Анализ кредитоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности на базе изучения отечественного и зарубежного опыта. При написании работы использовалась экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности заемщиков кредитных учреждений России, финансовая отчетность ООО «Холод», которое функционирует в соответствии с уставом и другими учредительными документами.

Содержание

Введение 3

1. Анализ кредитоспособности предприятия 4

1.1 Понятие и критерии кредитоспособности предприятия 4

1.2 Информационная база анализа кредитоспособности 5

1.3 Кредитные риски и методы управления ими 8

1.4 Методика анализа кредитоспособности заемщиков, исходя из опыта отечественных банков 10

2. Анализ кредитоспособности предприятия на примере ООО Холод 19

2.1 Характеристика ООО «Холод» 19

2.2 Анализ кредитоспособности ООО «Холод» по методике Сбербанка России 22

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Анализ кредитоспособности.docx

— 98.02 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Анализ кредитоспособности  предприятия 4

1.1 Понятие и критерии  кредитоспособности  предприятия 4

1.2 Информационная база  анализа кредитоспособности 5

1.3 Кредитные риски  и методы управления  ими 8

1.4 Методика анализа  кредитоспособности  заемщиков, исходя  из опыта отечественных  банков 10

2. Анализ кредитоспособности  предприятия на  примере ООО Холод 19

2.1 Характеристика ООО  «Холод» 19

2.2 Анализ кредитоспособности  ООО «Холод» по  методике Сбербанка  России 22

Заключение 26

Список  использованной литературы 27 
 

 

Введение

     Задачи  улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость  использования экономических методов  управления кредитом, ориентированных  на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить  неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

     Больше  всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются  банки: их прибыльность и ликвидность  во многом зависят от финансового  состояния клиентов. Снижение риска  при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования  кредита.

      При анализе кредитоспособности банки  должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства  в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический  характер, а так же связан с личными  качествами руководителей предприятия.

      Состав  и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное  состояние предприятий с точки  зрения эффективности размещения и  использования заемных средств  и всех средств вообще, оценить  способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

      Способность своевременно возвращать кредит оценивается  путем анализа баланса предприятия  на ликвидность, эффективного использования  кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств  руководителей предприятий.

      В связи с тем, что предприятия  значительно различаются по характеру  своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные  и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету  соответствующих показателей  не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной  международной практике также отсутствуют  твердые правила на этот счет, так  как учесть все многочисленные специфические  особенности клиентов практически  невозможно.

Процесс кредитования связан с действием  многочисленных и многообразных  факторов риска, способных повлечь  за собой непогашение ссуды в  назначенный срок. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой  их непогашение. Такое изучение именуют  анализом кредитоспособности.

Основная  цель такого анализа – определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду  в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который  он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Целью данной работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности на базе изучения отечественного и зарубежного  опыта. При написании работы использовалась экономическая литература отечественных  авторов, раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности заемщиков  кредитных учреждений России, финансовая отчетность ООО «Холод», которое функционирует в соответствии с уставом и другими учредительными документами.

     Анализ  кредитоспособности ООО «Холод» проводился на основе финансовой отчетности – бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, данная отчетность рассматривалась за период с 2008 до 2009 г.г.

 

1. Анализ кредитоспособности  предприятия

1.1 Понятие и критерии  кредитоспособности  предприятия

      Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное  состояние предприятия, которое  дает уверенность в эффективном  использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с  условиями договора. Изучение банками  разнообразных факторов, которые  могут повлечь за собой непогашение  кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа  кредитоспособности.

      Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента:

  • характер клиента,
  • способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности),
  • капитал,
  • обеспечение кредита,
  • условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).

      Под характером клиента понимается его  репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень  ответственности клиента за погашение  долга, четкость его представления  о цели кредита, соответствие ее кредитной  политике банка.

      Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность  зарабатывать средства для погашения  долга в ходе текущей деятельности. Здесь целесообразно ориентироваться  на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

      Капитал предприятия является не менее важным критерием кредитоспособности предприятия. При этом важны следующие два  аспекта его оценки.

1) его  достаточность, которая анализируется  на основе требований Центрального  банка к минимальному уровню  уставного фонда (акционерного  капитала) и коэффициентов финансового  левереджа

2) степень  вложения собственного капитала  в кредитуемую операцию, что свидетельствует  о распределении риска между  банком и заемщиком. Чем больше  вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность  заемщика в тщательном отслеживании  факторов кредитного риска.

      Под обеспечением кредита понимается стоимость  активов заемщика и конкретный вторичный  источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный  в кредитном договоре. Если соотношение  стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для  погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника  гарантирует выполнение им своих  обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном  денежном потоке у клиента банка (проблемах с ликвидностью его  баланса или недостаточностью капитала).

      К условиям, в которых совершается  кредитная операция, относятся текущая  или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка  и учитываются при решении  вопроса о стандартах банка для  оценки денежного потока, ликвидности  баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.

     Последний критерий — контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием  его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов  на следующие вопросы:

  • имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия,
  • как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового),
  • насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующего качество ссуд.

      Изложенные  критерии оценки кредитоспособности клиента  банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:

  • оценка делового риска;
  • оценка менеджмента;
  • оценка финансовой устойчивости предприятия на основе системы финансовых коэффициентов;
  • анализ финансового потока;
  • сбор информации о клиенте;
  • наблюдение за работой предприятия путем выхода на место.

      Несмотря  на единство критериев и способов оценки, существует специфика в анализе  кредитоспособности юридических и  физических лиц, крупных, средних, и  мелких клиентов. Эта специфика заключается  в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.

1.2 Информационная база анализа кредитоспособности

      В настоящее время в России существую  базы данных о заемщиках – кредитные  бюро. Бюро кредитных историй предоставляют  отчеты о кредитных операциях  в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида кредита  и, что самое важно, степени детализации, необходимой кредитору. Самый простой  отчет содержит информацию о прошлых  невозвратах и просрочках ссуд - так называемые "черные", или "негативные" данные. Самые детальные отчеты - "белые", или "позитивные" - включают весь комплекс информации об активах  и пассивах ссудополучателя, гарантиях, структуре задолженности по срокам и времени погашения.

      Кредитная история заемщика - юридического лица включает открытую (или титульную) часть, содержащую следующую информацию:

  • полное и сокращенное наименования юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • государственный регистрационный номер записи сведений о создании юридического лица (регистрации индивидуального предпринимателя) в соответствующем едином государственном реестре;
  • ИНН и идентификатор субъекта кредитной истории, присвоенный заемщику - юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) бюро кредитных историй.

      Она включает и закрытую (или конфиденциальную) часть:

  • паспортные данные;
  • место регистрации и фактическое место жительства руководителя и главного бухгалтера заемщика - юридического лица (индивидуального предпринимателя) и лиц, осуществляющих обязанности единоличного или коллегиального органа управления, а также имеющих право давать обязательные для заемщика - юридического лица указания и подписывать договоры;
  • сведения об аффилированных лицах данного заемщика и этапах процедуры банкротства заемщика;
  • судебные акты в отношении юридического лица и др.

      Иногда  банки сверяют свою информацию с  данными других банков, имевших отношения  с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить  данные у различных поставщиков  и покупателей данной фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого  кредита, необоснованных претензиях и  удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товары. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими  банками позволяет также выявить  репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих  работников.

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия