Совершенствование стратегии Позиционирования российских транснациональных корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:04, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в формировании на основе изучения мирового опыта и учета особенностей функционирования российской экономики теоретико-методических основ и инструментов эффективного позиционирования отечественных ТНК в глобальном экономическом пространстве.
Реализации цели исследования потребовала постановки и решения следующих задач:
– исследовать и обобщить сложившиеся теоретические представления о сущности и закономерностях процесса транснационализации экономики, выявить место и роль ТНК в современных процессах глобализации;
– проанализировать и усовершенствовать имеющиеся методологические подходы к оценке уровня транснационализации компаний;

Работа содержит 1 файл

TKACHENKO.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

4. Особую роль в активизации процессов транснационализации отечественного бизнеса, преодолении негативного отношения государственных и общественных организаций различных стран к деятельности ТНК вообще и российскому бизнесу в частности призвано сыграть использование действенных механизмов и инструментов позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве. Построение эффективной системы позиционирования российских ТНК предполагает определение конкретных целей, способов их достижения, методов и инструментов позиционирования. При этом следует учитывать необходимость воздействия не только и не столько на представителей целевых рынков, но, прежде всего, на общественное сознание, международные, региональные, национальные институты и предпринимательские структуры, лояльность которых должна быть обеспечена не только стране, являющейся для ТНК «home economic», но и в странах, где имеются филиалы, дочерние предприятия, представительства ТНК.

5. Вместе с тем российская  практика позиционирования ТНК  отличается бессистемностью, носит локальный и спорадический характер. Крайне редко реализуются долгосрочные программы позиционирования, «превентивные» меры, встроенные в стратегию развития компании. В основе совершенствования действующей практики должны лежать четкие представления об особенностях позиционирования ТНК, выражающихся в особой роли имиджевой составляющей, а также о составе и предметно-объектной области использования указанных инструментов и механизмов. Деятельность, связанная с позиционированием отечественных ТНК, по мнению автора, должна носить комплексный, системный характер и быть увязана с действиями государства по формированию позитивного имиджа России в целом и поддержке экспансии отечественного бизнеса за рубежом.

6. В числе первоочередных мер совершенствования инструментов позиционирования российских ТНК в глобальном экономическом пространстве – формирование новых специализированных институтов (Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций; Агентства по содействию инвестициям за рубежом; многоуровневых GR-департаментов, имеющих региональные подразделения), совершенствование законодательной базы и мер государственной поддержки, практическое применение инструментария позиционирования, включая разработку комплексной стратегии, включенной в общую стратегию развития компаний, создание соответствующих организационных механизмов управления (формирование специализированных департаментов, ориентированных на широкий спектр целевых аудиторий – властные структуры, общественные институты, бизнес-сообщество).

Научная новизна работы состоит в обосновании автором собственного видения закономерностей процесса транснационализации, сущности и роли ТНК в мировой экономике, роли инструментов позиционирования ТНК как фактора повышения темпов транснационализации бизнеса. В процессе реализации авторского подхода получены следующие научные результаты:

– раскрыт противоречивый характер процесса транснационализации, состоящий в единстве его позитивных (рост эффективности общественного производства, формирование новых источников развития) и негативных (перераспределение большей доли мирового дохода в пользу ведущих глобальных игроков, закрепление технологической отсталости менее развитых стран) последствий для мирового хозяйства, коллизии целей и мотивов компаний различных стран, реализуемых в ходе данного процесса, установлено влияние данной закономерности на особенности позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве, что дало теоретическую основу для идентификации содержания и выбора эффективных инструментов последнего; 

– сформулировано авторское определение понятия позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве как комплекса действий, направленных на формирование, закрепление и поддержание в общественном сознании представлений, обеспечивающих лояльность международных, региональных и национальных институтов, предпринимательских структур не только стране базирования, но и в странах, где имеются филиалы, дочерние предприятия, представительства ТНК, в котором в отличие от действующих определений особый упор сделан на имиджевую составляющую, что связано с необходимостью воздействия в целях продвижения деятельности ТНК не только и не столько на представителей целевых рынков, сколько на институциональные структуры, лояльность которых должна быть обеспечена;

– определены базовые структурные элементы стратегии позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве, включающие постановку стратегических целей (например, достижение и поддержание конкурентоспособности объекта путем информирования о наличии у него сильных сторон по сравнению с конкурентами, удержание или расширение рыночной ниши, контролируемой данной компанией, извлечение прибыли); выбор способа (формирование общественного мнения, обеспечение лояльности международных, государственных, финансовых, фискальных институтов и метода достижения цели как последовательности действий, направленных на общественное сознание и формирование официальной позиции властных структур и институтов, воспринимающих объект, что обеспечивает комплексный, системный подход к формулированию и реализации указанных стратегий;

– разработана комплексная программа, предусматривающая на государственном уровне включение стратегии позиционирования российских ТНК во внешнеэкономическую стратегию государства, формирование соответствующей институционально-правовой среды (создание агентств по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и по содействию российским инвестициям за рубежом, а также многоуровневых GR-департаментов, имеющих региональные подразделения, сочетающих функции координации и стимулирования зарубежных инвестиций; совершенствование законодательства в области регулировании российских инвестиций  за рубежом и иностранных инвестиций в РФ с ориентацией на режим взаимного обмена технологиями, активами и ресурсами), политическая, дипломатическая и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к ТНК вообще и российскому бизнесу в частности; на уровне компаний – включение стратегии позиционирования в общую стратегию развития компании, создание специализированных департаментов, ориентированных на широкий спектр целевых аудиторий (властные структуры, общественные институты, бизнес-сообщество), обеспечивающая системность и эффективность деятельности по позиционированию российских ТНК;

– определены функциональная и информационная модели деятельности Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Агентства по содействию российским инвестициям за рубежом, многоуровневых GR-департаментов, а также специфика мер государственной поддержки ТНК, связанная с их отраслевой принадлежностью и масштабами деятельности (для ТНК в топливно-энергетическом, транспортном, металлургическом секторах – информационная, аналитическая, дипломатическая поддержка; в развивающихся отраслях, прежде всего, в инновационных – страховая, консультационная и финансовая поддержка), что позволяет придать рекомендациям автора по совершенствованию позиционирования отечественных ТНК практическую направленность.

Теоретическое и практическое значение диссертации определяется ее актуальностью, новизной, обоснованностью выдвинутых положений и рекомендаций. Исследование позволяет расширить знания о сущности и закономерностях функционирования и развития одного из основных субъектов процесса глобализации – ТНК. Проведенное исследование создает теоретико-методическую основу для реализации на уровне государства и отдельных компаний комплексного системного подхода к разработке мероприятий, направленных на активизацию и повышение эффективности процесса транснационализации отечественного бизнеса как непременного условия роста конкурентоспособности российской экономики транснациональных корпораций и обеспечения ее прорыва к производству и распределению мирового дохода.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе при изучении таких дисциплин как «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Внешнеэкономические связи».

Апробация результатов  исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены автором в 10 публикациях общим объемом 4,3 п. л.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы, включающего 212 источников и 10 приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются его цель, задачи, предмет, объект и теоретико-методическая база. Далее формулируется гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе  «Теоретико-методологические основы транснационализации бизнеса» проанализированы сущность и процессы эволюции транснациональных компаний от момента их появления по настоящее время. В ходе исследования было выявлено, что несмотря на довольно длительное развитие тенденций транснационализации и растущую роль ТНК в мировой экономике, дефиниция ТНК и критерии отнесения компаний к числу транснациональных до сих пор вызывают непрекращающиеся дискуссии.

Поскольку на момент возникновения ТНК действовали, прежде всего, как экономические организации, большая часть определений и критериев транснационализации изначально носит чисто экономический и количественный характер. В частности, согласно одному из первых определений, данному в 1960 г. Лиенталем, ТНК представляют собой фирму, действующую более чем в одной стране. Что же касается критериев транснационализации, то в их числе различные специалисты выделяют число охваченных деятельностью ТНК стран; процент денежной массы, выплачиваемой за рубежом; процент иностранных капиталовложений; число занятых за рубежом; процент прибыли, получаемой в других государствах; процентное соотношение продукции и прибыли, получаемой от ее реализации в странах базирования и за рубежом; общий уровень продаж за рубежом и т.д. Причем дискуссии вызывают не только сами критерии, но и их требуемая величина.

Первоначально к числу  ТНК относились фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и филиалами не менее чем в 6 странах. Но уже в проекте Кодекса ТНК, разработанном ЮНКТАД прослеживается более гибкий подход: ТНК определяются как предприятия, имеющие отделения минимум в двух государствах, один или несколько центров принятия решений в целях проведения согласованной политики, связанные между собой так, чтобы оказывать взаимное влияние и использовать совместные ресурсы.

В настоящее время ООН определяет ТНК как инкорпорированную или неинкорпорированную компания, включающую в себя материнскую компанию (parent enterprise) и ее зарубежные отделения (foreign affiliates) – дочерние компании (subsidiary enterprise), ассоциированные компании (associate enterprise) и филиалы (branch).

Признак контроля со стороны материнской  компании определен через установление ее минимальной доли в зарубежном отделении (10 % простых акций или голосов для инкорпорированного предприятия либо ее эквивалент для неинкорпориванного предприятия).

Базируясь на том же экономическом  подходе, ЮНКТАД, начиная с 1990 г., для характеристики вовлеченности ТНК в экономику зарубежных стран ввела понятие «индекс транснационализации компаний» как среднее значение следующих трех показателей: отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.

 

                      Iтр = (Азо + Пзо + Шзо) : 3                                     (1)

где:   Iтр – индекс транснациональности; Аз – зарубежные активы; Ао – общие активы; Пз – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; По – общий объем продаж товаров и услуг; Шз – зарубежный штат; Шо – общий штат работников компании.

С 2002 г. ЮНКТАД публикует и «индекс распространенности сети», определяемый исходя из числа стран, в которых имеются отделения сети.

Учитывая возрастающую экспансию ТНК на мировом рынке и рост объемов инновационной деятельности, для объективной оценки степени транснационализации компаний, по нашему мнению, в число ее критериев следует включить степень выноса научно-исследовательской деятельности из стран базирования за рубеж и долю продаж компании на глобальном рынке.

 В таком случае  индекс транснационализации будет иметь следующий вид:

 

                                                 (2)

где:  Нз – расходы на НИОКР в зарубежных филиалах; Но – общие расходы компании на НИОКР; k  – доля продаж компании в мировом промышленном производстве.

Расчет рейтинга транснационализации  ТНК в отрасли добычи и переработки нефти по традиционной и предлагаемой методикам приведен в табл. 1.

Из данных таблицы видно, что  предлагаемая в работе методика оценки уровня транснационализации довольно существенно отличается от общепринятой и позволяет учесть влияние ТНК на развитие международной инновационной деятельности и состояние мирового рынка. При этом как положительный факт следует отметить высокую позицию в скорректированном рейтинге таких российских компаний, как «Лукойл», «Роснефть» и ТНК-ВР.

 

Таблица 1 – Сравнительные данные расчета индекса транснационализации крупнейших нефтедобывающих ТНК

ТНК

Индекс 

транснационализации, %

 

Доля продаж

Скорректированный индекс

Рейтинг после корректировки

British Petroleum Company Pic

79,9

3,79

302,8

1

Total

74,5

2,26

168,4

3

Royal Dutch/Shell Group

71,3

0,62

44,21

8

ExxonMobil

68,0

3,92

266,6

2

Chevron Corporation

58,0

2,5

145,0

4

Eni Group

53,8

1,76

94,69

5

Repsol YPF SA

52,0

0,92

47,84

7

ConocoPhillips

44,3

1,77

78,41

6

Statoil Asa

33,9

0,51

17,29

12

Petronas - Petraliam Nasional Bhd

26,0

0,24

6,24

13

Лукойл

12,4

2,19

27,16

10

Роснефть

11,6

2,79

32,46

9

ТНК-ВР

14,3

1,53

21,88

11

Информация о работе Совершенствование стратегии Позиционирования российских транснациональных корпораций