Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа
Целью исследования данной работы является управление информационно-консультационной службой.
Задачами работы является: изучить функции управления; ознакомиться с вариантами организационной структуры информационно-консультационных служб; ознакомиться с системой планирования деятельности информационно-консультационной службы; изучить систему оценки консультантов и значение обратной связи.
Введение………………………………………………………………………3
1. Функции управления……………………………………………………5
2. Организационная структура…………………………………………..9
3. Планирование информационно-консультационной деятель-
ностью………………………………………………………………………...13
4. Организация информационно-консультационной службы……….15
5. Управление консультационным центром…………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….26
Заканчивая работу, перед представлением ее руководителю, специалист должен задать себе вопрос: "Если бы Вы были руководителем, готовы ли подписать подготовленный Вами документ, поставив под удар свою профессиональную репутацию?" В случае отрицательного ответа необходимо поработать с документом дополнительно, потому что это, видимо, не законченная работа.
Большое значение имеет координация в работе консультантов и специализированных отделов. Именно посредством различных форм координации обеспечивается взаимосвязь компонентов различных программ и направлений консультационной деятельности, и создаются лучшие условия для достижения поставленных задач. На начальной стадии работы консультационного центра, когда консультантов в штате немного, и все они работают в одном подразделении, особой необходимости в координации нет. Большая часть координации в консультационной службе осуществляется неформально.
1. УПРАВЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ
В консультационной службе районный консультант подчиняется руководителю районной службы, который в свою очередь ответственен перед руководителем региональной службы. Четкое распределение полномочий от рядового консультанта до руководителя высшего звена ведет к более эффективному использованию кадрового потенциала, оперативному принятию решений и их реализации. Для недопущения конфликтных ситуаций и повышения ответственности за результаты каждый сотрудник должен быть подчинен только одному начальнику.
Управление консультационным центром предусматривает его развитие. Это постоянный процесс, который базируется на ряде методов, используемых в рабочих группах, как:
• Обратная связь, полученная в результате обследования;
• Анализ процессов в организации, в том числе роли сотрудников, методы решения проблем, групповые нормы, межгрупповые взаимоотношения;
• Формирование команд - наиболее часто используемый метод развития организации.
Основной задачей в развитии организации является выявление симптомов неэффективной деятельности, своевременный их учет и корректировка. Любая организация, независимо от ее размера, должна быть легко адаптируема к изменениям.
Успех работы консультационной службы определяется в первую очередь кадровым составом ее кадровых и временно привлекаемых работников. Уровнем их подготовки, опытом, знаниями, коммуникабельностью характеризуется лицо консультационного центра. Управление кадрами предполагает определение должностных функций. Анализ функций является одной из наиболее важных функций деятельности в управлении кадрами. Этот процесс включает в себя и обработку информации о функциях. Информация, полученная в результате анализа функций, используется в подборе, подготовке, оценке работы кадров и определении материального стимулирования.
Консультационная служба должна постоянно соответствовать требованиям времени, адэкватно менять направления своей деятельности, обновлять кадровый состав, ликвидируя одни должности и вводя другие. Любое изменение структуры центра, корректирование функций, его обновление должно начинаться с анализа работ. Для этого используются такие методы, как интервью, наблюдение, листы учета рабочего времени. Это даст возможность оценить направления и, соответственно работников, пользующихся спросом у клиентов и внести соответствующие коррективы в распределение функций и в должностные обязанности специалистов.
Должностные обязанности должны разрабатываться на основе изучения характера и особенностей работы и устанавливать требования по выполнению работы, описывать квалификационные требования, необходимые для данной должности: знания, навыки и способности, опыт и специальные требования. Они используются при проведении отбора, а также для разработки программ обучения и повышения квалификации.
