Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа
В сегодняшней России происходят наиболее масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецендентны - ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. Все многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Если научиться этими проектами управлять, то можно утверждать: проводимые в стране реформы будут идти успешнее.
Введение................................................................................................................
1. Основные признаки и характеристики проекта
1.1. Что такое проект и управление проектами
1.2. Классификация типов проектов
1.3. Проектный цикл
2. Организация управления проектами
2.1. Управление ресурсами проекта
3. Оценка эффективности инвестиционных проектов
3.1. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
3.2. Основные показатели эффективности проекта
3.2. Влияние риска и неопределенности при оценке эффективности проекта
4. Практическое задание
4.1. Определить цель проекта
4.2. Составить перечень работ по проекту
4.3. Определить перечень участников проекта
4.4. Составить алгоритм решения задачи (структуру) проекта
4.5. Определить продолжительность всех работ
4.6. Построить сетевой график решения задачи проекта
4.7. Рассчитать срок окончания проекта (длительность критического пути)
Заключение
Список использованной литературы
Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. Естественно, на практике встречаются «скошенные» варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности - например, использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др. - все это суть проявления сложности проектов.
Краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. На таких объектах заказчик обычно идет на увеличение окончательной (фактической) стоимости проекта, против первоначальной, поскольку более всего он заинтересован в скорейшем его завершении.
Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество.
Обычно стоимость бездефектных проектов весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции).
Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются.
Эти проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров. Нередко для решения задач таких проектов создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем. При этом каждый партнер вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях.
1.3. Проектный цикл
Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также «.жизненным циклом проекта»).
Жизненный цикл проекта - исходное понятие для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.
Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».
Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.
Окончанием существования проекта может быть:
- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;
- перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу;
- достижение проектом заданных результатов;
- прекращение финансирования проекта;
- начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);
- вывод объектов проекта из эксплуатации.
Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.
Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).
Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным - лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.
В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т. д.
Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т. п., количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено.
Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10-15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций - участниц проекта.
Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.
Примерное содержание фаз жизненного цикла проекта, применительно к действующим в РФ нормативным документам.
2. Организация управления проектами
2.1. Управление ресурсами проекта
Управление ресурсами - одна из главных подсистем управления проектом. Включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических.
В принципе понятие ресурс в методологии управления проектами трактуется широко: все, чем располагает проект, - в том числе трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, команда проекта, время (продолжительности, сроки ограничения), информация, знания и технологии - является взаимосвязанными ресурсами проекта. И основная задача управления ресурсами - обеспечить их оптимальное использование для достижения конечной цели управления проектом - формирования результата проекта с запланированными показателями.
Рассматриваются две взаимосвязанные группы ресурсов:
- материально-технические
- сырье; материалы, конструкции,
- трудовые - осуществляют
непосредственную работу с
Два основных вида ресурсов:
- евоспроизводимые, складируемые,
накапливаемые - в процессе выполнения
работ расходуются полностью,
не допуская повторного
- воспроизводимые,
Примеры: люди и средства труда многократного использования (машины, механизмы, станки и т. п.).
Понятие ресурсов взаимосвязано с понятием «работа», по-скольку ресурсы соотносятся не с проектом в целом, а с определенными работами, выполняемыми в запланированной последовательности, соответствующей календарному плану работ по проекту.
В рамках календарного планирования работ по проекту описываются потребности в ресурсах по работам в виде функции потребности. Потребность работы в складируемом ресурсе описывается функцией интенсивности затрат, показывающей скорость потребления ресурса в зависимости от фазы работы, либо функцией затрат, показывающей суммарный, накопленный объем требуемого ресурса в зависимости от фазы.
Потребность работы в нескладируемом ресурсе задается в виде функции потребности, показывающей количество единиц данного ресурса, необходимых для выполнения работы, в зависимости от фазы.
Наряду с функциями потребности, характеризующими задачи проекта, необходимо рассматривать и функции наличия (доступности) ресурсов, которые задаются аналогично функциям потребности. Отличие заключается в том, что функции наличия задаются на проект в целом, так что их аргументом выступает не фаза работы, а время (рабочее или календарное). Проверка ресурсной реализуемости календарного плана требует сопоставления функций наличия и потребности в ресурсах проекта в целом.
По сути, управление материальными ресурсами проекта начинается на предынвестиционной фазе при разработке технико- экономического обоснования, затем на фазе планирования прорабатываются потребности в ресурсах и возможности их обеспечения.
В каждый текущий момент
времени ресурсы проекта
- оптимальное планирование ресурсов,
- управление материально-
а) управление закупками ресурсов;
б) управление снабжением;
в) управление поставками ресурсов;
г) управление запасами ресурсов.
д) управление распределением ресурсов по работам проекта.
3. Оценка эффективности инвестиционных проектов
3.1. Основные принципы оценки
эффективности инвестиционных проектов
Существует ряд методик оценки эффективности инвестиционных проектов, основанных на единой методологической базе и отличающихся условиями применимости и предметными областями. Наиболее адекватной современным российским условиям методикой являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция, утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №ВК 477 от 21.06.1999).
Общие положения
Эффективность инвестиционного проекта - это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. В связи с этим необходимо оценивать эффективность проекта в целом, а также эффективность участия в проекте каждого из его участников.
Эффективность проекта
в целом оценивается с целью
определения потенциальной
- социально-экономическую эффективность проекта;
- коммерческую эффективность проекта.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников и включает в себя:
- эффективность участия предприятий и организаций в проекте;
- эффективность инвестирования в проект;
- эффективность участия
в проекте структур более
а) региональную и народнохозяйственную;
б) отраслевую;
- бюджетную эффективность.
Основные принципы оценки эффективности
В числе наиболее важных основных принципов оценки эффективности проектов можно выделить следующие:
- рассмотрение проекта
на протяжении всего его
- моделирование денежных потоков;
- сопоставимость условий сравнения различных проектов (или вариантов проекта);
- принцип положительности и максимума эффекта;
- учет фактора времени;
- учет только предстоящих затрат и поступлений;
- сравнение состояний «с проектом» и «без проекта»;
- учет всех наиболее
существенных последствий
- учет наличия разных участников проекта;
- многоэтапность оценки;
- учет влияния на
эффективность проекта
- учет влияния инфляции
и возможности использования пр
- учет (в количественной
форме) влияния
3.2. Основные
показатели эффективности
Основные показатели эффективности проекта основаны на учете стоимости финансовых ресурсов во времени, которая определяется с помощью дисконтирования.
Дисконтированием денежных
потоков называется приведение их разновременных
(относящихся к различным
Основным экономическим нормативом, используемым при дисконтировании, является норма дисконта Е, выражаемая в долях единиц или процентах в год.
Дисконтирование денежного потока на m-м шаге осуществляется путем умножения его значения f(m) на коэффициент дисконтирования аm, рассчитываемой по формуле:
аm = ___ 1__________
(1 + Е) tm- t°
где t - момент окончания m-го шага.
Норма дисконта Е может
выбираться различной для разных
шагов расчета. Это может быть
целесообразно в случаях
Различают следующие нормы дисконта:
- коммерческая, которая
используется при оценке
- норма дисконта участника
проекта, которая отражает
- социальная норма дисконта, которая используется при расчетах социально-экономической эффективности и характеризует минимальные требования общества к эффективности проекта (она считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления народным хозяйством в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны);