Влияние МСФО на реформу российского бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:57, реферат

Описание работы

Цель данной работы проанализировать влияние МСФО на реформу российского бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать востребованность и применение МСФО;
- рассмотреть реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с МСФО;
- выявить цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
- определить перспективы перехода на МСФО в Российской Федерации;
- рассмотреть проблемы реформирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1 Востребованность и применение МСФО 4
1.2 Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с МСФО 6
1.3 Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1 Перспективы перехода на МСФО в Российской Федерации 13
2.2 Проблемы реформирования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Работа содержит 1 файл

МСФО контроьная.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     1) повышение качества  информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

     Основное  направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение  качества информации, формируемой в  них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности[15, c. 85].

     2) создание инфраструктуры  применения МСФО.

     Необходимым условием широкого применения МСФО в  экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

     3) изменение системы  регулирования бухгалтерского  учета и отчетности.

     Развитие  системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая  учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

     4) усиление контроля  качества бухгалтерской  отчетности.

     Как показывает отечественная и мировая  практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

     Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями[18, c. 45]. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

     а) качественные стандарты аудиторской  деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

     б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

     в) непреложное следование аудиторских  организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

     г) единые квалификационные требования к  аудиторам независимо от того, в  какой отрасли или сфере экономики  они ведут деятельность;

     д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

     е) контроль качества работы аудиторских  организаций и аудиторов со стороны  прежде всего профессиональных общественных объединений;

     ж) эффективная система государственно-общественного  надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

     Наряду  с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

     Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер  финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

     Немалое значение для качества бухгалтерской  отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

     5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

     Развитие  бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности[15, c. 356]. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

     Как показывает отечественный и мировой  опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

     Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти[16, c. 85].

     Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Перспективы перехода  на МСФО в Российской Федерации

 

     Использование международных стандартов позволяет  предоставить рынку больший объем  информации о компании, делает компанию более прозрачной с финансовой точки  зрения. Практика свидетельствует, что  если компания имеет отчетность по международным стандартам, то, во-первых, она имеет доступ на международные рынки капитала, и, во-вторых, ей удается привлекать финансирование с рынка (и не только международного) на более выгодных условиях. Действительно, компания предоставляет достаточный объем информации о себе, что позволяет заимодавцу, потенциальному инвестору понять и оценить риски, с которыми связано предоставление финансирования. Использование МСФО при подготовке отчетности российской компании делает ее более конкурентоспособной в борьбе за источники финансирования.

     На  сегодняшний день не существует официального перевода МСФО и поэтому это наиболее болезненный вопрос. Сложность его  решения определяется целым рядом  факторов. Прежде всего, тем, каким образом  Устав Комитета по МСФО регулирует порядок издания переводов международных стандартов на национальные языки. Официальный текст международных стандартов принимается и распространяется на английском языке. Любые переводы на другие языки до недавнего времени издавались самим Комитетом или при его активнейшем участии. Это очень сложная конструкция. Она вряд ли может устраивать профессиональное сообщество и государственные органы. Именно поэтому, в Европейском Союзе права на перевод международных стандартов были переданы Комитетом по МСФО соответствующим странам. В России такой передачи пока не произошло, и это затягивает, усложняет процесс перевода. Последний раз перевод МСФО на русский язык публиковался в 1999 году. С 1999 года в международных стандартах произошло такое количество изменений, что сегодня уже трудно говорить о существовании более-менее актуального текста МСФО на русском языке. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации приступило к активным действиям по скорейшему изданию стандартов на русском языке.

     Законопроект  предусматривает обязательное проведение аудиторской проверки, подготовки отчетности по МСФО. Это повлечет существенное увеличение финансовой нагрузки. Но это нормальные деловые издержки компании. Они окупятся тем, что компания получит возможность привлечь с рынка более дешевые финансовые ресурсы. Кроме того, в этих расходах компания заинтересована: аудиторское заключение на отчетность по МСФО подтверждает добросовестность компании, надежность данных, предоставляемых ею рынку. Это своего рода вклад в положительный имидж компании. Вообще, переход на МСФО это достаточно затратное дело. Прежде всего для самих компаний. Здесь затраты на переобучение старого и наем нового персонала, приобретение или перенастройка компьютерных систем, изменение систем документооборота и внутреннего контроля, переориентация всей системы управления компанией. Это затраты и для государственных учреждений, ибо они должны переобучить свой персонал, занятый надзором и анализом информации о компаниях. [9,с.13-15]

     В настоящее время Министерство финансов по заданию Правительства работает над Концепцией развития системы учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Каким образом будет строиться система регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации? Совершенно очевидно, что для целого ряда компаний МСФО превратятся в основной базовый комплект, определяющий содержание и порядок подготовки финансовой отчетности. Для других компаний, например, непубличных, средних и мелких, не исключается необходимость сохранения российских правил отчетности.

2.2 Проблемы реформирования

 

     Переход на международные стандарты финансовой отчётности нельзя рассматривать как  единственную цель реформирования. В  действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний.[11,с.68-69] Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности. Можно выделить ряд сложностей, препятствующих реформированию.

     Постоянное  обновление МСФО – в последние  несколько лет МСФО претерпевают серьёзные концептуальные изменения  и по существу представляют нечто  вроде «движущейся мишени», попасть  в которую – задача, нелёгкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработке Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.

     Необходимость понижения в отдельных случаях  статуса разрабатываемого документа  – например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухучёте операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования бухучёта. То же самое произошло в отношении положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее время в российском учете.

     «Человеческий»  фактор – средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к МСФО, поскольку это может потребовать значительных затрат. [16,с.4-6]

     Недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности. Как правило, это ПБУ расчетного характера, требующие профессионального суждения со стороны бухгалтера - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

     Ориентация  бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учёта и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.

     Отсутствие  отраслевых указаний по применению новых  правил бухгалтерского учёта – этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщённый характер МСФО и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). В ПБУ также приводится лишь общее описание методов учёта тех или иных операций, а прежняя практика, когда союзные министерства и ведомства разрабатывали на базе правил Минфина отраслевые указания, отсутствует. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.

Информация о работе Влияние МСФО на реформу российского бухгалтерского учета