Анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

В работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических основ определения кредитоспособности ссудозаемщика;
2. оценка кредитоспособности юридического лица на материалах банка «ВТБ 24» (ЗАО);
3. рассмотрение международной и отечественной практики оценки кредитоспособности и платежеспособности ссудозаемщика.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 80.97 Кб (Скачать)

Последний критерий - контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита  стандартам банка и органов надзора).

Рассмотренные критерии кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу таких  способов относятся: оценка делового риска; оценка менеджмента; оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы  финансовых коэффициентов; анализ денежного  потока; сбор информации о клиенте; наблюдение за работой клиента путем  выхода на место.

 

1.2 Методы оценки  кредитоспособности и их характеристика

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, поэтому  оценить и рассчитать каждый из них  непросто. Большая часть анализируемых  на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или на какую-нибудь отчетную дату. Вместе с тем все они подвержены искажающему влиянию инфляции. Сложность  представляют выявление и количественная оценка некоторых факторов, таких, например, как репутация заемщика. Применяется  множество методов и подходов решения данной задачи, не исключающих  друг друга, а дополняющих в комплексе  и делающих оценку кредитоспособности заемщика соответствующей реальности.

Согласно классификации, предложенной профессором И. В. Вишняковым, подходы к оценке кредитоспособности заемщиков можно разделить на классификационные модели и модели на основе комплексного анализа. Из классификационных  моделей выделяются прогнозные, которые  позволяют дифференцировать заемщиков  в зависимости от вероятности  банкротства, и рейтинговые, которые  группируют заемщиков в зависимости  от их категории, устанавливаемой с  помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых  им уровней значимости.

Рейтинговая оценка позволяет  прогнозировать своевременность совершения будущих платежей, ликвидность и  реальность оборотных активов, оценить  общее финансовое состояние фирмы  и ее устойчивость, а также дает возможность определения границ снижения объема прибыли, в которых  осуществляется погашение части  фиксированных платежей. Преимуществами рейтинговых моделей являются простота, возможность расчета оптимальных  значений по частным показателям, способность  ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (используются показатели, отражающие различные стороны деятельности заемщика) Однако при использовании  данной методики следует учитывать  ряд факторов: [14, c.127]

1. Необходимость тщательного  отбора финансовых показателей  (требуется использовать показатели, описывающие разные стороны работы  заемщика, с тем, чтобы более  полно охарактеризовать его положение).

2. Важность обоснования  пороговых значений показателей  (в нашей стране довольно сложно  осуществить подобный подход, так  как недостаточно сведений о  фактическом состоянии и уровнях  данных показателей в экономике  России, а также мала степень  участия банков в формировании  такой базы данных).

3. Необходимость обоснования  коэффициентов значимости для  каждой группы показателей в  соответствии с отраслью деятельности  конкретного заемщика.

4. Определение величины  отклонений в пограничных областях, относящих заемщиков к различным  классам.

5. Учитываются уровни  показателей только относительно  оптимальных значений, соответствующих  отдельным установленным нормативам, но не принимается во внимание  степень их выполнения или  невыполнения.

6. Финансовые коэффициенты  отражают положение дел в прошлом  на основе данных об остатках.

7. Рассчитываемые коэффициенты  должны учитывать многие факторы  - репутацию заемщика, перспективы  и особенности рыночной конъюнктуры,  оценки выпускаемой и реализуемой  продукции, перспективы капиталовложений  и т. д.

Прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных  заемщиков. При множественном дискриминантном  анализе (МДА) используется дискриминантная  функция (Z), учитывающая неоднократные  параметры (коэффициенты регрессии) и  факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе  финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются по выборке  фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного  времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное количество обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии. Наиболее известными моделями МДА являются модели Альтмана и Чессера, М.А. Федотовой, Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова [12, c. 192].

Помимо моделей прогнозирования  вероятного банкротства заемщика могут  использоваться и упрощенные, основанные на системе определенных показателей.

При классификации кредитов возможно использование модели CART (Classification and regression trees), что переводится как «классификационные и регрессионные деревья». Это непараметрическая модель, основные достоинства которой заключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкости вычислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы.

Методика на основе анализа  денежных потоков, в отличие от подхода, основанного на финансовых коэффициентах, позволяет использовать не данные об остатках по статьям активов и  пассивов, а коэффициенты, определяемые по данным об оборотах ликвидных активов, запасах и краткосрочных долговых обязательствах, посредством расчета  чистого сальдо различных поступлений  и расходов, и показывает величину общего чистого денежного потока.

Элементами притока средств  за период являются: прибыль, полученная в данном периоде; амортизация, начисленная  за период; высвобождение средств: из запасов, дебиторской задолженности, основных фондов, прочих активов; увеличение кредиторской задолженности; рост прочих пассивов; увеличение акционерного капитала; выдача новых ссуд.

В качестве элементов оттока средств выделяют: уплату: налогов, процентов, дивидендов, штрафов и  пеней; дополнительные вложения средств: в запасы, дебиторскую задолженность, прочие активы, основные фонды; сокращение кредиторской задолженности; уменьшение прочих пассивов; отток акционерного капитала; погашение ссуд.

Кратковременное превышение оттока над притоком говорит о  дефиците денежных средств (более низком рейтинге клиента). Систематическое  превышение оттока над притоком средств  характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя величина общего денежного потока может устанавливаться  в качестве предела выдачи новых  кредитов, так как показывает размер средств, с помощью которых клиент имеет возможность погасить долговые обязательства. На основе соотношения  величины общего денежного потока и  размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности. Нормативные уровни этого соотношения: класс I — 0,75; класс II — 0,30; класс III — 0,25; класс IV — 0,2; класс V — 0,2; класс VI —0,15. Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых сторонах управления предприятием. Выявление узких мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре.

В рамках комплексных моделей  анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. Так, например, в практике банков США  применяется правило шести «Си», в Англии - методика «CAMPARI», заключающаяся  в поочередном выделении из кредитной  заявки и прилагаемых финансовых инструментов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в  их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом.

Анализ существующей практики системы отбора заемщиков коммерческого  банка позволил выявить следующие  недостатки: субъективизм; негибкость и нестабильность; отсутствие системы  обучения, передачи знаний и повышения  квалификации - прежде чем стать  высококвалифицированным специалистом, необходимо накопить определенный уровень  знаний, основанный на приобретении достаточного опыта в данной сфере, а обучение кредитных аналитиков находится, как правило, на недостаточно высоком уровне вследствие отсутствия эффективных методик анализа и технологий обучения; ограничение числа рассматриваемых заявок, которое обусловлено ограниченными физическими ресурсами человека, в результате этого - упущенная выгода от ограничения числа рассматриваемых заявок [14, c. 133].

Целесообразно выделить методику, основанную на анализе делового риска, часто описываемую в российской экономической литературе и использующую качественные факторы при оценке риска заемщика. Деловой риск связан с непрерывностью кругооборота оборотных  средств, с вероятностью не завершить  эффективно этот кругооборот.

В практике ведущих российских банков в целях достоверной оценки финансового состояния потенциальных  заемщиков используются экспресс-методики анализа финансового состояния, а также анализ денежных потоков. При этом наряду с количественными показателями оценки кредитоспособности заемщиков банки уделяют внимание и качественным показателям, внешним и внутренним факторам, влияющим на бизнес.

Возможности анализа качественных показателей ограничены из-за отсутствия единой нормативной базы по отраслям экономики. Нет и отраслевых справочников или классификаторов, позволяющих  достоверно отнести ту или иную организацию - заемщика к определенному классу кредитоспособности с учетом ее отраслевых особенностей, а также дающих банкам возможность оценивать свой риск при предоставлении кредитных ресурсов. Российские коммерческие банки вынуждены  опираться в основном на собственную  информационную базу, уделяя большое  внимание репутации заемщика, его  кредитной истории, а не финансовым возможностям.

 

 

 

 

2. Оценка кредитоспособности  юридического лица

2.1 Оценка методов определения кредитоспособности заемщика

Рассмотрим оценку методов  определения кредитоспособности заемщика на материалах ЗАО – фирма «Чебоксарская  керамика» на основе расчета финансовых коэффициентов и определим класс  и рейтинг заемщика [17, c. 61].

Таблица 4. Оценка основных показателей  деятельности предприятия ЗАО –  фирма «Чебоксарская керамика» за 2009 - 2010 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонения,

(+;-)

1. Коэффициент абсолютной  ликвидности

0,13

0,49

-0,36

2. Коэффициент промежуточной  ликвидности

0,21

0,72

-0,51

3. Коэффициент текущей  ликвидности

1,93

2,1

-0,17

4. Коэффициент  автономии

0,82

0,83

-0,1

5. Коэффициент финансовой  устойчивости

0,831

0,821

-0,01

6. Коэффициент финансовой  зависимости

0,169

0,179

+0,01

7. Коэффициент финансирования

4,91

4,57

-0,34

8. Коэффициент инвестирования

1,29

  1,25

-0,04

9. Коэффициент маневренности

  0,22

  0,20

-0,02

10. Финансовый рычаг (леверидж)

0,2

0,22

+0,02

11. Рентабельность активов  по прибыли до н/я

50,0

42,0

-8,0

12. Рентабельность активов  по результатам основной деятельности

35,0

28,0

-7,0

13. Рентабельность деятельности  по прибыли до н/я

9,0

  7,1

-1,9

14. Рентабельность продаж (основной деятельности)

13,0

10,0

-3,0

15. Рентабельность собственного  капитала, исходя из чистой прибыли  и собственного капитала

29,5

  17,6

-11,9


Рассчитав показатели оценки платежеспособности предприятия, можно  сделать вывод: коэффициент абсолютной ликвидности за отчетный период ниже нормы, а это свидетельствует  о том, что большая часть текущей  задолженности не может быть погашена на дату составления баланса, т. е. в 2009 г. предприятие могло погасить краткосрочных обязательств 49 % немедленно за счет денежных средств и поступлений, а в 2010 г. только 13 %, что связано со значительным сокращением денежных средств. Коэффициент срочной ликвидности также свидетельствует о том, что довольно весомая часть текущих обязательств в 2009 г. не может быть погашена как за счет имеющихся средств, так и за счет ожидаемых финансовых поступлений. Коэффициент текущей ликвидности свидетельствует о том, что текущие активы в 2010 г. частично не могут покрыть краткосрочные обязательства.

Таким образом, вероятность  восстановления рассматриваемого предприятия  за отчетный период невелика.

Если говорить о более  детальном анализе ликвидности  и платежеспособности, то коэффициент  «цены» ликвидации свидетельствует  о достаточности имеющихся активов  для покрытия внешних обязательств на анализируемом предприятии. Общий  же коэффициент ликвидности баланса  говорит об ухудшении финансовой ситуации на ЗАО – фирма «Чебоксарская  керамика» за отчетный период.

Коэффициент автономии характеризует  роль собственного капитала в формировании активов организации. Данные таблицы  показывают фактическое превышение нормативного значения коэффициента и  его пошатнувшуюся динамику: в 2010 г. этот коэффициент составил 0,821. Из расчетов видно, что коэффициент автономии снизился одновременно с ростом соотношения заемных и собственных средств, это свидетельствует о снижении финансовой независимости организации и повышении риска финансовых затруднений в будущие периоды.

Коэффициент финансовой устойчивости можно применять для расчета  в качестве дополнения и развития показателя финансовой независимости. Финансовая зависимость организации  возросла с 0,17 до 0,18 и увеличилась в 2010 г. относительно своего нормативного значения почти в 1,06 раза.

Коэффициент финансирования собственным капиталом заемного капитала оказался значительным по размеру. Если в 2009 г. величина собственного капитала почти в 5 раз превышала заемный капитал, то в 2010 г. это превышение уменьшилось почти до 4,5 раз. В составе заемного капитала преимущественно находится кредиторская задолженность, которая при умелом использовании может быть совсем «бесплатной». Все это привело к тому, что собственный капитал значительно превысил заемные и привлеченные средства, что и обеспечило устойчивое развитие организации.

Информация о работе Анализ деятельности предприятия