Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа
Актуальность исследования данной проблемы на современном этапе возрастает все больше и больше. Это обусловлено происходящими преобразованиями общественного строя, реорганизацией форм собственности, заменой административных методов управления экономическими, переводом экономики на рыночные отношения.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ. 5
1.1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. 5
1.2. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ «КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ». КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 8
1.3. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА КАК ФУНКЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУП «РМЗ». 16
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУП «РМЗ». 16
2.2. АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СЛУЖАЩИХ РАУП «ГОМЕЛЬАВИА». 19
2.3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. 20
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА РУП «РМЗ». 23
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОТНИКОВ. 23
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РУП «РМЗ». 27
3.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА РУП «РМЗ». 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА. 35
Из
таблицы 2.2. видно, что основная часть
оборудования предприятия имеет
срок службы от 10 до 20 лет и составляет
34,5% от общего числа, 26,3% служат более 20
лет, 23,6% - от 5 до 10 лет. Незначительный
процент –1,5 имеет срок службы до 5 лет.
Структура и общая численность работников предприятия представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Структура
и численность работников РУП
«РМЗ».
Показатели | 2001 год | 2002 год | Отклонение |
Всего работников, чел.: | 1363 | 1391 | +28 |
В том числе: | |||
рабочие | 1109 | 1145 | +36 |
Служащие | 254 | 246 | -8 |
Руководители | 111 | 105 | -6 |
Специалисты | 143 | 141 | -2 |
Проведя анализ таблицы 2.3. можно сделать следующие выводы:
Очевидно, что
на предприятии ведется политика
по снижению количества управленческого
персонала, с целью снижения расходов.
При анализе производительности труда сопоставляются темпы роста производительности труда одного рабочего и работающего. При этом первые должны опережать вторые, так как должна иметь место положительная тенденция увеличения удельного веса рабочих.
Производительность
труда одного работающего рассчитывается
по формуле:
где В – выпуск продукции в физических единицах;
Чрщ – численность работающих, чел;
Ур – удельный вес рабочих в общей численности работающих;
Др – количество рабочих дней, отработанных одним рабочим за анализируемый период;
– средняя продолжительность смены, ч;
Пчас р – часовая выработка одного рабочего.
Анализ
влияния факторов на выполнение плана
по производительности труда выполнен
в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Анализ влияния факторов на выполнение плана по производительности труда
Показатели | План
2000 г. |
Факт
2001 г. |
Отклоне-ние | Влияние на выполнение плана по производительности | Проверочные расчеты |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Среднегодовая выработка: | |||||
- на одного работающего, т/чел. | 9380,1 | 9200,4 | -17,7 | -11,3-22,1+60,8-
-45,1 = -17,7 | |
- на одного рабочего, т/чел. | 1 0300,6 | 1 0910,3 | -60,7 | ||
Удельный
вес рабочих в общей |
0,91 | 0,9 | -0,01 | -0,01´220´7,1´0,66 = -11,3 | |
Количество рабочих дней, отработанных одним рабочим | 220 | 215 | -5 | 0,9´(-5)´7,1´0,66 = -22,1 | |
Средняя
продолжительность рабочей |
7,1 | 7,6 | 0,5 | 0,9´215´0,5´0,66 =60,8 | |
Среднечасовая выработка одного рабочего, т/чел. (*) | 0,66 | 0,63 | -0,03 | 0,9´215´7,6´(-0,03) = = -45,1 |
(*) - среднечасовая выработка
одного рабочего определяется
из формулы:
Пчас р =
Влияние
факторов на выполнение плана по производительности
определяется по следующим формулам:
Пчас р б
Пчас р б,
Пчас р б,
DПчас
р
Балансовая проверка: ,
где i – факторы, влияющие на производительность труда.
Уменьшение доли фактической доли рабочих в составе работающих против плана сопровождается снижением среднегодовой выработки на одного работающего, в результате влияния этого фактора среднегодовая выработка снизилась на 110,3 т/чел.
Снижение выполнения плана по среднегодовой выработке на одного рабочего обусловлено уменьшением по сравнению с планом среднего числа дней, отработанных одним рабочим за год. Влияние этого фактора на среднегодовую выработку составило -220,1 т/чел. Увеличение средней продолжительности рабочей смены по сравнению с плановой оказало положительное влияние на изменение среднегодовой выработки (+600,8 т/чел.). В целом изменение экстенсивных факторов (количество отработанных дней и продолжительность рабочей смены) привело к увеличению среднегодовой выработки одного работающего на 380,7т/чел. (600,8 – 220,1).
Наибольшее влияние (-450,1 т/чел.) на среднегодовую выработку одного рабочего оказало уменьшение среднечасовой выработки с 0,66 до 0,63 т/(чел.´час).
Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.
Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей. Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы. Обучение — это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит их производительность и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.
2.
Руководство должно создать
3.
Если навыки, приобретаемые посредством
обучения, являются сложными, то
процесс обучения следует
4. Учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя, либо, в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.
Подготовка осуществляется в системе, позволяющей специалисту, прежде всего, приобрести знания, необходимые для предстоящего выполнения требуемого задания. Приобретенные знания используются для формирования умения. Умение рассматривается как процесс эффективной организации временных связей на основе ранее полученных знаний. Чем шире объем знаний, тем разнообразнее умение. Умение позволяет выработать у исполнителя важные производственные качества: организованность, способность правильного выбора приемов и методов, а также оценки результатов своей деятельности. Оно может быть приобретено разными средствами, в том числе инструктажем, подражанием лучшим образцам трудовой деятельности, личным поиском. Поэтому разнообразны и умения: познавательные, общетрудовые, конструктивно – технические, организационно – технологические, операционно-контрольные. Высоким по уровню следует считать умение, требующее больших знаний и использующее разнообразные приемы и методы труда. Умения отличаются от знаний тем, что всегда связаны с практикой. Есть знания, которые не сопровождаются умениями (например, можно хорошо знать устройство автомобиля и не уметь его отремонтировать). Однако ни одно умение не может быть реализовано без знания. Его цель – подготовить исполнителя к приобретению навыков.
Профессиональное умение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, представленных в таб. 3.1. Приобретаемые человеком профессиональные умения не только определяют качество его трудовой деятельности, обогащают опыт, но и становятся качествами личности, умелостью.
Закрепление умений в навык – сложный процесс, требующий времени и условий. В фазе умения каждая операция осуществляется медленно, с сопутствующими статистическими элементами, нарушением ритма, приложением большей силы, чем требует данная операция. Те же действия на стадии навыка выполняются не только быстрее и точнее, но и экономичнее, увереннее, стабильнее. Отсюда следует, что навык – это закрепленное упражнением умение квалифицированно выполнять определенное профессиональное действие в установленную единицу времени.
Процесс внутриорганизационного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии
Этапы формирования умений
Этапы | Психологическая структура |
1. Первоначальное умение | Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания и навыки. Деятельность методом проб и ошибок |
2. Недостаточно умелая деятельность | Наличие знаний о способах выполнения действия и использования и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков |
3. Отдельные общие умения | Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности |
4. Высоко развитое умение | Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с сознанием не только цели, но и мотивов выбора, способов достижения цели |
5. Мастерство | Творческое использование различных умений |
развития потенциала кадров, что требует создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную подсистему подготовки и переподготовки.