Управление инновационными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления инновационными проектами.

В отечественной практике концепция управления проектами нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ, представляющих собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующего хозяйственного механизма управления научно-технического развития страны.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационным проектом.

1.1.Сущность инновационного проекта и его классификация.
1.2. Жизненный цикл инновационного проекта.
1.3. Структуризация проекта.
1.4. Управление проектом.
Глава 2. Анализ эффективности реализации инновационного проекта на примере рассмотрения инновационной деятельности ООО «Машиностроительный завод».
Заключение.

Работа содержит 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬо.doc

— 150.50 Кб (Скачать)
 

  
 

1.3.     Структуризация проекта.

     Структуризация  проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проект как всякая система может быть разделен на элементы. При этом между ними должны определяться и поддерживаться связи.

     Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.

     Внешняя среда формируется факторами:

  • политическими;
  • экономическими;
  • социальными;
  • научно-техническими.

     Проект  тесно связан с научно-техническим  обеспечением, а именно с достижениями в предметной области проекта и использованием ноу-хау.

     Проект  объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется  зона реализации проекта, в которой  принимаются решения по управлению проектом, и способствует реализации персонала проекта, который является частью трудовых ресурсов вообще.

     Проект  ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты  и другие правовые документы.

     Финансирование  проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок. Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация.

     Зона  разработки проекта тесно взаимодействует  и формирует материальное хозяйство, которое образует зону закупок и поставок.

     Проект  объединяет опыт и методы строительства, формируя зону строительства, т.е. непосредственно  здания и сооружения. Зона строительства  предполагает наличие участка строительства, а он образует зону землепользования.

     Проект  объединяет инженерные знания и опыт, формируя зону инжиниринга,   которая занимается технологическим процессом, а технологический процесс ориентирован на конкретное производство и тем самым формируется производственная зона.

     Прединвестиционная  стадия проекта тесно связана  со сферой бизнеса и внешней средой.

     В заключительной фазе, когда уже получена продукция, проект связан с зоной  сбыта и конкретно с рынком сбыта.

Основными участниками инновационного проекта являются:

1. заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);

2. инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);

3  проектировщик – разработчик проекта;

4. поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;

5.  руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;

6.  команда проекта, создается на период работ.

     Непосредственно же древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ.

Структурирование  помогает решить следующие  задачи:

1.      разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;

2.      распределение ответственности;

3.      оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;

4.      создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;

5.      увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;

6.      переход от общих целей к конкретным заданиям.

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

  • формирование инновационного замысла (идеи);
  • исследование инновационных возможностей;
  • подготовка контрактной документации;
  • подготовка проектной документации;
  • строительно-монтажные работы;
  • эксплуатация объекта;
  • мониторинг экономических показателей.

Оформление  инновационных проектов:

Каждый  проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число  исполнителей; сроки выполнения (год  начала  и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа.

В проекте  должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.). Далее следует содержание проекта.

Должна  быть обоснована смета расходов на выполнение проекта.

Общий объем финансирования в расчете  на год, в том числе:

  • заработная плата (не более 50% общего объема);
  • начисления на заработную плату;
  • приобретение оборудования и материалов;
  • услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);
  • командировочные расходы;
  • экспедиционные расходы;
  • накладные расходы (не более 20% общего объема).

     Проведение  работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием.

     В техническом задании указываются: тема работы (название проекта), год, организация, в которой выполняется работа, исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность, содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности), перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.

     Особое  внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов.

     Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).

     Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам  которой выносится решение по объему финансирования проекта. 
 
 
 

1.4.  Управление проектом.

     Управление  проектом является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для  реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими  функциональными подразделениями.

     Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру.

     Каждый  член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложившейся ситуации. Если, например, проект не является сложным (модификация продукта), то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела.

     Если  же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический ("рабочий") руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитель, отвечающий за качество выполнения работы;

 руководитель-организатор,  обеспечивающий личные интересы сотрудников (зарплата и т.п.). Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит: определение цели проекта; создание рабочих групп;

постановка задачи; контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы); принятие решения о продолжении; роспуск рабочих групп.

     Рабочие группы отвечают за выполнение своей  части проекта; планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.     

       При отборе кандидатур в рабочую  группу руководствуются следующими критериями: компетентность и опыт, наличие специальных знаний в проблемной области, возможность привлечения к работе, власть и авторитет в организации, способность разрешать конфликтные ситуации, отношение к делу, личный интерес и мотивация.     

       Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.

     В практике менеджмента применяется  много методик управления рабочей группой. Среди них: планирование (особенно планирование бюджета и контроля над затратами; управление информационными потоками и т.п.). Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п. Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для: осмысления проекта и установления этапов выполнения, выделения важнейших проблем, создания модели обмена информацией, определения ожидаемых результатов, разработки рекомендаций после завершения работ.

В этапах выполнения проекта принимаются  решения: нужно продолжать или скорректировать задания, не надо ли уточнить последний этап, форма завершения последнего этапа. Подразделение на этапы позволяет контролировать ход выполнения проекта.          

     Все разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано. Одной  из причин неудач в реализации проекта  является нечеткая организация сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией.

     Управление  инновационными проектами – это  искусство руководства и координации  трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.

     Для того чтобы справиться с ограничениями  по времени используют методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления финансовыми ограничениями используют методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере, выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из под контроля. Для выполнения работ требуется их обеспечение ресурсами, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами.  
 

  •  
  •  
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • Информация о работе Управление инновационными проектами