Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.
Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Работа содержит 1 файл

Анализ безубыточности реферат готовый.docx

— 40.43 Кб (Скачать)

     Отсюда  находим критический объем: 

Q ' = F / (p-v)

где Q ' — точка безубыточности (критический  объем в натуральном выражении).

     Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном  выражении: 

S = F * p /(p - v) = Q' * p 

     где S — критический объем производства и реализации продукции.

     Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна  нулю.

     Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в  натуральном и стоимостном выражении  справедливы лишь, когда выпускается  только один вид продукции или  когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов  товара с разными предельными  затратами, тогда необходимо учитывать  структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

     Точка закрытия предприятия — это объем  выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при  котором выручка равна постоянным затратам: 

Q" = F / p 

     где Q" — точка закрытия.

     Если  фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

     Еще один аналитический показатель, предназначенный  для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим  и критическим объемами выпуска  и реализации (в натуральном выражении): 

Кб = Оф - Q ' 

     где Kб — кромка безопасности; Оф —  фактический объем выпуска и  реализации продукции.

     Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка. 

К% = Кб / Qф * 100%, 

     где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

     Кромка  безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков.

     3. Метод уравнений основан на решении системы уравнений: 

П = В  – VC – FC = Ц*X – AVC *X – FC = 0 

X = Nпор  = FC / (Ц – AVC)

     Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных  изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.

     Модель  безубыточности опирается на ряд  исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

     Данные  о величине маржинального дохода и других производных показателей  получили довольно широкое распространение  для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого  удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

     Во  многом это объясняется сравнительной  простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже  не считаются постоянными, и любые  результаты, полученные без учета  таких ограничений, могут привести к неправильным выводам.

     Наряду  с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными  недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными  в ее основу. При расчете точки  безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов  производства и продаж без учета  возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При  определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

     Анализ  точки безубыточности служит одним  из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при  комбинированном применении с другими  методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

     В целом, как анализ точки безубыточности, так и маржинальный анализ являются важными инструментами в процессе планирования производства и финансовых потоков и все шире применяются  в практике деятельности предприятий. 
 

Заключение

    Обеспечение эффективного функционирования предприятий  требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во много  определяется умением ее анализировать. С помощью метода маржинального анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль  за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития

    Внедрение этой методики в практику работы предприятий  будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования прибыли.

    Маржинальная  прибыль (валовая  маржа, маржа покрытия) - это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

    Маржинальный  анализ широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

    А) более точно исчислить влияние  факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

    Б) определить критический уровень  объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

    В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

    Г) исчислить необходимый объем  продаж для получения заданной величины прибыли;

    Д) обосновать наиболее оптимальный вариант  управленческих решений, касающихся изменения  производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Батрин Ю. Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий.- М.: Высшая школа, 2010,- 283с.
    2. Грищенко О. Маржинальный анализ в диагностике финансово-хозяйственного состояния предприятия //Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - 12. - С. 33-47.
    3. Косьмина О.И. Экономический анализ в системе управления: опыт применения методики маржинального анализа //Проблемы современной экономики. - 2010. - 5. - С. 37-52.
    4. Янковский К.П., Музсарь И. Ф.Управленческий учет. - СПб: Питер, 2009.- 128 с.
    5. 12. www.zis.by.ru  статья –«Метод маржинального анализа продуктов и направлений», рубрика «финансы», автор: Вадим Омельянович
    6. 13. www.cfin.ru.

Информация о работе Анализ безубыточности