В управлении кадрами имеет значение правильная оценка сложности и значимости работы каждого специалиста. Существует несколько методов и приемов такой оценки, как ранжирование, классификацию и различную балльную оценку. Метод ранжирования видов работ предполагает их расстановку по порядку, начиная с наиболее значимой работы. Так, например, ранжирование административных должностей будет выглядеть так: директор, заместитель директора, руководитель отдела, руководитель группы и т.д. Метод ранжирования не позволяет точно определять различия между видами работ, что приводит к необоснованным различиям в оплате труда.
Метод классификации более применим для административно-вспомо-
Метод балльной оценки используется перечень факторов, чтобы отразить такие характеристики, как опыт, навыки, усилия, ответственность и условия работы. Каждому фактору выделяется какое-то количество баллов, в зависимости от его значимости. По каждому фактору должны быть степени и описание специальных требований. Например, по фактору "образование" может быть несколько градаций: среднее, неполное среднее специальное, среднее специальное, незаконченное высшее образование, высшее образование, ученая степень.
Основанные на баллах квалификационные характеристики могут быть разработаны для всех видов работ в консультационной службе. Они должны способствовать правильной расстановки кадров и установки обоснованного уровня оплаты труда для всех работников консультационного центра.
Комплектование кадров в первую очередь необходимо производить за счет внутренних источников, повышая в должности сотрудников. Желательно, чтобы право на повышение имели сотрудники, проработавшие в консультационном центре не менее года. Эффективным источником поиска кандидатов на вакантные места являются рекомендации сотрудников организации. Они могут рекомендовать в качестве кандидатов специалистов, которых хорошо знают. Подбирать сотрудников можно и через публикацию в печати. Если консультационной службе необходим специалист узкого профиля, то^ целесообразно публиковать объявления в специализированных журналах или направить запросы в соответствующие научно-исследовательские организации. Желательно, чтобы на каждую вакансию имелось несколько претендентов, чтобы был выбор. С претендентом необходимо провести собеседование о его образовании, опыте работы, заинтересованности, ожиданий по поводу карьеры, условий работы, заработной платы. Если есть возможность получить информацию с места предыдущей работы будущего сотрудника, надо ею воспользоваться до приема на работу. Желательно оценить его навыки по четкому информативному изложению, способность к коммуникации и общению с клиентами.
Целесообразно при собеседовании всем претендентам задавать заранее заготовленный перечень вопросов, чтобы была возможность сравнить ответы. Однако это не означает, что собеседование не может проводиться в гибкой форме.
Развитие потенциальных возможностей кадров является заключительным аспектом управления людскими ресурсами. Задачей каждого руководителя является обеспечение уровня работы сотрудников, соответствующего задачам консультационной службы. Новые сотрудники должны быть сориентированы, прошли акклиматизацию и только после этого можно оценивать результаты их деятельности.
Профессиональная ориентация - это процесс вхождения нового сотрудника в курс дела и его знакомство с коллегами и руководством. Правильно организованный, он служит нескольким целям:
• Сокращает период низкоэффективной работы из-за недостаточного знания специфики деятельности, отсутствия налаженных связей с коллегами по работе.
• Снижает стресс и волнения, связанные с вхождением новичка в коллектив, его адаптацию.
• Снижает текучесть кадров, что случается в период адаптации. Помогая новичкам создать реальные представления о работе, эффективно организовать ее, руководитель способствует новому работнику вжиться в коллектив.
• Экономит время руководителей и коллег. Новый сотрудник, не введенный подробно в курс дела, все равно будет вынужден обращаться к своим коллегам и руководителям, отнимая их рабочее время.
Ориентация может носить формальный или неформальный характер. Формальная ориентация проводится, когда принимается на работу несколько человек, например при открытии нового отдела. В этом случае новым сотрудникам дается информация по истории организации, основным направлениям ее деятельности, организационной структуре, формам и методам работы с клиентами. Здесь же неформальная ориентация сводится, как правило, к знакомству с основными сотрудниками организации и выполняемой ими работой. Здесь же излагаются требования к сотрудникам, условия и перспективы их работы: испытательный срок, возможности продвижения по службе, должностные обязанности, продолжительность отпуска, размер заработной платы и дополнительного вознаграждения.
Оценка результатов деятельности.
Для оценки результатов деятельности сотрудников консультационного центра используется несколько методов. Прежде всего, это оценка вышестоящим руководителем работы своего подчиненного. Она может проводиться по специальной форме. Хорошо продуманная система оценки может повысить эффективность консультационной службы, служить инструментом развития и создавать основу для принятия решений по кадровой политике.
Критерии оценки должны базироваться на анализе особенностей работы. Результаты деятельности, должны сопоставляться с поставленными задачами при учете реальных условий. При этом важно, чтобы вся информация, используемая для оценки результатов деятельности, была объективной. Для обеспечения эффективности системы оценки важно соблюдение ряда требований:
Достоверность - т.е. результаты оценки сотрудника, проводимой разными людьми не должны существенно различаться.
Значимость - оценка должна сориентирована на конкретные должностные обязанности и основываться на объективных и измеримых критериях.
Правомочность - система оценки должна не противоречить трудовому законодательству.
Оценка может проводиться по 5-балльной шкале. Желательно оценивать каждый вид работы независимо от результатов оценки по другим видам. Балльную оценку можно применять в тех случаях, когда оценивающий регулярно и непосредственно наблюдал или когда имеются объективные свидетельства.
Оценка должна проводиться по определенной процедуре и должна предусматривать несколько разделов (частей).
Раздел 1. Основные параметры оценки. Здесь излагается перечень основных видов работ, исходя из должностных обязанностей. Включаются требования и ожидания в оцениваемом периоде, делаются комментарии на основе наблюдений за выполнением работы.
Примерные параметры оценки могут быть следующие:
Планирование программ по направлению работы на основе долгосрочных планов, разработка ежегодных календарных планов, подготовка предложений по специальным проектам.
Проведение научных исследований (опытов) применительно к тематике работы, оценка их результатов, подготовка информационных листков, бюллетеней, подготовка материалов для средств массовой информации.
Обучение в рамках консультационных программ для районных консультантов, для клиентов и общественности по теме работы, оказание консультационных услуг, чтение лекций.
Оценка и подготовка отчетов. Оценивается воздействие программ, анализируются результаты и, при необходимости, корректируются программы.
Повышение профессионального уровня. Изучение специальных журналов и публикаций по теме работы, дополнительное обучение на семинарах.
Административная работа. Присутствует на работе в рабочее время, участвует в общественной жизни коллектива (отдела), в работе комиссий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселовский М. Я. Информационно-консультационная служба АПК России: Вопросы теории и практики / М. Я. Веселовский. - М. : ГНУ"Росинформагротех", 2002. - 225с.
2. Демишкевич Г. М. Роль и место ИКС АПК в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" / Г. М. Демишкевич // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2007. - №12.- С.27-30.
3. Киреева О. В. Организация региональной системы информационного обслуживания АПК : монография / О. В. Киреева ; Самарская гос.с.-х.акад.;под ред. Н. Р. Руденко. - Самара, 2003. - 276с.
4. Киреева О. Развитие информационно-
5. Консультационная служба АПК: временное положение об информационно-
6. Организация информационно-консультационной службы в АПК // Организация и управление производством на с.-х. предприятиях: учебник/ под ред. В. Т.Водянникова. - М.:КолосС,2005. - С.441-443.
7. Организация информационно-консультационной службы в АПК / под ред. Ю. И. Клименко. - М., 2000. - 335с.
8. Организация консультационной службы в АПК: учеб. / Д. С. Алексанов [и др.] ; под ред. В. М. Кошелева. - М. : КолосС, 2007. - 272с.
9. Соловьева М. Информационно-консультационные службы как залог устойчивого развития сельского хозяйства / М. Соловьева // Концепция устойчивого развития и реалии современной жизни: материалы экологич. науч.-практ. конф. Вып.10 (5 июня 2005г., г. Великие Луки). - Великие Луки, 2005. - С.279-281.
Информация о работе Управление информационно-консультационной деятель- ностью