Управление развитием Севера России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этого вопроса продиктована серьёзными, во многом взаимоисключающими, основаниями:
Во-первых, значением природно-ресурсного потенциала Севера для экономической безопасности России.
Во-вторых, необходимостью сохранения традиционного природопользования как одного из важнейших условий сохранения этноса северных народов.
В-третьих, непростой ситуацией в экономике Севера, где меньше, чем в других регионах России, возможностей перехода на рыночные отношения по общепринятой модели.

Содержание

Введение
1 Управление развитием Севера России
1.1 Экономико-географическое положение Российского Севера
1.2 Стратегия развития Северных регионов России
1.3 Экономика знаний в пространстве Севера
1.4 Экологичность экономики Севера и Арктики
1.5 Новый Север и коренные малочисленные районы
2 Проблемы регулирования миграции
2.1 Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции
2.2 Кадровый потенциал инновационного развития Северных территорий
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.65 Кб (Скачать)

Выполнение намеченных ориентиров в социально-экономическом развитии северных регионов позволит, с одной стороны, улучшить жизнь северян и довести (сохранить) их численность до приемлемого оптимума, а с другой стороны, позволит российской экономике поддерживать устойчивые темпы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Кадровый потенциал инновационного развития северных территорий

         Инновационный путь развития  Севера является необходимым  условием обеспечения его жизнедеятельности и дальнейшего развития. В современном мире главным ресурсом развития становятся творческие способности человека, его энергия и инициатива. Северные города как маяки регионального развития в постиндустриальную трансформацию должны сосредотачивать и наращивать интеллектуальный капитал, обеспечивать его динамичный переток и обмен знанием между исследователями.

         В северных регионах страны  существует серьезная база для  формирования экономики знаний. Здесь действует значительное число научных организаций, в том числе восемь центров РАН (в их числе, крупные центры академической науки – Якутский научный центр Сибирского Отделения РАН, Коми научный центр, Архангельский научный центр Уральского Отделения РАН, Кольский научный центр РАН). В состав научных центров входят 46 научно-исследовательских институтов. На севере расположены также 74 отраслевые научно-исследовательские организации.

Сегодня в Республике Коми, Мурманской области, Республике Саха (Якутия) подготовлены условия для создания собственных инновационных центров, в которых можно было бы быстрее  доводить научные разработки до стадии коммерчески реализуемого продукта. Раньше академические учреждения не имели права создавать подобные предприятия. С 2009 года деятельность по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях внедрения интеллектуальной деятельности разрешена федеральным законом.

Очень важно в какой-то мере дистанцировать Север от столичных  центров и ориентировать его на региональные научные центры и группы. Формирование подобных коридоров развития активизирует жизнь научных организаций северных городов.

         Развитие инновационной деятельности  непосредственно связано с развитием  образования. В районах Севера  и приравненных к ним местностях  функционирует более 200 государственных  и муниципальных высших учебных заведений, в них обучается около 1 млн. студентов, что составляет примерно 9% от всего количества студентов в России.

         В условиях становления инновационной  экономики, преобладания интеллектуально-творческой деятельности в сфере производства знаний главенствующую роль играют университеты и университетская наука. Университеты становятся центрами инновационной системы северных регионов, принципиальным фактором социально-экономического развития российских северных территорий.

         В контексте формирования единого  интеллектуального пространства Арктики и Севера образованы федеральные университеты: в Республике Саха (Якутия) - Северо-Восточный федеральный университет; в Архангельской области - Северный (Арктический) федеральный университет.

Новые университеты получают право самостоятельно формировать  собственные стандарты образования  и образовательные программы, на которые смогут ориентироваться высшие учебные заведения соседних северных территорий. Решение о создании федеральных университетов - ценная инвестиция федерального центра в экономическое развитие российского Севера и Арктики в целом.

Сегодняшняя деятельность университетов  «полярного пояса»: в Республике Карелия, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Архангельской, Мурманской областей доказывает, что наукоемкие технологии могут быть включены в сферу вузовской науки.

Для эффективного развития инновационной экономики необходимо воспроизводство инновационной рабочей силы.

Это подразумевает подготовку кадров по новым направлениям развития технологий, экономики и управления, специалистов, обладающих креативными способностями.

Экономике Севера нужна региональная система подготовки инженерно-технических и управленческих кадров, способных к внедрению и освоению инновационных разработок. Именно на эти специальности надо открывать как можно больше бюджетных мест.

В качестве системы повышения  квалификации и переподготовки кадров для инновационного развития целесообразно создавать в северных регионах современные образовательные центры, включающие специализированные курсы, научные семинары и школы.

         Система подготовки специалистов, прежде всего,  в научно-технической  и промышленной сферах должна  резко повысить престиж российского инженерного образования, признанного в мире одним из лучших.

         Для России, провозгласившей государственным  приоритетом инновационное развитие экономики,  это необходимое условие, ибо инженеры в первую очередь определяют технический прогресс и развитие общества в целом. Инженерный корпус является ядром кадрового потенциала инновационного развития.

         При этом особенно важно не  только обеспечить подготовку  кадров, но и принять меры для закрепления кадрового потенциала в северных регионах через решение социальных вопросов: предоставление жилья, повышение доступности услуг образования и здравоохранения, развитие и удешевление услуг транспорта, обеспечение доступности поездок в южные и центральные регионы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной работы необходимо отметить, что в экономическом развитии регионов Крайнего Севера наблюдаются трудности, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами. К объективным причинам возникновения проблем развития можно отнести климатические особенности (низкая среднегодовая температура, вечная мерзлота, короткий летний период), малая плотность населения, большая территориальная протяженность. В качестве субъективного фактора можно отметить отсутствие государственного регулирования развития экономики Крайнего Севера, зависимость бюджетов регионов от деятельности крупных финансово-промышленных групп, которым принадлежат многие градообразующие предприятия.

За последние 15 лет произошло  значительное сокращение предприятий военно-промышленного комплекса и других промышленных предприятий, признанных нерентабельными. Это привело к уменьшению количества рабочих мест, и как следствие, к таким явлениям, как безработица, пьянство, рост преступности. Наблюдается значительный отток наиболее квалифицированных кадров, молодого трудоспособного населения. Следствием этого процесса является нехватка специалистов во многих специфических отраслях - геологоразведке, горнорудном секторе, энергетических отраслях, судоремонте, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Для обеспечения экономического развития и поддержания должно уровня жизни населения, в северных регионах необходимо жесткое государственное регулирование.

В связи с высокой стоимостью жизнеобеспечения Крайнего Севера в правительстве высказываются предложения о прекращении дальнейшего освоения региона. В опровержение данной позиции можно отметить, что исключительные природные ресурсы, сконцентрированные на Крайнем Севере, - объективный и неизбежный способ сохранения Россией позиции мировой державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление развитием Севера России