиционных средств  на рынке акций путем первичного размещения новых выпусков (так называемое  IPO). В 2007 году по объему первичного размещения акций Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире.

     В указанный период ФСФР России были также разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие процесс поглощений и вытеснений в акционерных обществах. В то же время накопленная правоприменительная  практика показывает, что соответствующая  законодательная база нуждается  в пересмотре, в том числе в  части  функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку  ценных бумаг. Так, действующие нормы  законодательства не позволяют ФСФР России в должной мере обеспечивать защиту прав и законных интересов  акционеров в ходе поглощений и вытеснений.

Информация о работе Совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг