Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа
Актуальность этого вопроса продиктована серьёзными, во многом взаимоисключающими, основаниями:
Во-первых, значением природно-ресурсного потенциала Севера для экономической безопасности России.
Во-вторых, необходимостью сохранения традиционного природопользования как одного из важнейших условий сохранения этноса северных народов.
В-третьих, непростой ситуацией в экономике Севера, где меньше, чем в других регионах России, возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели.
Введение
1 Управление развитием Севера России
1.1 Экономико-географическое положение Российского Севера
1.2 Стратегия развития Северных регионов России
1.3 Экономика знаний в пространстве Севера
1.4 Экологичность экономики Севера и Арктики
1.5 Новый Север и коренные малочисленные районы
2 Проблемы регулирования миграции
2.1 Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции
2.2 Кадровый потенциал инновационного развития Северных территорий
Заключение
Библиографический список
Выполнение намеченных ориентиров
в социально-экономическом
III. Кадровый потенциал инновационного развития северных территорий
Инновационный путь развития Севера является необходимым условием обеспечения его жизнедеятельности и дальнейшего развития. В современном мире главным ресурсом развития становятся творческие способности человека, его энергия и инициатива. Северные города как маяки регионального развития в постиндустриальную трансформацию должны сосредотачивать и наращивать интеллектуальный капитал, обеспечивать его динамичный переток и обмен знанием между исследователями.
В северных регионах страны существует серьезная база для формирования экономики знаний. Здесь действует значительное число научных организаций, в том числе восемь центров РАН (в их числе, крупные центры академической науки – Якутский научный центр Сибирского Отделения РАН, Коми научный центр, Архангельский научный центр Уральского Отделения РАН, Кольский научный центр РАН). В состав научных центров входят 46 научно-исследовательских институтов. На севере расположены также 74 отраслевые научно-исследовательские организации.
Сегодня в Республике Коми,
Мурманской области, Республике Саха (Якутия)
подготовлены условия для создания
собственных инновационных
Очень важно в какой-то мере дистанцировать Север от столичных центров и ориентировать его на региональные научные центры и группы. Формирование подобных коридоров развития активизирует жизнь научных организаций северных городов.
Развитие инновационной
В условиях становления
В контексте формирования
Новые университеты получают
право самостоятельно формировать
собственные стандарты
Сегодняшняя деятельность университетов «полярного пояса»: в Республике Карелия, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Архангельской, Мурманской областей доказывает, что наукоемкие технологии могут быть включены в сферу вузовской науки.
Для эффективного развития
инновационной экономики
Это подразумевает подготовку кадров по новым направлениям развития технологий, экономики и управления, специалистов, обладающих креативными способностями.
Экономике Севера нужна региональная система подготовки инженерно-технических и управленческих кадров, способных к внедрению и освоению инновационных разработок. Именно на эти специальности надо открывать как можно больше бюджетных мест.
В качестве системы повышения квалификации и переподготовки кадров для инновационного развития целесообразно создавать в северных регионах современные образовательные центры, включающие специализированные курсы, научные семинары и школы.
Система подготовки
Для России, провозгласившей
При этом особенно важно не только обеспечить подготовку кадров, но и принять меры для закрепления кадрового потенциала в северных регионах через решение социальных вопросов: предоставление жилья, повышение доступности услуг образования и здравоохранения, развитие и удешевление услуг транспорта, обеспечение доступности поездок в южные и центральные регионы страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работы необходимо отметить, что в экономическом развитии регионов Крайнего Севера наблюдаются трудности, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами. К объективным причинам возникновения проблем развития можно отнести климатические особенности (низкая среднегодовая температура, вечная мерзлота, короткий летний период), малая плотность населения, большая территориальная протяженность. В качестве субъективного фактора можно отметить отсутствие государственного регулирования развития экономики Крайнего Севера, зависимость бюджетов регионов от деятельности крупных финансово-промышленных групп, которым принадлежат многие градообразующие предприятия.
За последние 15 лет произошло значительное сокращение предприятий военно-промышленного комплекса и других промышленных предприятий, признанных нерентабельными. Это привело к уменьшению количества рабочих мест, и как следствие, к таким явлениям, как безработица, пьянство, рост преступности. Наблюдается значительный отток наиболее квалифицированных кадров, молодого трудоспособного населения. Следствием этого процесса является нехватка специалистов во многих специфических отраслях - геологоразведке, горнорудном секторе, энергетических отраслях, судоремонте, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Для обеспечения экономического развития и поддержания должно уровня жизни населения, в северных регионах необходимо жесткое государственное регулирование.
В связи с высокой стоимостью жизнеобеспечения Крайнего Севера в правительстве высказываются предложения о прекращении дальнейшего освоения региона. В опровержение данной позиции можно отметить, что исключительные природные ресурсы, сконцентрированные на Крайнем Севере, - объективный и неизбежный способ сохранения Россией позиции мировой державы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК