Великая депрессия 1929-1933 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
Причины, содержание и последствия «великой депрессии»…………………. 3
«Новый курс» в США и «новый порядок» в германии – варианты программ по преодолению последствий мирового кризиса……………………………..10
ТЕСТ……………………………………………………………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..... 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 37.61 Кб (Скачать)

   Исходя  из этого, основной целью реформ Рузвельта  стало активное вмешательство государства  в процесс общественного воспроизводства. В осуществлении «Нового курса» выделяют 2 этапа:

   1. с 1933 до 1935 гг.;

   2. с 1935г., когда обозначились сдвиги  влево.

   Основные  мероприятия «Нового курса» включали:

   1. Прежде всего - спасение банковской  и финансовой систем. Для их  оздоровления запрещалось вывозить  золото за границу, прекращался  обмен банкнот на золото, были  закрыты все банки (но национализация  банков не осуществлялась). В Чрезвычайном  законе о банках предусматривалось  возобновление функций и получение  правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы  (т.е. наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было  вновь открыто 4/5 банков - членов  Федеральной резервной системы  (но 2 тыс. банков разрешение на  это не получили). В результате  усилилась концентрация банковской  системы - их число сократилось  с 25 тыс. до 15 тыс.

   Для увеличения финансовых ресурсов государства  США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели  девальвацию (т.е. обесценение) доллара. Для этого были сделаны крупные  закупки золота по ценам, превышающим  курс доллара по отношению к золоту, это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству, а взамен банкам выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В 1934 г. был принят закон о золотом резерве, который устанавливал новую цену на золото- 35 долларов за унцию, и в январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41 %. И благодаря девальвации распределение доходов изменилось в пользу промышленного, а не судного капитала и, тем самым, были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, усилились экспортные возможности США и уменьшилась задолженность монополий правительству.

   2. Ведущее место в мероприятиях  «Нового курса» отводилось проблеме  восстановления промышленности. В  1933г. был принят закон о восстановлении  национальной промышленности, который  вводился на 2 года и предусматривал  либеральные реформы в области  трудовых отношений (как компромисс  между рабочими и капиталом). При  правительстве была создана «Национальная  администрация по восстановлению  промышленности» (НИРА). Во главе  её встал «мозговой трест» - совет  крупнейших экономистов и промышленников  и стала осуществлять государственное  регулирование хозяйства. Промышленность  была разделена на 17 отраслевых групп и во главе каждой был поставлен свой орган и введены свои правила.

   Закон включал 3 раздела:

   1) первый раздел предусматривал  меры по оживлению экономики  и выходу из кризисной ситуации, где основной упор делался  на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались объёмы  производства, цены, правила конкуренции,  занятости и найма;

   2) раздел и 3) раздел закона определяли  формы налогообложения и фонд  общественных работ с указанием  порядка использования средств  этого фонда. Была создана Администрация  общественных работ, на которую  возлагалась организация больших государственных работ, включающих строительство новых дорог, аэродромов, школ, больниц и др. сооружений в основном с сфере инфраструктуры, на которые было выделено более 3 млрд. долларов. Для организации работ было построено 2,5 тыс. палаточных лагерей, куда собирали безработных с целью уменьшения безработицы и увеличения рынка сбыта для подъема экономики и выхода из кризиса.

   В 1935г. предложение президента о продлении  срока действия закона вызвало сопротивление  со стороны разных сил и Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства сохранилась.

   3. Второй важный закон - о регулировании  сельского хозяйства - был принят  в начале 1933г. Конгрессом США.  Для его проведения была создана  Администрация регулирования сельского  хозяйства. Для преодоления аграрного  кризиса были приняты меры, направленные  на сокращение сельскохозяйственного  производства - это повышение цен  на сельскохозяйственную продукцию,  государственная скупка земли  у фермеров (с целью сохранения  их без использования), выплаты  премий за сокращение поголовья  скота и продукции, чрезвычайные  меры по финансированию государством  фермерской задолженности.

   4. С 1935г. политика «Нового курса»  была направлена на погашение  социального конфликта и поэтому  содержала социальную направленность. Летом 1935г. Рузвельтом был подписан  Закон Вагнера - «Национальный  акт о трудовых отношениях»,  где за рабочими признавалось  право на стачки, защиту рабочими  своих интересов через профсоюзы  и путём заключения с предпринимателями  коллективных договоров. По закону  Вагнера Администрация не могла  применять репрессии к рабочим  и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций.

   В 1936г. был принят Закон о социальном обеспечении, который вводил систему  пенсий по старости и пособий по безработице, болезни и инвалидности. Но закон не распространялся на лиц, занятых в сфере торговли и  обслуживания.

   В 1938г. был принят Закон о справедливых условиях труда, который устанавливал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и  максимальный пределы заработной платы  на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда.

   В целом «Новый курс» Рузвельта  способствовал преодолению кризисного состояния экономики (хотя и медленными темпами) и к 1937г. по ряду экономических  показателей США вышли на отметку 1929г. (до кризисного периода).

   Однако  «Новый курс» нельзя расценивать  как переход к социалистическому  планированию, так как оставалась незыблемой частная собственность, в США не было национализировано  ни одного предприятия или банка.

   «Новый  порядок» - экономической политики фашистской германии.

   Зависимое положение неокрепшей экономики  Германии определило глубину кризиса 1929 - 1933 годов и своего пика кризис достиг в 1932г., поразив банковскую систему, промышленность, вызвав огромную безработицу. Прекращение помощи со стороны ведущих  стран ещё больше усугубило положение  страны. В такой ситуации, видя неспособность  противостоять экономическому кризису, стал формироваться блок монополий  и фашизма, и в 1933г. фашисты пришли к власти, установив фашистский режим.  

   Экономическая политика фашизма носила крайне выраженный фашистский характер, где государственное  управление хозяйством было доведено до крайней степени, а антикризисные  меры носили чрезвычайный характер и  преследовали военно-политические цели.

   Программа фашистов включала уничтожение демократии, подготовку к войне, подчинение крупному капиталу мелких и средних предпринимателей, поднятие экономики путём обширных государственных заказов. Это определило формы и методы выхода страны из кризиса. С этой целью нацистским руководством был сделан упор:

   · на восстановление важных военных отраслей тяжёлой и топливной промышленности;

   · на создание предприятий, выпускающих  военную технику.

   Это потребовало концентрации огромных средств в руках государства, поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, который стал основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, трудовых и прочих ресурсов.

   Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация  Германии, которая проводилась ускоренными  темпами и рассматривалась как  главное средство выхода из кризиса. Поэтому в короткий срок фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы и военные расходы  в 1933 - 1939 гг. возросли в 10 раз.

   1. Были построены новейшие заводы  по выпуску танков, боевых самолётов,  орудий и т.д.

   2. Расширилось производство пушек,  подводных лодок, боеприпасов.

   3. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода  передавались в руки военных. 

   4. Осуществлялась стандартизация  железных и стальных изделий  и деталей машин. 

   Таким образом, внутренний и внешнеэкономический  курс фашизма был связан с подготовкой  ко Второй мировой войны.

   Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и открыто начал перевооружение Германии:

   · в апреле 1933г. создал министерство авиации;

   · в 1934г. было восстановлено колониальное ведомство;

   · в марте 1935г. ввёл всеобщую воинскую повинность;

   · в июне 1935г. заключил с англичанами  морской договор, по которому

   Германия  добилась права строить свой надводный  и подводный флот;

   в марте 1936г. были разорваны Локарнские соглашения и посланы войска в демилитаризованную Рейнскую область.

   Однако  западные державы не выступили с  протестом. Более того, монополии  США, Англии, Франции финансировали  фашистскую Германию, помогали оснащению  её армии, снабжая стратегическим сырьём.

   Фашисты создали сложный аппарат для  государственного регулирования экономики, где вопросы объёмов производства, ассортимента товаров и цен полностью  решались прямыми методами путём  централизованных государственных  решений.

   В 1933г. правительство Германии приняло  закон о принудительном картелировании экономики, после чего в ряде отраслей промышленности были созданы объединения промышленных фирм.

   В 1934г. был издан «Закон о подготовке к органическому построению германского  хозяйства», по которому министр экономики  получил полномочия на создание хозяйственных  объединений, их роспуск или слияние, назначал руководителей этих объединений. Были образованы 7 главных имперских  групп, через которые проводились  государственные решения в области  экономики:

   · промышленности;

   · энергетики;

   · ремесла;

   · банковского и страхового дела;

   · транспорта;

   · торговли.

   Во  главе экономике стоял Главный  хозяйственный совет. Таким образом, в руководстве экономикой делался  упор на методы прямого, административного  регулирования, в чём заключалась  отличительная особенность германского  государственно-монополистического капитализма.

   В мае 1935г. был принят закон «Об  обороне империи», по которому генеральный  уполномоченный в области военной  экономики (Я. ШАХТ) должен был поставить экономику на службу ведения войны. С этой целью:

   § шло сокращение мирных отраслей и  начато массовое производство вооружения и военных материалов;

   § увеличивался экспорт и сокращался ввоз продовольствия чтобы обеспечить стратегические отрасли валютой;

   § осуществлялся жёсткий контроль и регламентация внешней торговли. 

   В 1936г. был утвержден 4-летний план мобилизации  экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снабжения, цель которого - создание собственной сырьевой базы для обеспечения нужд военного производства. По нему военно-стратегические предприятия снабжались сырьём, кредитами  и рабочей силой в первую очередь  и 3/5 всех инвестиций поступали в  эти отрасли. В итоге тяжёлая  промышленность в 1939г. превысила уровень 1934г. на 50 %. При подготовке к войне  ускоренными темпами развивалось  производство синтетического каучука, железа, горючего, создавалась собственная крупная экономика.

   Аграрная  политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В связи с этим было создано «Имперское сословие по продовольствию» - главный орган  по регулированию сельскохозяйственного  производства. Вводилась система  принудительных поставок сельхозпродукции, продукция каждого двора находилась на строгом учёте и большую часть её крестьянин должен был сдавать по низким ценам, каждый крестьянин превращался в «солдата фронта питания», был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.

   Таким образом, быстрыми темпами происходило  сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами, сложилась  тоталитарная (т.е. командно-административная) модель государственно-монополистического капитализма (ГМК) с централизованным механизмом управления и свободный  рынок перестал служить регулятором  экономического процесса. 
 
 

Информация о работе Великая депрессия 1929-1933 гг